Технологическая адаптация научно-технических решений
Ведущие машиностроительные фирмы постоянно стремятся опередить возникновение потребностей у будущих покупателей своей продукции, а также предугадать тенденции развития процессов функционирования искомых машин и механизмов. Тем самым обеспечиваются минимальные затраты на обслуживание и ремонт у потребителя, создается наилучшая комфортность в эксплуатации новых моделей машин. Одновременно изготовители добиваются высокой экономичности изготовления и последующей модернизации на своих производствах. Изучение спроса на искомые машины становится первичным этапом предпроектного обоснования (аванпроектирования). Суть нового мышления в машиностроении весьма удачно определили сотрудники ИБМ [113]: "Нельзя забывать о коренном различии между сбытом и маркетингом. В первом случае вы пытаетесь заинтересовать покупателя тем, что уже имеете, во втором - стараетесь заиметь то, в чем покупатель уже заинтересован". Таким образом, процесс машиностроения в историческом аспекте следует понимать двояко: с одной стороны, существуют общие закономерности возникновения, строения и развития машины в ее жизненном цикле; с другой - появление новой машины и период ее морального старения зависят, прежде всего, от интересов потребителя. В нашей стране создавалась система сбыта машин, а маркетинг машин развивался за рубежом. В итоге распределительная система привела к монополии и диктату машиностроительных заводов, к снижению разнообразия типоразмерных рядов машин и их сборочных единиц. Ситуация усугубилась еще и тем, что технические задания на конструирование новых типов машин стали разрабатывать специалисты завода-изготовителя без учета интересов потребителей, исходя из сложившихся возможностей только отечественного машиностроения.
А это, в свою очередь, еще более затормозило темпы технического оснащения сельского хозяйства, добывающих отраслей, промышленности, строительства, топливно-энергетического, химико-лесного и иных народнохозяйственных комплексов. За десятилетия планового распределения пассивным и безвольным потребителям продукции, выпускаемой машиностроением исходя из собственных ведомственных интересов и высокой внутри себя технологической адаптации, нарушился даже мизерный баланс ресурсов машиностроителей и потребителей технических устройств, налаженный кое-ка в период индустриализации. По системной концепции [33, 34], разработанной в РосНИИ проблем машиностроения, исходной позицией и главной целью формирования системы машин должно стать удовлетворение потребностей человека и общества на основе гуманизации и экологизации техники. Но реализация этой концепции затянулась уже на 20 лет. Поэтому даже в XXI веке, в ближайшей перспективе машиностроительные интересы должны быть полностью подчинены интересам потребителей машин через рыночные отношения между ними и конкуренцию отечественных производителей машин на мировом рынке с ведущими фирмами: Комацу, Каттерпиллер, Като, Хиттачи, Прентис, Валмет, Норкар, Оса, Логлифт, Локомо, Тимберджек, ФМС, Тадано, Хиаб и другими известными фирмами-производителями. В новой методологии [33] формирования систем машин выделяются семь основных этапов материализации идей: 1) фундаментально-исторический; 2) потребительско-функциональный; 3) физико-технологический; 4) проектно-конструкторский; 5) производственный; б) эксплуатационный; 7) утилизационный. Эти этапы разделяются на три уровня материализации технических идей: а) предпроектные работы (этапы 1-3); проектные работы (этап 4); реализация проектных решений (этапы 5-7). Цель создания многообразия видов и типоразмерных рядов машин - выход отечественного машиностроения на мировой технический уровень.
Теоретический и практический опыт выработки тактико-технических заданий к искомым машинам, хорошо развит в военно-промышленном комплексе. Методы целевого поиска остаются такими же, но целями возникновения и существования машин становятся функции поведения персонала технических комплексов. При таком подходе удается описать развитие конструкций, например манипуляторной машины, как последовательное преобразование технических функций процессов добычи, обработки и переработки полезностей природы. Возможны две стратегии технического прогресса: во-первых, конструкции машин совершенствуются без изменения ее технических функций ( модифицированная машина); во-вторых, конструкции машин развиваются при интенсивном взаимодействии технических функций из разных отраслей техники, то есть при видообразовании новых машин. В машиностроении ведущей тенденцией во всем мире становится процесс интенсивной межвидовой гибридизации технических объектов. Применительно к манипуляторным машинам можно выделить три направления видообразования [58]: 1) модульная машина, когда транспортное или транспортно-обрабатывающее устройство агрегатируется модульно из сборочных единиц, появляются семейства энергетических и транспортных модулей; 2) процессорная модульная машина, когда транспортно-энергетический модуль оснащается быстросменными типами рабочего оборудования, при этом появляются семейства манипуляторов; 3) харвестерная модульная машина, когда транспортно-энерге-тические модули и манипуляторы снабжаются семействами разно функциональных быстросменных рабочих органов. Особенности достижения тактико-технических целей требуют применения того или иного направления поиска. Например, эффективное достижение военной цели (уничтожение цели) требует создания модифицированной машины и здесь видообразование модульных вариаций является неэффективным в связи с самоутилизацией машины. Аналогично, если целью какого-то предприятия является уничтожение природных объектов (ликвидация лесных пожаров, расчистка территории и другие чрезвычайные ситуации), то более целесообразным является создание модифицированной "военной" машины.
Концепция покорения природы постепенно уступает концепции рационального природопользования. Поэтому целью существования машины становится сохранение природы и экономное преобразование ее богатств. При такой постановке тактико-технических заданий на поиск наиболее эффективными становятся харвестерные машины, то есть базовые машины с обрабатывающими рабочими органами. При этом базовые модули и манипуляторы имеют более долгий период жизненного цикла по сравнению с рабочими органами. Частая замена последних требуется из-за быстрого износа и потери работоспособности, в связи с интенсивными энергосиловыми взаимодействиями с предметами обработки. В итоге образуется следующий иерархический ряд заменяемых у манипуляторной машины компонентов (по увеличению периода работы): инструмент, рабочий орган, рабочее оборудование, сборочные единицы базового транспортно-энергетического модуля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|