Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи логопедии




 

Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявле­ния и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой де­ятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: logos (слово), paideia (воспитание, обучение) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — состояние речевых и неречевых про­цессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатолога­ми, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рас­сматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рас­сматривает расстройства речи с позиций предупреждения и пре­одоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет до­школьная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспи­тания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Исходя из определения логопедии как науки мож­но выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различ­ных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности и степени проявлений нарушений речи.

3. Выяснение этиологии, механизмов, в том числе психолингвистических, структуры и симптоматики речевых нарушений.

4. Систематизация речевых расстройств.

5. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психоло­го-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

6. Разработка методов педагогической дифференцирован­ной диагностики речевых расстройств.

7. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

8. Совершенствование методов ранней профилактики и устранения речевых расстройств.

9. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

10.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на
формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, по­ведения.

11.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в раз­витии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опор­но-двигательного аппарата).

12.Разработка вопросов организации логопедической помо­щи. Исследование особенностей логопедической служ­бы в региональных условиях. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

13.Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального обо­рудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники и новых технологий.

14.Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.

15.Унификация категориального аппарата.

В указанных задачах логопедии определяется как теорети­ческая, так и практическая ее направленность. Теоретичес­кий аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, вы­явление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

· использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных
специальностей и др.);

· обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь на­учных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

· распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение задач логопедии определяет ход логопедичес­кого воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нару­шений. В процессе логопедической работы предусматривает­ся развитие сенсорных функций; моторики, особенно рече­вой; познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребен­ка с одновременной регуляцией, а также коррекцией соци­альных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устра­нить или смягчить как речевые, так и психологические на­рушения, способствуя достижению главной цели педагоги­ческого воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливаю­щие нарушения речи. Оно представляет собой сложный пе­дагогический процесс, направленный прежде всего на кор­рекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...