Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древняя Эллада




С особой жадностью прильнули к источникам древнеегипетской мудрости греки, эти великие компиляторы прошлого. Эллины страстно собирали все наиболее ценное со всех концов света, — собирали, усваивали, развивали, приспосабливали к условиям и требованиям жизни. Именно от них достижения древней египетской медицины проникли и в медицину нашего времени. Преемники сохранили опыт и накопления мудрости своих учителей, сообщив о них всему миру через века.

В Древней Греции, достигшей в середине 1 тыс. до н. э. высокого экономического развития, практические потребности вызвали к жизни попытки научного обоснования явлений природы. Наступила эпоха могучего развития древнегреческой философии.

Тогда же возникают и попытки свести имевшиеся в распоряжении эллинов медицинские знания в некую общую систему и дать им естественнонаучное обоснование. Разрешение этой задачи было осуществлено примерно в 4 в. до н. э. и связано с именем Гиппократа. Но сначала — о великих предшественниках Гиппократа, теоретические разработки которых оказали решающее влияние на формирование его представлений. Правда, и их концепции большей частью были заимствованы из еще более глубокой древности. Истоки же этих идей теряются в глубине истории человечества.

Эмпедокл был старше Гиппократа на 30 лет. Он был одним из первых врачей Эллады, который за свои оригинальные философские взгляды вошел не столько в историю медицины, сколько в историю философии. Эмпедокл признавал (как и древние египтяне, у которых он сам учился) Четыре Первоэлемента сущего, называемые им Стихиями: Огонь, Вода, Воздух и Земля. Эти традиционные Стихии раннегреческой физики являлись, по мнению Эмпедокла, «корнями всех вещей». Сами же по себе эти Первоэлементы признавались неизменными Субстанциями. И вся Мировая Динамика слагалась из их взаимодействия.

Позже представления о Стихиях встречаются в сочинениях Платона. В его диалоге «Тимей», наряду с изложением общих принципов происхождения Макрокосмоса Вселенной из Четырех первичных Элементов-Стихий, устанавливались аналогичные закономерности для развития микрокосмоса, каковым считался организм человека, отражающий все богатство Мировой Жизни в себе, как в зеркале. В том же сочинении Платон изложил подробные данные о физиологии и анатомии человека, исходя из концепции Первоэлементов как Движущих Начал Космоса и человеческого организма.

Теорию о Первоэлементах развивал последователь Платона и его любимый ученик Аристотель. Правда, он рассматривал Стихии уже не как вечные и неизменные Первоэлементы Мироздания, но как своего рода «первовещества», способные ко взаимным превращениям и переходам одно в другое. Взаимодействие же этих Стихий определяло, по мнению Аристотеля, всю жизнь в Космосе и жизнедеятельность организма человека.

Таким образом, впервые изложенная врачом и философом Эмпедоклом теория о причинной роли Первоэлементов — «корней всех вещей» в жизнедеятельности организма и Вселенной — впоследствии была развита Платоном, Аристотелем и Гиппократом. В дальнейшем же практически без изменений эта же теория легла в основание «теории гуморальной патологии», оказавшей сильнейшее влияние на всю средневековую медицину и просуществовавшую вплоть до конца 18 в. Эта же теория Стихий-Первоэлементов оставалась фундаментальной основой научной физики в Европе вплоть до конца 17 в.

Согласно учению Гиппократа, человеческое тело образовано из смешения четырех кардинальных «влаг»: «крови», «слизи», «желтой желчи» и «черной желчи». Все они соответствуют основным первоэлементам окружающей природы и Космоса: Воздуху, Воде, Огню и Земле.

Гиппократ учил, что здоровье и болезнь полностью зависят от смешения и взаимодействия в организме человека составляющих его «соков». Кстати, древнегреческое слово «гумор» переводится не только как «жидкость» или «сок», но и означает «проникающее», «распространяющееся», «просачивающееся» начало.

Каждый из гиппократовых «соков» обладает вполне определенными свойствами. «Крови», к примеру, присуща влажность и теплота, «слизи» — холодная влажность, «желтой желчи» — сухое тепло, а «черной желчи» — холодная сухость. Идентичные представления о качествах, составляющих организм «соков» — энергий — составляли фундамент индо-тибетской и китайской медицинских систем.

