Всесилие массажа. Глава 11Заболевание легче предупредить..
Всесилие массажа Грамотно исполняемый танец массажа оказывается на деле в своей целебной мощи превосходящим всякое наложение рук, столь ныне популярное. Взаимодействие двух кожных покровов порождает особым образом организованный по зонам покровов тела и глубине залегания тканей поток тактильной информации. Известно, что кисти каждого из нас являются более или менее мощными генераторами эфирного биополя, что, в частности, используется в реализации искусства Рейки. Сочетание генерации тактильной информации с глубинным воздействием эфирных излучений кистей способствует ненасильственному, но весьма интенсивному и системному разгребанию всякого рода закупорок и динамизации всякого рода застоев, ликвидирует целые горы шлаков как в отдельных органах, так и в малюсеньких микрососудах. При этом массирующий, энергетически состоятельный, благодаря особому образу жизни умело концентрируется на теле исцеляемого, иногда добавляя к мощи сосредоточения всякого рода приговаривания, одному лишь ему знакомые лечебные напевы и включая на всю мощь эйдетическое воображение. И на такое системное воздействие даже самое усталое и заскорузлое тело радостно откликается. Медитативные навыки массирующего помогают ему не только интуитивно улавливать характер движений и места приложения энергии рук, но и глубоко проникать внутрь организма, допустившего лечебное воздействие. Погладить, коснуться, успокоить и взбодрить — и конструктивному переформированию мало-помалу начинает подвергаться все то, что находится как в плотном, так и в тонких телах пациентов. Умело массирующему влиянию поддаются все без исключения заболевания, если использовать массаж достаточно длительно и с глубокой любовью. Особенно эффективно это лечебное действо в том случае, когда пациент намеренно обучен глубокому расслаблению тела, которое высвобождает энергии, необходимые для спокойного сосредоточения на даруемых массажистом ощущениях. Понятно, что при этом таинстве недостаточно лишь высокой развитости самого массажиста. Лечебный процесс должен организовываться в точном соответствии с хорошо изученной и профессионально понятой парной гороскопической картой, указывающей на особый характер энергетических отношений между двумя участниками целебного танца. Массажное действо самым непосредственным образом может рассматриваться как высокий ритуал, предписывающий присутствие целебной музыки и прекрасных ароматов. Перед сеансом и после него исцеляющий и пациент, садясь напротив друг друга, должны предаться глубокой парной медитации, настраивающей обоих на преодоление очередного этапа пути исцеления. Именно тогда массажные пассы эффективно динамизируют все биоэнергии двух организмов, перемешивая их для того, чтобы, став свободными, энергии эти могли самонастроиться в унисон лечебным резонансам Мироздания. Для исцеления народа потребуется целая армия массажистов; более того, массаж как оздоравливающее действие может проникнуть в каждую семью в форме взаимомассажа и войти в программы обучения в школы и ВУЗы. Никакие препараты и химические средства не в силах заменить живого воздействия теплых человеческих рук. В конце концов, массаж — это попросту очень приятно. Музыкально сгармонизированный массаж ведет к накоплению опыта доброго наслаждения, об обретении которого втайне мечтает каждый.
Глава 11Заболевание легче предупредить...
