Антиинфляционная политика государства.
Типы антиинфляционной политики: 1Неоинфляционный подход – предполагает регулирование цен и доходов. 2Кейнсианский подход – предполагает меры рестрикционного характера: -Правительство сдерживает денежную эмиссию -Правительство ограничивает кредитную экспансию (наступление) -Темпы роста денежной массы увязываются с темпами роста ВВП - таргетирование
Антиинфляционная политика: 1Меры краткосрочного характера: -Снижение налогов -Предоставление льгот бизнесу -Рост ставки процента по вкладам населения (ВСДС – Банк – Предприниматели: банк – (банковский %) – ВСДС, банк – (ссудный %) – предприниматели, банк – (ставка рефинансирования) – центральный банк). -Рост эмиссии ценных бумаг 2Меры долговременного характера: -Структурная перестройка в стране -Осуществление государственной протекционистской и патерналистской политики -Осуществление эффективной антимонопольной политики -Развитие национального производства
36 Макроэкономическая нестабильность - нарушения макроэкономического равновесия, проявляющиеся: Трудоспособные (экономически активное население) – совокупность занятых и безработных (80 млн. граждан). Занятые – работающие (73 млн. человек). Безработные – люди, в данный момент не работающие, но активно ищущие работу, готовые к ней приступить (5 млн. человек - на 2011 г., 1,5 млн. человек – на 2012 г.) Полная занятость - совокупность фрикционной и структурной безработицы. Гистерезис (инфляции) – не возврат к прежнему уровню инфляции. Гистерезис (безработицы) – не возврат к естественному уровню безработицы.
37 Виды безработицы: 1Фрикционная безработица – время поиска лучшей работы, время поиска лучших работников. 2Структурная безработица – связана со структурными изменениями в национальной экономике. 3Циклическая безработица – циклические колебания в развитии национальной экономике, в период кризиса наблюдается возрастание безработицы. 4Институциональная безработица – связана с неэффективной организацией рынка труда (наличие прописки, регистрации, вида на жительства, миграционного законодательства). 5Сезонная безработица – обусловлена сезонными колебаниями в развитии общественного производства. 6Застойная безработица – объединяет тех людей, которые считают работу ненужной, людей на маргинальном уровне. Типы безработицы – предполагают объединение различных видов безработицы по соответствующим критериям (времени, экономической определенности). Естественный уровень безработицы (6% от экономически активного населения страны). Фактический уровень безработицы – то, что сложилось объективно (7% экономически активного населения страны). Превышение фактического уровня над естественным на 1% ведет к недополучению в стране ВВП в объеме 2,5% - закон Оукена. К середине 20-го в. определилась обратная зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы, т.е. снижение инфляции обеспечивается за счет роста безработицы и ограничения занятости (график снова). Стратегия Кейнса: направлена на ограничение безработицы, на рост уровня занятости, на стимулирование совокупного спроса. Монетаристская стратегия: вызывает рост безработицы, но снижение инфляции или снижение безработицы, но рост инфляции.
38 Проблема выбора между инфляцией и безработицей за последние 40 лет породила немало сумятицы в умах, однако сегодня бал правит согласие во мнениях. Вот как вы- сказывался в 1968 г. о связи между инфляцией и безработицей Милтон Фридмен: Существует только временная обратная зависимость между инфляцией и безработицей, основывающаяся не на инфляции perse (самой по себе, (лат.) — Прим. перев.), а на непредвиденной инфляции. Широко распространенное убеждение о наличии постоянной зависимости между ними есть усложненная версия путаницы между «высокой» и «возрастающей», которую мы все рас- познаем в более простых формах.
Возрастающие темпы развития инфляции могут привести к снижению безработицы, высокие темпы — нет. Выбор между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде 743 Новости БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ В связи с приближением президентских выборов 1996 г. уровень безработицы в США снизился до 5,1 %. ФРС при- дется найти ответ на трудный вопрос: не пересекла ли экономика «границу» естественного уровня безработицы? ПОПЫТКА ПОНЯТЬ, КАК НИЗКО МОЖЕТ «ПАСТЬ» БЕЗРАБОТИЦА Ричард Стивенсон Вашингтон. Данные о том, что уровень безработицы достиг самого низкого за последние семь лет уровня, привлекли дополнительное внимание ко все более и более доминирующему над политическими дебатами и финансовой информацией вопросу.