Надлежащее смешение «соков» обеспечивает организму здоровье. Ненормальное смешение «соков» вызывает болезнь. Вся работа медика заключается в наблюдении за болезнью и отыскании способов лечения.

Считалось, что организму присуща изначально естественная сила, регулирующая (при нормальных условиях) все его отправления. И задача врача состояла не столько в исцелении самой болезни, сколько в активной помощи организму больного в его борьбе с болезнетворным началом, в помощи, твердо основанной на внимательном изучении течения болезни и действия отдельных лечебных средств на определенные «соки» организма.

Несмотря на то, что современные историки медицины называют Гиппократа «отцом современной медицины», сам он намного скромнее оценивал свой личный вклад в развитие медицинской науки. Гиппократ утверждал, что «... в медицине уже с давнего времени все имеется в наличности: в ней найдены и начало, и метод, при посредстве которых в продолжение долгого промежутка многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этим будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого, к исследованию».

Во времена Гиппократа большинство образованных людей его круга для повышения своего образования и расширения кругозора надолго уезжали на обучение в Египет, в Персию, даже в Индию и Китай. Имеются достоверные сведения о том, что именно из этих источников пополняли свои знания Геродот, Сократ, Демокрит и многие другие ученые и философы Эллады. Кроме того, в те времена существовали обширнейшие культурные связи, обмен манускриптами и рассказы опытных путешественников о виденном и изученном в дальних странах.

Целесообразно выделить основные моменты сходства между медициной Древней Индии и физиологическими теориями Гиппократа, разрабатывавшимися затем в учениях Галена и Парацельса.

К примеру, Гиппократу приписывается сочинение «О ветрах», в котором написано, что тела людей и животных насыщаются пищей, питьем и дыханием, точнее, «пневмой»: «Дыхание внутри тела именуется «ветром», а вне тела — «воздухом». «Воздух» — величественный властитель всего и во всем». Далее Гиппократ отмечает, что здоровье порождается равномерным движением «ветра» в теле, а болезнь возникает из-за нарушения этой равномерности: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, чем когда «воздух» или в большем, или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело».

Характерно, что мысль о главенствующей роли «ветра» в жизни организма проводится во всех индийских и тибетских медицинских трактатах. Нет ничего странного, что эта мысль получила в Индии столь значительное распространение. «Жизненное дыхание» или «Прана» еще в древних философских трактатах Упанишадах было провозглашено основой всякого существования и жизни. Те же идеи разрабатывались в учении о «жизненной энергии Ци» в Китае. В Греции намеки на подобную теорию проявляются значительно позже, лишь в 5 в. до н. э. у Анаксимена.

Еще большее сходство между представлениями древнеиндийских медиков и теориями Гиппократа наблюдается во взглядах на строение человеческого организма. Гиппократ говорит о «первоэлементах организма» — крови, слизи, желтой и черной желчи. Параллель с трехчленным делением ранней индийской медицины («ветер» иногда трактуется как «кровь», «желчь» и «слизь») не может не броситься в глаза.

Не менее поразительны аналогии при объяснении причин возникновения заболевания. Гиппократ писал: «Тело человека содержит в себе кровь, слизь и желчь — черную и желтую; из них состоит природа тела, через них оно и болеет, и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении, в отношении силы и количества и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какая-либо из этих частей будет меньше или больше... »

Даже при самом поверхностном обзоре получается, что в различных регионах Древнего Мира врачи мыслили в одном направлении, от которого в дальнейшем медицина отошла и приняла иные посылки врачебного мышления.

Заслуживает внимания также и то, что образ мышления древних медиков почти не изменялся многие века и вполне обеспечивал потребности их лечебной и диагностической практики. Как ни смотри, но без теории правильная диагностика и выбор лечебной тактики, мягко говоря, затруднительны. Считать же, что долгие века медики обходились в своей деятельности без теории, а практиковали «вслепую» — значит, проявлять неуважение к способностям и знаниям наших предшественников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...