Древние медики рассматривали организм человека не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в организме сложную систему, целостную и единую в себе самой, каждый из элементов которой связан со всеми остальными согласно строгим функционально-иерархическим отношениям. Заболевание же древние рассматривали как процесс, возникший в результате нарушения нормальных взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей средой. Последнее признавалось первичной причиной развития заболевания, именуясь нарушением Законов Жизни и Гармонии. В прошлом врачи вообще отрицали реальность существования местных патологических процессов. Они считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм. И при изменении структуры и функции какого-то одного органа неизбежно в какой-то пропорциональной степени изменяются и функции всех других органов и систем. По канонам древней медицины жизнь конкретного человека полностью подчиняется космическим ритмам, определяемым движением светил по небосводу. Поэтому древние целители в совершенстве владели медицинской астрологией и не только учитывали дату рождения пациента при постановке диагноза и выборе лечения, но и в соответствии со знанием особенностей конституции подопечного, определяемой по гороскопу, советовали ему в различные периоды его жизни тем или иным образом изменить режим питания и распорядок, а если требуется, то и сменить профессию. Узнавая в космической карте — гороскопе — особенности организма и психики пациента, целители предсказывали вероятные сроки наступления «трудных» в определенных отношениях (также определяемых по гороскопу) периодов, в продолжение которых необходимо предохраняться от заболевания, так как возможно развитие определенных нарушений в отдельных органах и системах. Таким образом, вычисляя конституциональные особенности по звездной карте и разворачивая ее во времени, медик располагал информацией как о «местах наименьшего сопротивления» в организме, через которые, как через врата, возможно проникновение болезни в организм, так и о трудных периодах, в которые наступление этих заболеваний наиболее вероятно. Гороскоп же давал ответ о средствах защиты и технике безопасности.
Зная предрасположенности конкретного пациента, зная, что, возможно, ожидает его и в какие периоды его жизни, медики старались предотвратить возможные нарушения здоровья, прежде всего, с помощью системы профилактических мер, о которых ниже и пойдет речь. Некоторые исследователи истории медицины, сравнивая древние и современные практические системы врачевания, считают чуть ли не главным недостатком древней медицины тот факт, что она сугубо индивидуальна, что, мол, восточный медик предельно тщательно исследует конкретного пациента и уделяет ему слишком много времени, а медицина Запада носит массовый характер, помогает миллионам страждущих. К сожалению, это так! Беда в том, что в наше не всегда уравновешенное и негармоничное время болеют очень и очень многие! В древности профилактика распространялась на весь народ, а лечили только заболевающих (обычно речь шла либо об очень ослабленном организме, либо о врожденных нарушениях здоровья). Сейчас же с профилактикой заболеваний дело обстоит не слишком хорошо. Зато лечат современные врачи действительно сотни тысяч обращающихся за помощью — в отсутствие профилактики как общегосударственного дела такое число пациентов, не желающих бороться за собственное здоровье и приходящих за больничным листом или за таблеткой, и неудивительно. В прошлом здоровье народа охранялось медиками через участие их в системе общегосударственных профилактических мероприятий, а также через систему медицинских действий, входивших во многие культовые мероприятия. В древности сами условия жизни общества были намного здоровее — и питание было естественное, и быт был чище, и труд был напряженнее. Тогда проблема переедания и гиподинамии не стояла! В древних системах предписаний определенных культовых действий всегда находили место чисто медицинские советы. Эти элементы здорового образа жизни включались как обязательные: гигиенические, диетические, даже лечебные (вроде постов и утренней и вечерней молитв). При этом тщательное соблюдение законов естественного развития организма, чистота и гармония души, нарушение которых приводит к заболеванию, рассматривались как священный ритуал. Отчасти это создавало барьер на пути развития многих заболеваний.
