10. Понятие правотворчества. Стадии и субъекты правотворческого процесса.
10. Понятие правотворчества. Стадии и субъекты правотворческого процесса. Правотворчество — это государственная деятельность, направленная на установление, изменение или отмену норм права. Субъекты правотворчества: 1) гос-во в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме); 2) органы местного самоуправления; 3) в редких случаях — физ. лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативные правовые акты. Стадии правотворчества: 1) законодательная инициатива (т е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента); 2) обсуждение и доработка законопроекта; 3) его принятие; 4) его санкционирование; 5) его обнародование, т. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. 11. Правовые акты: понятие и виды. Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий. Общие признаки правовых актов: исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы; влекут юридические последствия, т. е. влияют на права и обязанности субъектов; поддерживаются силой государственного принуждения. Виды правовых актов:
12. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
НПА – официальный документ, управомоченных субъектов правотворчества, содержащий в себе нормы права. Систематизация законодательства – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение НПА, на приведение их в стройную и согласованную систему. Инкорпорация это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях а) официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания сборников действующих нормативных актов. б) неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. 2. Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один. 3. Кодификация - создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др. ) путем коренной переработки действующего законодательства. Кодификационные акты — это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др. Признаки нормативно-правовых актов: 1. Имеют государственный характер, выражают волю государства, 2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов, 3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих), 4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т. е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц, 5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы.
13. Юридическая техника: понятия, значения, элементы. Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия. В зависимости от характера: 1. правотворческая техника - средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов); 2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений); 3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов). Виды средств юр. техники: Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Средства юридического выражения воли законодателя: определение оптимальной структуры и выбор способа изложения нормы права, определение предмета правового регулирования и помещение нормы в соответствующий источник права). Язык закона – общелитературный язык, которому присущи: четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя. Главная задача – при максимально возможной простоте (мысль законодателя должна быть ясна всем! ) добиться высокой определенности, исключающей разно понимание. Для юридического языка характерны повелительный, императивный стиль изложения, специальная терминология.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|