Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методики логопедической работы





При устранении брадилалии логопедические приемы на­правлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; вырази­тельных форм сценического чтения и драматизированной речи и т.д.; правильной просодической стороны речи: тем­па, ритма, мелодики, паузации, ударения.

При выраженной брадикинезии необходимо в первую оче­редь нормализовать общую моторику: координацию, целе­направленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведе­ние ритмов и т.д. По мере нормализации моторики вклю­чать речевой материал.

Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т.п.), чтение (вместе с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном тем­пе; запись слогов, слов и т.п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей раз­личного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; зау­чивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особен­ностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.

Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемещающаяся подскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Ука­занные упражнения сочетаются со счетными упражнениями, помо­гающими контролировать темп выполняемых движений и облегча­ющими детям удерживать нужный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реак­цию на зрительные, слуховые. Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mesoforte — средней силы, forte — сильно. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энер­гичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажка­ми, топочущим шагом и т.п.



Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предме­тами, с элементами спортивных соревнований и т.п. Сюжетные под­вижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

Музыкальная самостоятельная деятельность учащихся: под бод­рую музыку они энергично выполняют однотипные движения — ру­бят дрова, скачут на лошади, боксируют и т.д. Затем с помощью ло­гопеда и самостоятельно исполняют творческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, га­лоп). Играют на музыкальных инструментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.

В результате 6—12-месячной работы речь становится зна­чительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, страдающими брадилалией и особенно брадикинезией. Ре­комендуются самостоятельные занятия, постоянный конт­роль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание следу­ющих навыков и привычек:

• медленного, спокойного, плавного, строго ритмично­
го дыхания и голосообразования;

• медленного ритмического чтения;

• спокойной, ритмически упорядоченной речи; здоровой
установки на коллектив в процессе речевого и общего
поведения; общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

раздражители, развивают все виды па­мяти: зрительную, слуховую, моторную.

Первый этап — режим молчания. Логопед знакомится с особенно­стями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит бе­седу о значении коллектива и логопедических занятий для нормализа­ции темпа речи. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молча­ния снимает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосредо­точивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простейшем речевом мате­риале (сопряженная, отраженная речь, ответы на вопросы).

Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинает­ся на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает лого­пед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с после­дующим анализом чтения каждого. Каждое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуаль­ная и групповая (4-5 человек) самостоятельная речевая работа под руководством одного из занимающихся. Стержневым моментом во всех речевых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значе­ние как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается ус­тановка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. Предлагается замедлить все движения, скорость течения ассоциативных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в целом. В конце второго этапа подводятся итоги рабо­ты дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

Третий этап — работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию.

Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную длину, детали­зацию пересказа; упражнения в произношение различных редакций одной и той же фразы.

Четвертый этап — работа над коллективным рассказом. Вни­мательно слушая своего товарища, каждый включается в рассказ нео­жиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя, которое оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на устную речь занимающихся. Больше време­ни отводится индивидуальной работе над речью, которая продолжа­ется и после окончания логопедического курса в течение не менее од­ного года по 2 раза в день (утром и вечером по 10-30 минут), используемые на занятиях приемы: подражание, сопряженно-отраженное произношение, ритмическое чтение, речевые упражне­ния под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши и т.п., запись и прослушивание правильной речи, записанной на маг­нитофонную ленту и др.

На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен логопедического кабинета как индивидуально, так и коллективно. Условием перехода к тренировкам является доступность диалогичес­кого общения в замедленном (и нормальном) темпе на логопедичес­ких занятиях. Функциональные тренировки носят характер диало­гов с прохожими на улице, в магазине, на почте, в транспорте и т.д. Пациенты заранее готовят речевой материал, отрабатывают его дома и на коллективных занятиях.

Тренировки вне логопедического учреждения воспитывают вни­мание к собственной речи и ответам собеседника, умение управлять своим поведением и речью в момент эмоционального напряжения, стимулируют речевую активность и способствуют перевоспитанию личности.

Пятый, заключительный этап — подготовка к публичному вы­ступлению. Материал для него подбирается с учетом индивидуаль­ных особенностей учеников. Манера поведения, темп речи отрабаты­ваются в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий; выступление записывается на магнитофонную ленту, про­слушивается, анализируется по содержанию и внешнему оформлению.

Продолжительность курса — 2,5-3 месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуется после перерыва продолжить заня­тия в течение 4-6 месяцев. После логопедического курса дается ус­тановка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков пра­вильной речи.

При устранении тахилалии у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста рекомендуется использовать ме­тодики по коррекции заикания с соответствующими изме­нениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани­ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Основой занятий является медленный темп. Обычно прово­дятся вводные упражнения; затем дыхательные, голосовые; упражнения, регулирующие мышечный тонус, улучшаю­щие двигательную координацию и моторную память; акти­визирующие внимание; воспитывающие чувство ритма; счетные упражнения в замедленном темпе; речевые зада­ния на координацию слова с движением и музыкой; специ­альные распевания, мелодекламацию и пение с целью улуч­шения ритмичности дыхания, выработки плавного речевого выдоха и речи в целом; слушание музыки; сюжетные дра­матизации с характерными, бальными танцами, хоровода­ми; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую деятельность; заключительные упражнения.

Курс логопедической коррекции у дошкольников и млад­ших школьников — от 6 месяцев до 1 года. В случаях реци­дивов необходимы повторные курсы занятий.

В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование по­нятий на конкретной основе и их словесное граммати­чески правильное выражение.

Необходим подход к речи как к системе в единстве с дру­гими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными фун­кциями дыхания и артикуляции, сколько над целост­ными речевыми продукциями высшего порядка: над са­мостоятельным высказыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовленным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свободным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи, правильное распределение его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внимания соответ­ствовал процессу последовательного логического развер­тывания мысли. Для этой цели используются сопряжен­но-отраженное произношение фраз, текста; работа над логическим ударением во фразе; перефразировка; диа­логи с логопедом, между детьми; драматизация, требу­ющая сценического поведения и выразительной речи для передачи необходимого образа; различные способы чте­ния: сопряженно с логопедом, отраженно за логопедом, чтение по слову, по фразе друг за другом и вразбивку, чтение по заранее размеченному тексту; через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем син­тагму, наконец, целую фразу.

• Воспитание логического мышления в неречевых и речевых заданиях. Например, разложить серии картинок в нужной последовательности, исключить лишнюю из
данных предметных картинок или составить общий план высказывания; развернуть главную мысль опре­деленной части рассказа; найти несколько вариантов
«завязок» или «развязок» заданных сюжетов и т.д.

• Преодоление дефектов внутренней речи. С этой целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной картинки, текста, который прораба­тывается по вопросам сначала вместе с логопедом, за­тем самостоятельно. Составляется план пересказа. Текст записывается, читается, пересказывается по памяти.

• Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов. Полезны магнитофонные занятия, на которых ребенок одновременно слышит и ви­дит (читает) текст, подающийся с магнитофонной ленты в замедленном темпе. Для привлечения внимания к собственной речи предлагаются для прослушивания и
последующего анализа образцы речи в замедленном и быстром темпе. Полезна работа над интонацией.

• Работа над упорядочением темпа речи: счетные упраж­нения с движениями, речь по слогам или в сопровожде­нии ритмического отстукивания; выделение смысловых
частей в коротком тексте, во фразе, составленной по кар­тинке, и произношение речевого материала с соответ­ствующей смыслу выразительной интонацией; ритми­ческое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма различных фраз и т.д.

• Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное пове­дение и внимание к собственной речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего нача­ла занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.