Когда же нравы общества разрушались, когда люди впадали в разврат и панику, когда рвались связи с традицией и высшими ценностями — тогда нарушался и установленный мудрецами-исследователями жизненный уклад, падал потенциал защитной психической энергии, снижалась напряженность иммунитета. На целые народы и государства нападали всевозможные моры и катастрофы. Природа мстит за беспечность людям. Любопытно было бы сопоставление истории прихода тех или иных эпидемических заболеваний не только с динамикой изменения солнечной активности, но и с изменением общественной обстановки в том, что касается чистоты нравственно-психологического плана. Древние врачеватели были убеждены, что любое впадание в крайности не может принести счастья и благополучия. Любое нарушение Законов Жизни приводит организм к потере целостности, а значит и к необходимости исцеления, восстановления нарушенного единства органов и систем, души и тела. Исцеление — «обретение целостности», вхождение в ритмы следования Законам Жизни, обретение первичного единства с окружением как живым. Потому — никаких крайностей, никаких излишеств — таков главный принцип любой профилактики, таков голос, идущий из глубины веков от мудрецов медицины. Разумеется, принцип «Срединного Пути» — никаких крайностей и избрание оптимальных путей развития и роста — прекрасен сам по себе, как отвлеченная «книжная» идея. Но как же сложно соблюдать его ежедневно и ежечасно в нашей многосложной быстротекущей жизни, исполненной срывов, соблазнов и искушений всякого рода! И потому для обретения человеком уверенности и твердости в понимании необходимости соблюдения этого Закона Оптимального Существования в древности существовало санитарное просвещение — «Наука о соблюдении здоровья». Причем наиболее образованные, наиболее культурные из людей считали для себя просто постыдным допущение каких бы то ни было заболеваний. Для примера можно такое отношение к собственному здоровью сравнить с бахвальством современников в гостях на тему — «У кого больше тяжелых заболеваний? », что-то вроде «кто кого переболеет». В прошлом же болеть образованному человеку считалось как-то неприлично, ибо это само по себе свидетельствовало о недисциплинированности его воли и внутреннем душевном хаосе, о невозможности или неумении управлять своим организмом и психикой, об излишней склонности к бесплодным излишествам и наслаждениям. Недаром существует поговорка: «Грех — это то, что не является необходимым для исполнения человеком своего Дела». Одним же из разделов этого Дела является достижение полноты гармонии с окружением и творческое созидание, борьба с хаосом, в том числе и в первую очередь в самом себе, в своих мыслях, чувствах и желаниях.
В «ЛГ» за 25. 11. 1981 появилась многозначительная статья, заголовок которой говорит сам за себя: «Болеют ли гриппом культурные люди? ». Автор ее (автор многих научно-популярных и научных изданий В. З. Солоухин) пытается внести те же древние, как мир, идеи о заболевании как проявлении низкой культуры и недостаточной сознательности человека. К сожалению, до сих пор подобные призывы напоминают скорее «глас вопиющего в пустыне», нежели программу, необходимую для немедленного внесения в умы и сердца людей. Знаменитый древнегреческий философ Платон считал особенно явным признаком плохого состояния дел в государстве положение, когда не только чернь, люди из низов, но и «благородные», аристократы и правители, нуждаются во врачебной помощи, и не по поводу ранений, полученных на полях сражений, и не из-за эпидемических заболеваний, поражающих целые народы, но по поводу развития заболеваний в связи с праздностью, распущенностью, ленью и образом жизни, мягко говоря, не совсем соответствующим общественному положению, образованности и полученному данным человеком воспитанию. Считалось, что высокое общественное положение является важным поручением и оказанием большого доверия, и человек не в состоянии руководить развитием города и организовывать жизнь других людей, если он не способен справиться даже с одним собственным организмом. Тот же Платон считал, что воспитание молодых людей посредством музыки и гимнастики должно полностью ликвидировать потребность в медицине в будущем идеальном государстве. Он был уверен, что воспитание и оздоровление человека пока из-за его несознательности и лености не завершены, и будущие поколения будут развиваемы так, что болезни вовсе покинут города и страны. Платон считал, что человек в силах самого себя избавлять от любых страданий, в том числе и от