39 Финансы - часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления. Финансы (как экономическая категория) – выражают отношение между субъектами рынка по поводу воспроизводства и распределения общественного продукта. Развитие государства, развитие экономики уже со второй половины 19 в. привели к огосударствлению денежных потоков и возникли финансы государства. Одновременно с ними возникли финансы предприятий, корпораций. Экономические отношения на уровне государства связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов – финансы государства. Экономические отношения, развивающиеся на уровне предприятий, связанные с оборотом децентрализованных денежных фондов – финансы предприятий. Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и эффективным использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов на уровне государства и предприятий.
Функции финансов: 1Распределительная – посредством финансов осуществляется распределение доходов экономических агентов. 1.1 Горизонтальное распределение (возникают факторные доходы) 1.2 Вертикальное распределение (возникают производные доходы): 1Государство – 2Бизнес – 3Население (1-2 – дотации, 2-1 – налоги, 2-3 – заработная плата, 1-3 – трансферты, 3-1 - налоги). 1.3 Структурного характера (государство выделяет средства на строительство) Регионального характера 1.5 Социального характера (трансферты, социальные программы) 2Регулирующая - государство через налоги, кредиты, государственные расходы, через финансовую политику воздействует на развитие национальной экономики посредством регулирования движения финансовых потоков, финансовых ресурсов. 3Контролирующая – государство контролирует распределение финансовых потоков, расходы - доходы.
40. Финансы (как экономическая категория) – выражают отношение между субъектами рынка по поводу воспроизводства и распределения общественного продукта. Финансово-кредитные учреждения: 1Центробанк РФ 2Коммерческие банки 3Пенсионные фонды 4Страховые агентства 5Инвестиционные фонды Финансовая система – совокупность форм, методов, структур, в которых осуществляется развитие финансовых отношений, образование, распределение и эффективное использование фондов денежных средств, осуществляемых государством и предприятиями. Централизованные (государственные) финансы – государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Децентрализованные финансы – фонды системы социального страхования, финансы предприятий и организаций.
41. Финансовая политика государства: 1Классическая – идеологи: А. Смит, Д. Риккардо. -В основе этого типа лежит идеологический тезис о сохранении и развитии свободной конкуренции. -Использование рыночных механизмов хозяйствования -Господство принципа «невидимой руки», объективные действия экономических законов
-Государство не должно вмешиваться в развитие финансовых отношений 2Регулирующая (дискреционная) – идеолог: Дж. Кейнс. -Государство через дискреционную (ограничительную) финансовую политику, через денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политику, через политику регулирования ставки процента, Кейнс предлагал организовывать и развивать финансовую систему экономики. -Основными инструментами являются государственные расходы – стимулирование совокупного спроса. Важным инструментом являются прямые налоги. -Государственный кредит и, следовательно, начинает играть роль ставка процента -Жесткое государственное вмешательство. 3Автоматическая – цель: максимальная концентрация финансовых ресурсов в руках государства для последующего их перераспределения. -В части наполнения доходов государственного бюджета осуществляется через соответствующие ставки налогообложения, доходы формируются автоматически. -Расходы государства осуществляются автоматически через внутренние встроенные стабилизаторы (трансфертные выплаты).
42. Инфраструктура рынка: -Производственный элемент (транспортное производство, складское производство). -Социальный элемент (жилье, больницы, школы). -Метаструктура (банки, биржи, инвестиционные фонды) – денежно-кредитная система общества. Кредит – форма движения ссудного капитала на принципах срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Кредитные отношения – возникают между кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного капитала.
43. Функции центрального банка России: 1Эмиссия наличных денег 2Организация денежного обращения и кредита 3Осуществление кредитования коммерческих банков через ставку рефинансирования. 4Контрольная функция 5Центральный банк России – главный инструмент макроэкономического планирования и регулирования.
Монетарная политика Центробанка: 1Операции на открытом рынке (с ценными бумагами) 2Регулирование ставки процента (через ставку рефинансирования) 3Норма обязательных банковских резервов. Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, которое осуществляет расчетные, кредитные, фондовые и другие операции. Главная функция коммерческих банков – посредничество в платежах, кредите, экономических сделках.
44. Кредит – форма движения ссудного капитала на принципах срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Кредитные отношения – возникают между кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного капитала. Экономические формы кредита: 1Коммерческий кредит – предоставляется предпринимателями друг другу. Вексель – долговое обязательство.
