Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь логопедии с другими науками




 

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того что­бы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различ­ных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на лич­ность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различ­ными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обу­чения родному языку, математике; с логопедической ритми­кой, общей и специальной психологией. К межсистемным относятся связи с медико-биологическими и лингвистичес­кими науками, а также с психолингвистикой.

Внутрисистемные связи

Их можно рассмотреть на примере связи логопедии с об­щей и специальной психологией, психодиагностикой. Лого­педу важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обсле­дования детей разного возраста. Применяя эти методы, мож­но дифференцировать различные формы речевых рас­стройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоцио­нальными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, но прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями пси­хического развития в целом. Это знание поможет ему уста­новить контакт с детьми разного возраста, выбрать адек­ватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а так­же провести более эффективную логопедическую работу.

Межсистемные связи

Естественно-научной психофизиологической основой ло­гопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о фун­кциональных системах, учение о динамической локализа­ции психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизио­логических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по кор­рекции нарушений речи, по компенсации нарушенных ре­чевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиоло­гии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой органи­зации речевого процесса, о строении и функционировании ана­лизаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Речь является сложной функциональной системой, в ос­нове которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на дея­тельности многих мозговых структур головного мозга, каж­дая из которых выполняет специфически определенную опе­рацию речевой деятельности.

Структурно-системная организация интеграции функций мозга предполагает многоуровневое взаимодействие вертикально-организованных (подкорково-корковых) и горизон­тальных (межкорковых) систем. Несмотря на то что каж­дая функциональная система имеет собственную програм­му развития и функционирования, мозг во все периоды жизни работает как единое целое. Эта интегративность оп­ределяется тесным взаимодействием и взаимосвязями как между участками мозговой коры (горизонтальными систе­мами), так и взаимосвязями коры с нижележащими мозго­выми образованиями и прежде всего подкорковыми отдела­ми мозга (вертикальными системами). Связь речевой деятельности со структурами мозга основывается на совре­менных представлениях о динамической локализации моз­говых функций. Эти представления нашли свое наиболее полное развитие в исследованиях А. Р. Лурия. Динамичес­кая локализация мозговых функций предполагает целост­ное и одновременно дифференцированное вовлечение мозга в любую из форм его активности.

Итак, высшие, социально опосредованные психические функции человека, к которым относится и речь, являются результатом работы целого мозга, однако некоторые его отделы, в частности корковые речевые зоны, вносят суще­ственный, специфический вклад в осуществление речевой деятельности.

В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в процессе практической деятельности происходит постепен­ная концентрация функциональных зон в очерченные, от­даленные друг от друга центры (Л. О. Бадалян).

Таким образом, различные зоны головного мозга по-раз­ному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам наруше­ний речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представле­ния об этиологии и механизмах нарушений речевой деятель­ности. Особенно необходимы эти данные для дифференци­альной диагностики различных форм расстройства речи (афазии) при локальных поражениях головного мозга, что позволяет более эффективно проводить логопедическую ра­боту по восстановлению речи у этих больных.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, не­вропатологией, психопатологией, клиникой олигофре­нии, педиатрией.

Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) не только дают возможность опре­делить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействи­ем (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Эти данные являются необходимыми при изучении и устранении расстройств го­лоса, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности, расстройства голоса могут вызываться раз­личными органическими повреждениями гортани и голо­совых складок (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые из­менения голосовых складок и др.). Устранение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физио­логического функционирования голосового аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физио­терапевтическим, психотерапевтическим воздействием.

Многие виды речевых нарушений связаны с органичес­ким поражением центральной нервной системы, и их диаг­ностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического разви­тия, поведенческие и эмоциональные нарушения, наруше­ния внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ меха­низмов их возникновения, разграничение первичных, свя­занных с поражением центральной нервной системы, и вто­ричных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются компетенцией врача-психонев­ролога. Именно он дает заключение о состоянии интеллек­та ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение.

Эти данные имеют важное значение для правильного пе­дагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля специального уч­реждения.

Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях лого­педическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным ле­чением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Это лечение назначает врач-психоневролог. В не­которых случаях речевые нарушения сочетаются с двига­тельным беспокойством, повышенной эмоциональной воз­будимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение.

Причинами отдельных видов речевых расстройств, на­пример, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волне­ние, изменение привычного стереотипа (разлука с близки­ми) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная ра­бота врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с меди­цинскими науками и прежде всего невропатологией и детс­кой психиатрией.

Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том числе и детей с речевыми расстройствами, строится на ос­нове знаний о строении нервной системы, ее функций и осо­бенностей развития.

Логопед должен знать неврологические основы речевых расстройств, быть ориентирован в вопросах детской психо­патологии, иметь представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых погранич­ных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоци­ональных нарушениях, олигофрении и задержках психичес­кого развития. Эти знания помогут ему правильно определить структуру речевого нарушения, выбрать наиболее оптималь­ные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности.

Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении слу­ха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без определения со­стояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного развития.

Данные медицинских наук помогают логопеду правиль­но подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного коррекционного воз­действия при устранении различных форм речевых нару­шений. От точного диагноза зависит и правильное опреде­ление детей в различные типы специальных учреждений.

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функцио­нирования. Они могут по-разному нарушаться при различ­ных расстройствах речи. Знание законов и последовательно­сти усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

При изучении и устранении системных речевых наруше­ний в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Вы­готского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структу­ре речевой деятельности, об операциях восприятия и порож­дения речевого высказывания.

Восприятие и порождение речевого высказывания пред­ставляют собой многоуровневые процессы, имеющие слож­ную иерархически организованную структуру, включаю­щую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания име­ют свой словарь, свой синтаксис объединения единиц.

При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются мо­дели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.

Л. С. Выготский, рассматривая отношения между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выде­лял следующие планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь, различая внешний (физический) и семан­тический (психологический) планы речи. Во внешней речи прояв­ляется взаимодействие грамматической и семантической (психо­логической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л.С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности.

Всякое речевое высказывание порождается определенным моти­вом, который обусловливает возникновение речевой интенции (мыс­ли). На этапе внутреннего программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», про­исходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыс­лов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказы­ваний, в результате организуется система предикативных высказы­ваний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказыва­ния включаются такие компоненты, как субъект, объект, предикат и др., которые соединены содержательной, смысловой связью («пси­хологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом эта­пе осуществляется операция свертывания системы объективных язы­ковых значений во внутреннюю схему.

Этап лексико-грамматического развертывания включает две опе­рации, принципиально отличающиеся по своим механизмам: опера­цию порождения синтаксической конструкции и ее лексическое на­полнение, которые осуществляются в кодах определенного языка, т.е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нару­шения, уточнить структуру дефекта, определить это нару­шение как языковое расстройство.

Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает воз­можность определить специфику их нарушения при различ­ных ее формах.

Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции рече­вых нарушений, а также пониманию взаимодействия язы­ковой и речевой структур в рамках единой системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...