Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Нарушения темпа речи




 

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается разви­тие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих наруше­ний в раннем возрасте исключает отрицательное их влия­ние на формирование речи и личности ребенка в дальней­шем, а также способствует профилактике заикания.

Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства речи определяются как патологические.

Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Термин произошел от греческих слов bradys — медленный, lalia — речь. Синонимы: bradyphrasia (брадифразия), bradyarthria (брадиартрия), bradylogia (брадилогия).

В истории изучения нарушений темпа и ритма речи бра­дилалия описывалась в синдроме какого-либо соматическо­го, неврологического или психического заболевания.

С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наслед­ственную природу (Ю.А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М.Е. Хватцев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические при­чины (воспитание, подражание и др. — А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1936).

По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеют патологическое усиление тормоз­ного процесса, который начинает доминировать над процес­сом возбуждения (М.Е. Хватцев, Ю.А. Флоренская, B.C. Кочергина); центральные, преимущественно экстэапирамидные моторные нарушения (М. Зееман), а также неправиль­ное течение кортикальных возбуждений во времени, лежа­щих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологи­ческой клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головно­го мозга и т.д. В этих случаях она сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встречает­ся чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной фор­мой речи.

Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессив­ной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное за­медление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, речь становится скандированной. Может нарушаться артикули­рование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов.

При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляет­ся носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу.

Дети с брадилалией произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и ис­тощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по кар­тинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на за­данную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не спо­собствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.

Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, паль­цев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вя­лые, недостаточно координированные, неполные по объе­му, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: за­медленность и расстройства восприятия, внимания, памя­ти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструк­цию, выполняют ее не сразу, а после нескольких повторе­ний. Наблюдается склонность к стереотипиям, персевера­циям, нарушениям ориентировки.

При слабой выраженности брадилалии указанные рече­вые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Тер­мин произошел от греческих слов tachys — быстрый, lalia — речь. Синоним: tachyphrasia (тахифразия).

Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных рече­вых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи помимо просодии.

С конца XIX в. тахилалию включили в группу рас­стройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879 ). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появля­лось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю.Ф. Флоренской в 1934 г.

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследова­лись, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания.

D. Weiss (1950) считает ускоренную речь органически обуслов­ленным нарушением центрального речевого механизма. Значитель­ную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная речь возникает при непра­вильной функции экстрапирамидной системы.

М.Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врож­денную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а так­же неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторного и акустического восприятия, лежа­щие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстрой­ство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мысли мчатся чрез­вычайно быстро и одно понятие вытесняется следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал причиной ус­коренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные ис­пытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.

Центральным звеном в патогенезе тахилалии являет­ся расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения (В.М. Бехтерев, 1926; М.Е. Хватцев, 1959). В.М. Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устране­нием тормозящих влияний, осуществляемых церебральны­ми связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при кото­ром сокращение одной группы мышц сменяется сокраще­нием другой группы.

Психологический аспект механизма тахилалии предпо­лагает учет нарушений восприятия, дискоординацию про­цессов мышления и речи, особенности поведения, эмоцио­нально-волевой сферы.

Различают чистые формы тахилалии, функциональ­ную тахилалию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю.А. Флоренская, 1936; Н.П. Тяпугин, 1966); параллельную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим симптомокомплексом или с дизартрическими и дизритмическими расстройства­ми (В.М. Бехтерев, Ю.А. Флоренская).

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следу­ющими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без рез­ких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается не­удержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, по­вторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, иска­жения предложений, неясность произношения фраз и т.д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией про­исходит быстрое восстановление равновесия между внутрен­ней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по срав­нению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в мно­госложных словах, длинных фразах и длинных связных тек­стах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т.д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяс­нить тем, что при построении речи временно выключается ре­гулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сход­ные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В па­мяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родствен­ными по звучанию или по написанию.

При тахилалии затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью.

Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях об­щей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонени­ях поведения.

У человека с тахилалией нарушается темп общих движе­ний: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Мотор­ное беспокойство отмечается даже во время сна (дети ме­чутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зри­тельной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быс­трее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во вре­мя возбуждения появляются вазомоторные реакции: по­краснение лица, ушей, появление пота на лице, похолода­ние и потливость рук. Они становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь про­изводит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формирова­нии его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту:

• одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным скла­дом их личности;

• другие переживают стремительность речи как заика­ние, и у них нередко диагностируют поздние формы заикания;

• третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения. «Как будто кто-то подгоняет и заставляет все больше и больше убыстрять речь».

В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наи­большие затруднения люди с тахилалией испытывают в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авто­ритарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения спора. Имеет значение также манера речи со­беседника, построение им фраз. Страдающие тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного тек­ста. Короткие фразы они произносят почти хорошо, а длине — в ускоренном темпе, подбирая подходящие выраже­ния, повторяя одни и те же слоги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...