Простой вексель – обязательство заемщика уплатить данную сумму денег держателю векселя при наступлении данного срока. 2Банковский кредит – предоставляется банками заемщикам в форме денежной ссуды (долговременный и краткосрочный кредиты). 3Потребительский кредит – предоставляется частным лицам на бытовые цели. 4Ипотечный кредит – долгосрочная ссуда под залог недвижимости. 5Государственный кредит – и кредитором и заемщиком одновременно выступает государство. Инструментом государственного кредита выступают облигации государственного займа. 6Международный кредит – государства занимают друг у друга. Функции кредита: 1Перераспределительная функция – здесь капитал-собственность трансформируется в капитал-функцию. 2Кредит содействует экономии, снижению издержек обращения, через осуществление безналично-денежного оборота. 3Кредит способствует ускорению НТП через снижение риска в осуществлении инновационных и венчурных проектов (высоко рисковые проекты).
45. Банки и банковская система общества. Банк – экономический институт, структура, осуществляющая привлечение и размещение денежных ресурсов. Не банковские кредитные организации: 1Пенсионные фонды (государственные, не государственные) – объединяют временно свободные денежные средства и инвестируют их. 2Страховые компании – осуществляют страхование жизни, имущества, рисков. 3Инвестиционные компании – осуществляют эмиссию ценных бумаг. 4Трастовые структуры – осуществляют доверительное управление финансовыми ресурсами. 5Холдинговые компании – держательские структуры (держат контрольные пакеты акций). Банковские операции и банковские деньги – производят функциональные операции: 1Пассивные операции – связаны с мобилизацией и аккумулированием финансовых ресурсов. 2Активные операции – связаны с эффективным размещением активов банка. Пассив баланса банка – характеризует его обязательства, которые включают в себя текущие и срочные депозиты и собственный капитал. Включается в собственный капитал и прибыль банка. Актив баланса банка – характеризует финансовые возможности банка. Включает в себя наличные деньги в кассе, ссуды, кредиты и учтенные векселя. Обязательные банковские резервы (авуары) – доля банковских депозитов и других пассивов, которые должны содержаться в виде депозитов в Центробанке России. Норма обязательных банковских резервов – определенная законом количественная величина этой доли (10%). Коммерческие банки своей деятельностью продуцируют банковские деньги и обусловливают эффект мультипликатора (осуществляется мультипликационное предложение денег). Банковский мультипликатор - мультипликатор денежного предложения. Эта величина обратно пропорциональна норме банковского резерва (m=1/r*100% m=dM/dR*100% - числитель – прирост депозитов, знаменатель – прирост резервов, m - мультипликатор). Сумма конечного предложения денег банками: Mbank = M1*m Коэффициент монетизации - выражает насыщенность экономики деньгами: Kмонетизации = M2/ НВВП *100%
46. Центральный банк России – главный инструмент макроэкономического планирования и регулирования. Монетарная политика Центробанка: 1Операции на открытом рынке (с ценными бумагами) 2Регулирование ставки процента (через ставку рефинансирования) 3Норма обязательных банковских резервов. Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, которое осуществляет расчетные, кредитные, фондовые и другие операции. Главная функция коммерческих банков – посредничество в платежах, кредите, экономических сделках. Сеньораж — доход, получаемый от эмиссии денег за счёт разницы между себестоимостью изготовления купюры и ее номинальной стоимостью.
47. Государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, которым распоряжается правительство (министерство финансов). На первом уровне – федеральный бюджет (гос. бюджет), бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. Доходы гос. бюджета – они более чем на 90% формируются за счет налоговых поступлений и 10% - доходы государственных предприятий и доходы государственной собственности. Доходы РФ на 2012 г. составляют 11,4 трил. руб. (21% ВВП). Расходы гос. бюджета – 12,6 трил. руб (23,2% ВВП). Расходы направляются на обеспечение экономического роста в стране, на реализацию социальных программ и на развитие социальных комплексов (ресурсоно-сырьевого комплекса, агропромышленного комплекса, строительного комплекса).
48. Государственный долг – сумма накопленных дефицитов государственного бюджета за всю историю развития национальной экономики. Внутренний долг – величина задолженности государства своим гражданам, предприятиям, организациям. Внешний долг – задолженность данного государства гражданам и организациям других государств. Управление государственным долгом – совокупность действий государства по его погашению: 1Рефинансирование – представляет собой выпуск новых займов для погашения старых займов. 2Конверсия – изменение доходности займов, вкладов путем снижения ставки процента. 3Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения ценных бумаг. 4Дюрация – одновременное осуществление конверсии и консолидации.
49. Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35). Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.