физических, если проявляет достаточный потенциал воли и страстное желание быть полноценным во всех отношениях, в том числе и в плане здоровья. При этом он настаивал именно на глубинном синтезе воспитания крепкого духа и подвижного тела. Добавим, что в понятие «музыка» Платон включал чуть ли не все виды научного знания и искусства, а «гимнастика» скорее означало системную тренировку и самосовершенствование, в том числе и профессиональное. Заметим, что сейчас ситуация почти не изменилась — люди никак не могут понять, что профилактикой должны заниматься не врачи, профилактика действительно эффективна лишь при достаточности собственных усилий человека, ежедневно направляемых им на защиту от заболеваний, которые являются ничем иным, как проявлением хаоса в его теле. Всемирно известный Гиппократ считал, что медицина должна открыть людям правила перемены того образа жизни, от которого происходят страдания, болезнь и смерть. Врач должен заниматься просвещением и консультированием, а трудиться над обретением полноты здоровья должен сам человек. Гиппократ рекомендовал быть во всем умеренным, строго соблюдать индивидуально подобранную диету, придерживаться правильного режима, регулярно совершать спокойные прогулки, пользоваться свежим воздухом и активно заниматься гимнастикой. Поразительно, но ничего нового медики за долгие века придумать не смогли! Главные секреты здоровья были отлично известны тысячи лет назад. Правда, существенное достоинство рекомендаций Гиппократа заключается в том, что всем этим он советовал заниматься в строго индивидуальном соответствии с временами года, обстоятельствами жизни, темпераментом и конституцией пациента и в соответствии с общим состоянием здоровья. Основное же назначение опытного медика Гиппократ понимал как оказание помощи в научно обоснованном подборе того единственно гармонического образа жизни, который соответствует месту, времени и особенностям пациента. Именно в исследовании всех этих факторов и указании, на основании их анализа, конкретного правильного образа жизни любому пациенту древнегреческий целитель усматривал вершину подлинного врачебного искусства. Потому он был совершенно уверен, что только таким путем можно отыскать способ действительного исцеления любого человека, независимо от состояния его здоровья и характера заболевания. Очень сложно доказать человеку необходимость строго придерживаться даваемых ему рекомендаций, трудно объяснить, что без исполнения этих советов здоровье непременно будет потеряно, а без здоровья человек не сможет быть действительно счастлив. Лень и полное безразличие к собственному здоровью, во всяком случае, какое-то упрямое нежелание потрудиться ради его обретения, и на сегодняшний день остаются проблемой очень многих людей. Не нужно забывать, что знание врачевателя в древности было священным, и врачей слушались, как вождей и жрецов. Врач дважды не повторял о необходимости придерживаться его рекомендаций — во-первых, плата за оказание услуг ему была достаточно высока, а во-вторых, он мог не отозваться на следующее приглашение — к чему помогать тем, кто нарочито отказывается принимать твою помощь? Потому и простые меры профилактики из-за общего культурного, уважительного отношения к медикам были весьма и весьма эффективны. Они доходили до сознания пациентов и воплощались в их жизнь, давая высокий полезный результат. В настоящее время в нашей стране, в связи с падением качества медицинского образования и частичным разрушением инфраструктуры здравоохранения упал и престиж врачебной профессии. Это не дает возможности убеждать пациентов в необходимости выполнения предписаний медиков. Правда, это уже проблема, связанная скорее с изменением общественного сознания, нежели собственно медицинская. Китайские врачи обращали не менее пристальное внимание на необходимость профилактики заболеваний как основного пути борьбы за здоровье народа. К примеру, они считали, что человек непрерывно поддерживает очень тесные отношения с окружением, в котором он растет и развивается. И потому сам человек должен очень четко и строго приспосабливаться к колебаниям Инь и Ян своего физиологического и психологического окружения, чтобы благодаря этому поддерживать равновесие Начал и в собственном организме, от чего зависят и здоровье, и работоспособность. Китайские врачи рекомендовали весной и летом поддерживать и тщательно охранять свой Ян, а осенью и зимой — свой Инь. Именно приспособление к ближайшей планетарной и космической среде являлось сутью искусства поддержания гармонии между