14. Понятие, виды и значения систематизации нормативно-правовых актов.
14. Понятие, виды и значения систематизации нормативно-правовых актов. НПА – официальный документ, управомоченных субъектов правотворчества, содержащий в себе нормы права. Систематизация законодательства – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение НПА, на приведение их в стройную и согласованную систему. Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Инкорпорация это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях а) официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания сборников действующих нормативных актов. б) неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. 2. Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один. 3. Кодификация - создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др. ) путем коренной переработки действующего законодательства. Кодификационные акты — это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
15. Действие нормативно-правовых актов во времени: принципы, порядок введения в действие и прекращение действия. Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия. Вступление в юридическую силу: 1) Называется конкретная дата введения НПА в действие; 2) Вводится в действие с момента его опубликования; 3) Вводится в действие с момента его принятия; 4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение); 5) Вступает в силу с момента его подписания; 6) Вводится в действие поэтапно; 7) Вступает в силу с момента получения адресатом; 8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Утрата юридической силы: 1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят; 2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА); 3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан; 4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого). Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. 16. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. Действия НПА в пространстве. а) распространяются на всю территорию государства, включая сушу, недра, воздушное и водное пространство; 12 миль, 35 км. б) распространяются на территорию субъектов федерации; б) распространяются на всю территорию, указанную в нпа; в) распространяются на лиц, находящихся за пределами государства (право экстерриториальности). Лица, находящиеся на территории другого гос-ва, руководствуются законами своего гос-ва. К ним относятся: дипломаты и их семьи, военные, первые лица. Действия НПА по кругу лиц.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству страны, в которой пребывают; в) некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
17. Понятие и структура системы права. Классификационные критерии выделения отраслей права. Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм. Основные структурные элементы системы права: а) нормы права; б) институты права; в) отрасли права. Нормы права — исходный компонент, те " кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все " здание" системы права. Институт права — это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений. Отрасль права — это самостоятельная часть системы права. Виды критериев распределения норм права по отраслям права: а) предмет правового регулирования; б) метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом. Метод правового регулирования — это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|