Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная торговля (МТ) – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.




Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международную или внешнюю торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Общий объем МТ (товарооборот) подразделяется на:

стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы МТ. Номинальный – обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный – представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.

Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику МТ

Эти показатели рассчитывается всеми странами в национальной валюте и переводится в доллары США в целях международного сопоставления.

Товарная структура. Представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).

Географическая структура. Представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Территориальная географическая структура – это данные о МТ стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.

Организационная географическая структура – это данные о МТ между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).

Субъектами МТ выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.

Объектами МТ могут быть продукты труда человека – товары и услуги.

В зависимости от объекта МТ выделяют две ее формы:

Международная торговля товарами (МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;

Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

 

69. Внешняя торговля. Концепция сравнительных преимуществ в развитии международной торговли и её модификации: теорема Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева.

Проблема обеспечения взаимовыгодности внешней торговли:

А. Смит – теория абсолютных преимуществ – если в стране А издержки производства товара Х меньше, чем в стране Б, а в стране Б издержки производства товара У меньше, чем в стране А, то страна А должна экспортировать товар Х, а импортировать товар У, а страна Б должна экспортировать товар У и импортировать товар Х. Страна должна импортировать тот товар, который при производстве требует больших издержек производства, больших затрат и экспортирует тот товар, который требует меньших издержек производства.

 

Д. Риккардо - теория сравнительных преимуществ – если страна А может производить два товара с меньшими издержками, чем страна Б, но при этом имеет относительные преимущества при производстве товара Х, то стране нужно специализироваться на производстве только товара Х.

А Б

Португалия 40 45

Англия 60 50

 

Затраты Португалии по вину: 40/45=0,89

Затраты Англии по вину: 60/50=1,2

 

 

А Б

Португалия 0,89 1,13

Англия 1,2 0,83

 

А Б

Португалия 80 -

Англия - 100

Каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым она имеет сравнительно низкие издержки, получая таким образом сравнительные преимущества.

Неоклассическая концепция развития внешней торговли – теорема Хекшера-Олина – ориентация не на сравнительное преимущество, а на наличие в стране преобладающих, качественно-лучших факторов производства при том, что в других странах эти факторы являются редким ресурсом.

Вывод: страна должна производить и экспортировать тот товар, производство которого осуществляется при использовании факторов, имеющихся в стране в изобилии.

Парадокс В. Леонтьева – один человеко-год американского труда равен трем человеко-годам иностранного труда. Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высоко капиталоемкие товары.

Теорема Рыбчинского – при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов развитие производства одного товара ведет к сокращению выпуска другого товара (Голландская болезнь).

70. Платёжный баланс, его понятие, структура и влияние на экономику страны.

Платежный баланс – статистический отчет о торгово-финансовых сделках, операциях, экономических субъектов страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...