внутренними Силами человека, Инь и Ян его организма, и Силами наружными, питающими и поддерживающими его, Инь и Ян Космоса. Именно в этой столь кратко сформулированной концепции заключалась вся мудрость китайской профилактической медицины! Французский исследователь теорий и моделей древней медицины Жак де Лэнгр так формулирует вышеописанный принцип профилактики: «Когда человек допускает, чтобы Космические Силы входили в него и регулировали процессы в его теле и сознании в гармонии с астробиологическими ритмами, тогда его жизнь приобретает упорядоченность, гармонию и порядок всемогущего бесконечного мира... Осознать синхронизированную гармонию организма с Космосом — значит, достигнуть состояния цельности, равновесия, здоровья и ощущения полноты благополучия». Любопытно, что одним из обязательных условий гарантии создания подлинно здорового состояния населения государства китайские врачеватели считали строгое соблюдение Правил и Законов Жизни на протяжении нескольких поколений. На память приходит старый анекдот — «Для того, чтобы стать интеллигентным человеком, необходимо закончить как минимум три университета... Один должен закончить твой дед, второй — твой отец, и третий — ты сам». Здоровье народа закрепляется генетически и накапливается долгими веками. Китайские врачи, таким образом, понимали профилактику как общегосударственную стратегию заботы о гармонии и здоровье общества, а вовсе не как кратковременную «кампанию санпросвета». Только воздействуя на привычки и бытовые условия теперешних людей, можно уберечь далеких потомков от ошибок их предков, только тогда можно будет передать по наследству здоровье, закрепленное в самом укладе жизни. Приведем примеры рекомендаций эзотерической медицины: «Будь чист сердцем, ограничивай страсти, не поддавайся эмоциональным потрясениям, избегай неблагоприятных климатических и сезонных влияний и тренируй свое тело». «Когда душа чиста и спокойна, энергии ровны, а дух тверд, болезни возникнуть невозможно». «Умей охраниться от непогоды и суеты». «Не развратничай, сохраняй энергии организма, храни дух уравновешенным — да будешь здоров до конца дней». Эзотерические врачеватели не без основания полагали одним из главных принципов медицины правило: «Хороший врач лечит болезнь до ее появления». В доказательство важности и разработанности этого принципа в традиционной медицине прошлого приведем перечень некоторых конкретных рекомендаций, посвященных профилактике заболеваний (по книге Нгуен Ван Нги): 1. Для сохранения и укрепления защитной энергии необходимо: — держать в чистоте помыслы и желания, ограничивать вожделение разумными пределами, соблюдать глубокую «чистоту души»; — вести умеренную половую жизнь, избегать разврата; — избегать психологических потрясений и воздействия внешних факторов погоды (жары, ветра, холода и других), способных повредить организму; — закалять тело и упражнять его — укреплять здоровье и повышать сопротивляемость организма. 2. Меры предосторожности против пагубного воздействия внешних факторов: — умело приспосабливаться к условиям окружающей среды: например, летом носить легкую одежду, избегать солнцепека, пользоваться вентилятором, а зимой — носить теплую одежду, прибегать к помощи обогревателей, ложиться спать пораньше и вставать несколько позже обычного. Весной и летом необходимо позже ложиться спать и вставать пораньше; — избегать чрезмерного переутомления на работе; — соблюдать чистоту окружения, быта и личную гигиену: ежедневная утренняя уборка помещения, дезинфекция, голодание, полоскание рта после еды и другие мероприятия; — гигиенические мероприятия женщин и мужчин. Очень примечательно, что даже при появлении первых явных признаков заболевания китайские медики опять же в первую очередь обращали внимание на методы профилактики, которые в таком случае назывались «профилактика при появлении заболевания». Коротко об этих приемах можно сказать следующее: — к лечению необходимо приступать как можно раньше; — диагностика должна быть всесторонней, полной и предельно глубокой; — необходимо препятствовать распространению болезни по всему организму и закреплению ее в теле и в душе пациента, препятствовать переходу от органа к органу и в более тяжелые формы течения. После появления заболевания предписывалось значительно ужесточить и еще более гармонизировать все гигиенические процедуры, еще глубже и стройнее упорядочить образ жизни, режим сна и отдыха, строго соблюдать режим питания пациента, включая таким образом его психоэнергетическую мощь, волю и веру