50. Налог как экономическая категория выражает отношение (финансовое) между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны. Экономические элементы налогов: 1Объект налога (налогообложения) – доход, имущество, выручка, наследство, богатство. 2Источник налога – доход, исходя из которого выплачивается налог (факторные доходы). 3Ставка налога – величина налога с единицы налогообложения (13% от заработной платы, 20-24% от прибыли, 18% НДС). Твердые ставки – абсолютная сумма взимания независимо от дохода (1000 руб. с тонны). Пропорциональные ставки – данный процент взимания независимо от суммы дохода (13% от заработной платы и проч.). Прогрессивные ставки – предполагают рост налоговой ставки по мере роста дохода (объекта налогообложения). Совокупность взимаемых государством налогов, сборов и платежей, а так же система налогового законодательства и структур налогообложения – налоговая система страны. В основе налоговой системы лежат 4 вида налогов: 1Налог на прибыль предприятий или корпораций (24%) 2Налог на добавленную стоимость (18%) 3Подоходный налог (13%) 4Различные виды косвенных налогов (акцизные, таможенные, рентные платежи).
51. Виды налогов: 1По экономическому критерию: -Прямые налоги - уплачиваются непосредственно налогоплательщикам. Прямые налоги предполагают, что налоговая сумма прямопропорционально определяется суммой дохода. -Косвенные налоги – обязательные платежи, включенные в цену товара в виде акцизов (косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны). -Пропорциональные налоги – налоги по неизменной налоговой ставке, которая не зависит от величины налога (1000 руб. с тонны). -Чистые налоги – налоги, уплачиваемые населением за вычетом социальных трансфертов (600-400=200 – чистые налоги). -Специальные налоги (целевые) – отчисления в фонды социального страхования. 2По институциональному критерию: федеральные, местные, региональные.
52. Функции налогов: 1Фискальная функция – изъятие государством части денежных доходов у налогоплательщиков. 2Экономическая функция – налоги используются для перераспределения национального дохода в целях развития национальной экономики. 3Социальная функция налогов – перераспределение части национального дохода для решения социальных задач в обществе. 4Контрольная функция – посредством налогов государство контролирует процессы распределения и перераспределения доходов государства, бизнеса и физических лиц. Ставка налога – величина налога с единицы налогообложения (13% от заработной платы, 20-24% от прибыли, 18% НДС). Твердые ставки – абсолютная сумма взимания независимо от дохода (1000 руб. с тонны). Пропорциональные ставки – данный процент взимания независимо от суммы дохода (13% от заработной платы и проч.). Прогрессивные ставки – предполагают рост налоговой ставки по мере роста дохода (объекта налогообложения).
53. Доходы – определенная сумма денежных средств, получаемых экономическим субъектом в данном промежутке времени. Богатства – запас, доходы – поток. Горизонтальное распределение доходов – ведет к образованию факторных доходов. Вертикальное распределение доходов – порождает производные доходы. На микроуровне формируются доходы в соответствии с собственностью на ресурсы (факторные доходы). Доходы на макроуровне – национальный доход в экономике. Социальная политика государства – система действий и решений правительства, направленная на обеспечение благоприятных условий населению страны. Уровни социальной политики: 1Общегосударственный уровень 2Региональный уровень 3Уровень фирмы, предприятия, организации 4Межстрановой, межгосударственный уровень Показатели социальной политики: 1Прожиточный минимум 2Уровень потребления основных продуктов на душу населения 3Продолжительность жизни (мужчины 62 года, женщины 78 лет) 4Качество жизни
54. Причины неравномерного распределения доходов: 1Неравномерность в процессе занятости. 2Цикличность экономики 3Индивидуальные различия людей 4Случайные причины 5Дискриминационный фактор 6Разнофакторные обстоятельства приложения рабочей силы 7Монополизм собственности (через ценообразование) 8Неэффективная социальная политика государства
55. Показатели неравенства в распределении доходов: 1Децильный коэффициент – выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее богатых граждан и 10% наименее обеспеченных (бедных) граждан. ДК=(средние доходы 10% богатых граждан / средние доходы 10% бедных граждан). (ДК в Японии 4:1, ДК США 10:1, ДК РФ 14:1) 2Кривая Лоренса – характеризует степень неравномерности в распределении доходов. Линия ОА – равномерное распределение доходов. Кривая ОА – неравномерное распределение доходов – кривая Лоренса (чем более выпуклой является кривая, тем более неравномерно распределены доходы в обществе). 3Коэффициент Джини – показатель концентрации доходов в данной группе населения. При стремлении к 0 – доходы выравниваются, при стремлении к 1 – доходы поляризуются. Первые 20% населения обладают 50% национального богатства, последние 20% присваивают 4% национального богатства. Кдж= Sсегмента/Sтреугольника ОАВ. 4Закон Парето – распределение низких доходов ведет к возрастанию социальной напряженности, а распределение высоких доходов обеспечивает социальную стабильность общества. Парето-эффективность означает ситуацию, когда человек улучшает свое состояние без ухудшения состояния кого-либо другого. США распределение доходов: 5-15 тыс. долл. в год, Россия: 7 тыс. долл. в год. США 50% 15-45 тыс. долл. в год 20% 45-70 тыс. долл. в год, 10% 70 и выше тыс.долл. в год.
56. Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. В экономике (общий) уровень жизни измеряется с помощью индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто, как такие индикаторы, рассматриваются: Средний ВВП на душу населения, Валовой национальный доход (ранее валовой национальный продукт), Доход на душу населения и другие подобные показатели в экономике. Реже можно встретить: Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — гораздо более широкое понятие, чем валовой национальный доход, он учитывает, помимо экономических показателей, ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности иобразования ,Индекс Биг-Мака: цены на Биг-Мак в различных странах.
57 Социальная политика государства – система действий и решений правительства, направленная на обеспечение благоприятных условий населению страны. Уровни социальной политики: 1Общегосударственный уровень 2Региональный уровень 3Уровень фирмы, предприятия, организации 4Межстрановой, межгосударственный уровень Показатели социальной политики: 1Прожиточный минимум 2Уровень потребления основных продуктов на душу населения 3Продолжительность жизни (мужчины 62 года, женщины 78 лет) 4Качество жизни
58 Государственное регулирование экономики – воздействие государства на хозяйствующих субъектов, на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий рыночного механизма. Видимая рука государства – Правительство РФ (премьер-министр) Границы государственного вмешательства в экономику – условия, при которых рыночные индикаторы (цены, ставка процента, норма прибыли, экономическая мотивация) перестают эффективно действовать. Необходимость государственного регулирования обусловливается: 1Неспособностью рыночного механизма решить проблемы эффективного развития общества. 2Преодоление негативного вмешательства в экономику монополистических структур, теневого и криминального бизнеса, внешнего воздействия. 3Учет фактора интернационализации и глобализации экономики и бизнеса.
59 Государство – регулирующий экономический субъект, императивный экономический субъект (требования государства обязательны для всех других субъектов рынка), относительно рыночный субъект (с точки зрения функционирования государственного сектора экономики, в этом аспекте доходы государства имеют рыночное происхождение, другая часть доходов государства имеет внерыночное происхождение), государство заинтересовано в более эффективной работе рыночного сектора экономики. Функции государства: 1Повышение уровня жизни граждан страны 2Защита интересов работающих будущего поколения, социально необеспеченных 3Охрана окружающей среды 4Защита и интересов граждан и предпринимателей 5Минимизация негативных последствий циклического развития экономики
60 Объекты государственного регулирования экономики: 1Проблемы, не разрешаемые рыночной системой хозяйствования (социальная проблема,). 2Общие экономические процессы (проблема совершенствования системы денежного обращения, развития инвестиционного механизма, проблема цикличности экономики). 3Регулирование развития крупнейших сфер хозяйствования (производственная и социальная инфраструктура, формирование и укрепление национальной обороны, образование, фундаментальная наука, здравоохранение, развитие агропромышленного комплекса). Методы государственного регулирования экономики: 1Правовые - разработка хозяйственного права. 2Административные (прямые) – основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, принуждения, разрешения и государственного контроля (за ценами, налогами, доходами). -Прямое финансирование социально значимых объектов, льготное кредитование, государственные инвестиции. 3Экономические (косвенные) – предполагают, что государство через систему экономических индикаторов (ставка процента, цена, заработная плата, норма прибыли, налоги, трансферты) воздействуют на развитие экономики. Возможно при эффективной экономической политики через: денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политику, политику государственного программирования (реализацию целевых комплексных программ). -Индикативное (рекомендательное планирование).
61. Теоретические концепции и основные направления ГРЭ в современной России. Теоретические концепции: 1Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики – в основе концепции лежит идея стимулирования совокупного спроса, основным инструментом государственного вмешательства по Кейнсу является бюджетно-налоговая политика: -Система прогрессивного налогообложения. -Прямое административное регулирования социума.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|