Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция неоклассического синтеза – А. Маршалл, Мизес, Хайек – государство должно ограничивать свое вмешательство в развитие экономики, т.к. рыночная экономика – саморегулируемая система.




А. Маршалл – теория спроса и предложения, равновесная цена.

 

Концепция монетаристов – Ф.Фишер, Фридман – деньги определяют развитие экономики, главная проблема – определение количества денег, активная денежная политика. Главный инструмент государственного регулирования – монетарная политика Центрального банка (операции на открытом рынке, регулирование ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов).

Государственное регулирование осуществляется через:

1. правовые регуляторы;

2. административные:

3. экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;

2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

62. Международное разделение труда и развитие мирового хозяйства.

Международное разделение труда – система организации совместного производства, при котором предприятия различных стран специализируются на производстве определенных товаров и услуг в целях осуществления обмена ими.

Внутриотраслевая форма мирового разделения труда – сосредоточение усилий предприятий различных стран в одной данной отрасли на производстве данного вида продукции в целях последующего обмена этой продукцией.

Межотраслевая форма международного разделения труда – разделение труда в различных отраслях в разных странах.

Народно-хозяйственное международное разделение труда – разделение труда во всей совокупности предприятий стран мировой экономики (разделение труда в международном масштабе). Экономический результат – специализация стран на производстве соответствующей своей продукции (Германия – автомобили, станки, оптика, США – машиностроение, самолетостроение, приборостроение, Россия – нефть, газ).

Международное разделение труда: Х% ВВП Франции = У% ВВП России.

 

63. Движение факторов производства и экономическая интеграция.

Одной из основных форм международных связей является международное движение факторов производства — миграция капитала и миграция рабочей силы.

Вывоз капитала – помещение инвестиций за границу в надежде на получение дохода.

Экономические причины вывоз капитала:

1Перенакопление капитала в стране-экспортере

2Наличие в принимающей стране более дешевых рабочей силы и сырья.

3Более безопасные условия ведения бизнеса

Особенности вывоза капитала: в стране одновременно может существовать ситуация и дефицита и избытка капитала.

Формы вывоза капитала:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...