в исцеление, в проводимый врачом процесс лечения. А последнее выражалось мудростью медицинского опыта всего мира: «Если врач и пациент объединят свои усилия в борьбе с заболеванием, они победят его. Если же врач останется без помощи пациента, победа останется за болезнью». Активное отношение пациента к лечению и профилактике, серьезное, вдумчивое и ответственное отношение к собственному здоровью было естественным для врачевателей прошлого — они знали, что любой нормальный человек приложит все личные усилия, чтобы обрести здоровье. Как жаль, что сегодня многие относятся к своему здоровью как минимум легкомысленно и безответственно. Кратко осветим профилактические методы Аюр-Ведической медицины, которые, по словам ее приверженцев, также были призваны повышать сопротивляемость организма к заболеваниям и способствовать максимальному раскрытию потенциала человека как духовного творческого существа. Именно самореализация, превращение задатков в способности и возможностей в реальные факты внутренней и внешней жизни человека и были тем состоянием, к которому каждый человек должен неуклонно стремиться. Это и есть совершенное здоровье во всех отношениях, во всех самопроявлениях индивидуума. Наиболее ярко и системно в настоящее время Аюр-Ведическая медицина, особенно ее профилактическая доктрина, изложена в работах приверженцев Шри Махариши Махеша — индийского Гуру и популяризатора древней Индийской Науки о Правильной жизни. Гуру Шри Махариши Махеш, возглавляющий в настоящее время многие исследовательские и просветительские проекты в сфере применения знаний древних Аюр-Ведических специалистов, считает, что главные пути сохранения здоровья и максимально возможного продления полноценной, яркой и творческой жизни следующие: 1) правильное питание; В программы обучения здоровому образу жизни в Центрах Трансцендентальной медитации, работающих на основании опыта Гуру Махариши Махеша, входят следующие главные разделы работы: А. Обучение психотехнической подготовке (техника трансцендентальной медитации) — умение создавать внутри себя глубокий покой, внутреннюю тишину ума и желаний, учиться произвольно снимать напряжения и уметь при необходимости предельно активизировать скрытые резервы душевной и телесной энергии, уметь ликвидировать застой в сознании, учиться освобождать организм и сознание от привязанностей к текущим суетным событиям и проблемам, уметь гармонизироваться и укрепляться в глубоком спокойствии, дарующем силу и просветление чувствам и разуму. Б. Физиологическое очищение организма от «шлаков» и токсинов с помощью методов очищения водой, дыхательными и физическими приемами. В. Подбор и обучение правилам соблюдения индивидуальной диеты. Г. Разучивание специальных физических упражнений, позволяющих установить глубинную гармонию тела и духа (дыхательная гимнастика, психоактивация, позы Хатха-Йоги, психодинамические упражнения и другие). Д. Обучение самостоятельному выбору и организации правильного распорядка жизни: любые жизненные проявления человека — малой части Вселенной! — должны быть постоянно подчинены единым природным и космическим ритмам, чтобы быть связанными с силами и мощью Мироздания. Как и в природе, в организме человека на протяжении его личных суток и на протяжении всей жизни, существуют свои «приливы» и «отливы». Нужно научиться узнавать динамику внутренних ритмов и соблюдать гармонию ритмов микрокосмоса человека — в точном соответствии с потребностями жизни, с внутренним самоощущением и данными гороскопов. Вообще, астрология и представления древних о закономерной связи каждого человека с космическими воздействиями, с Жизнью Мироздания пронизывают всю профилактическую доктрину эзотерической медицины. Даже организация правильного питания может быть рассмотрена на основании данных астрологии — науки о законах поддержания связей и резонансов с Космосом посредством приспособления жизни человека к Ритму Космического Процесса. Гармонизация и ускорение естественного эволюционного развития современных людей, как считает макробиотик Микио Куши, может произойти лишь путем понимания порядка и ритмов Вселенной и, соответственно этому пониманию, посредством употребления естественной и для данного организма здоровой «пищи» в соответствии с Законами Жизни. Ведь диета тоже является важнейшим — наряду с упражнениями тела и гармонией души — фактором установления в организме человека гармонического Порядка Мира. В основании будущего развития человечества, как считают многие врачи — и древние, и современные — лежит возрождение