Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система лечебно-педагогической комплексной работы




Она строится с учетом общедидактических и специфи­ческих принципов. Можно выделить некоторые общие ус­тановки комплексного воздействия.

• В коррекционной работе осуществляется опора на свя­зи между анализаторами обще- и речедвигательными, общедвигательным и слуховым; зрительным, речедви-
гательным и речеслуховым. Нормализация темпа рит­ма общих движений способствует четкости и точности речевых движений; умение более быстро воспринимать
и воспроизводить различные ритмические структуры помогают ребенку правильно оформить речь и т.д.

• Коррекционное воздействие необходимо направить на внешнюю и внутреннюю речь страдающего брадилалией и тахилалией. Например, при брадилалии необходимо в занятия включать задания на развитие не­вербального и вербального мышления, на быстрое речевое оформление мысли и др.

• Содержание и форма проведения занятия должны быть связаны с основной деятельностью ребенка (игровой, учебной), а его возраст должен определять подбор не­
речевого и речевого материала, методику работы, ин­дивидуальный подход.

• Учет личностных особенностей страдающего нарушениями темпа речи позволяет вести систематическую, целенаправленную работу по коррекции его поведения,
эмоционально-волевых проявлений с целью его соци­альной адаптации.

• Наряду с систематической коррекционной работой ло­гопедии необходима и постоянная самостоятельная ра­бота ребенка над речью и поведением.

Указанные положения реализуются в ходе индивидуаль­ной и коллективной (групповой) логопедической работы. Групповая работа имеет ряд преимуществ: в коллективе легче со­здать проблемную, игровую, речевую ситуацию, организовать общение. Сначала инициатива принадлежит логопеду, а де­тям — исполнительная роль. Постепенно инициатива перехо­дит к занимающимся: они самостоятельно осуществляют кон­троль над темпом и ритмом общих движений и речи.

Методика преодоления нарушений темпа речи включает медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапев­тическое, психотерапевтическое лечение), а также дидак­тические методы, логопедическую ритмику, физкультуру.

Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов. Лекарственное лечение и физиотера­пия носят тонизирующий характер. Медикаментозная тера­пия при тахилалии включает общеукрепляющее, общеуспо­каивающее лечение, дифференцированное воздействие в зависимости от выраженности раздражительности, беспокой­ства, двигательной расторможенности, гиперактивности и т.п.

Применяются различные бальнеологические процедуры для регуляции общего тонуса, центральной и вегетативной нервной системы, улучшения самочувствия, укрепления физического здоровья.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности страдающего брад и л алией или тахилалией, на изменение установки на собственную речь и микросоциальное окруже­ние, на воспитание социальной функции речи.

Еще в 30-е г. XX в. Ю.А. Флоренская совместно с З.С. Хо-доровой разработали коллективно-психологический ме­тод, в котором особое значение приобретает социальная сто­рона речи, условия речевой компенсации в зависимости от ситуационной установки пациента на окружающую его сре­ду, в частности на его слушателей. Окружающая среда мо­жет оказать декомпенсирующее или компенсирующее вли­яние на страдающего тахилалией. При методически правильном подходе она делается необходимым, активным средством коррекции. Задача разъяснительной психотера­пии — социальное перевоспитание больного. С целью сти­муляции активности можно применять рациональную психотерапию и аутогенную тренировку. Рациональнаяпсихотерапия проводится в форме коллективных, и индиви­дуальных бесед. В детском возрасте используется косвенная психотерапия в виде одобрения, похвалы, ободряющего вни­мания к ребенку, признания и подчеркивания его удач.

Аутогенная тренировка начинается с появления первых успехов во время коллективных психотерапевтических сеансов. В курс ауто­генной тренировки входит ознакомление пациентов с задачами и спе­цификой этого вида терапии, усвоение основных приемов саморегу­ляции, отработка навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологическое напряжение; овладение сокращенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышеч­ного тонуса и активизации навыков локальной релаксации в процес­се речевой деятельности. Предлагается расширенная формула спо­койствия. По окончании тренировки ученики в письменном виде дают отчет о проведенной аутогенной тренировке. В процессе рече­вых заданий они постепенно переходят от мысленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от групповой работы к индивиду­альным выступлениям и от сопряженного проговаривания речевого материала к спонтанной речи и публичным выступлениям.

Занятия физической культурой (включая гимнастику и ритми­ку) при брадилалии содержат тонизирующие комплексы движений для рук, ног, туловища в сочетании с дыхательными голосовыми уп­ражнениями, которые проводятся сначала в среднем, а затем уско­ренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способ­ствуют воспитанию тормозных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произвольного переключения движений: тормо­жению ненужного движения и активизации необходимого. Все уп­ражнения рекомендуется проводить под счет, мелодичную музыку, размеренно, спокойно, плавно, в медленном темпе. Общеукрепляю­щие упражнения чередуются со спортивными играми, которые про­водятся в перемежающемся ритме и темпе движений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...