высокого качества жизни человека. А для обретения такого качества необходимо внимательно изучать естественный, закономерный порядок человеческого естества, связуя воедино знание о Жизни Пространства со знанием о Человеке, ибо они — неразделимы! Древние целители утверждали, что все физические, психологические и даже культурные процессы и проявления жизни и деятельности людей существенно зависят от их окружения, от его состояния и качества. Очень многое зависит от нашего отношения к здоровью, от наших привычек питаться — когда и чем именно? Сейчас раздаются голоса в поддержку того, что наследственные факторы являются ничем иным, как результатом воздействия окружения в прошлом на наших предков и той диеты, которой они придерживались. В частности, многие натуропаты считают, что можно изменить само качество жизни будущих поколений, генетически совершенствуя их уже сегодня с помощью правильного питания. Получается, что очищение и гармонизация внутренней среды организма будущих родителей существенно и позитивно влияет на генетические особенности их будущих детей, и такие положительные вклады могут накапливаться из века в век, буквально формируя лучшие, более совершенные тела и умы потомков! Следует указать и на то, что в древности, как мы уже упоминали, в понятие «пищи» включали не только овощи и фрукты, которые мы съедаем на завтрак или на ужин. Слово «питание» понималось значительно шире: оно включало и вдыхаемый воздух, от чистоты и качества которого зависел и состав организма годами вдыхающего его человека, и разнообразные мысли и впечатления, которыми «питались» чувствование и мышление человека. Что касается последнего, то древние считали, что добрая беседа о высоком предмете питает сердце пациента, помогая ему найти силы для исцеления. Основным фактором полезности твердой и жидкой пищи признавались не «топливно-энергетические» и «строительные материалы» — белки, жиры и углеводы, но факторы информационные, регулирующие процессы жизнедеятельности, фактически «животворные», «живоносные» — витамины, сложные спектры минеральных составов, многообразные природные сахара. Современные люди неправильно питаются не только твердой пищей, но и мыслями и эмоциями. Более всего мы обделены высокой пищей впечатлений и новых мыслей. Мы не приучены к ежедневному «питанию красотой», мы не умеем впитывать лучи заката, не любим «усваивать» сердцем чувства, сопровождающие беседы о возвышенных предметах. Психологи-специалисты заметили, что как только человек постепенно и уверенно сокращает свой дневной рациона питания в основном за счет количества потребляемых хлебопродуктов, сахара, жиров и мучного, у него словно «открываются» глаза на окружающую его красоту, он начинает яснее и глубже слушать пение птиц и переливы скрипичной музыки, — словом, он научается питаться «пищей духовной». Если учесть, что питание — не только «топливо» и «строительный материал», но и поступающая из окружения информация, связывающая организм с Мирозданием, то наиболее важен именно процесс питания ощущениями, впечатлениями, переживаниями и мыслями. Причем, чем чище, напряженнее и качественнее это питание, тем здоровее и сильнее человек. По-видимому, природой установлен некоторый постоянный объем потребляемой пищи. И если поступление энергии через легкие изменить несколько сложно, то расширить восприятие энергий чувств за счет сокращения и очищения пищевого рациона совсем не трудно. Тогда наша «пищевая пирамида» — «еда-воздух-восприятия» — примет естественный вид: чувства и мысли займут большую часть ее площади и жизнь человека заиграет красками и мелодиями, исцеляющими и укрепляющими в радости каждого дня. Итак, в понятие пищи как процесса усвоения из окружения энергии, вещества и информации, следует включать не столько повседневную вещественную пищу и питье, потребляемое через рот, сколько весь мир планеты и Вселенной, посылающие нам свои благодатные лучи, поддерживающие и ободряющие, все влияния атмосферы, которые гораздо организованнее и «содержательнее», нежели мы думаем. Все электромагнитные силы и все виды волн и излучений, приходящие из далекого Большого Космоса, из неизвестных человечеству его Глубин, — все это наша пища! И люди должны научиться усваивать всю эту посылаемую им «пищу»! Тогда организм получит мощную поддержку в борьбе с факторами развития заболеваний, тогда человек станет намного здоровее и счастливее. В древности одним из таких приемов и являлась китайская медитационная медицинская гимнастика Тай-цзи-сюань. Она представляла собой уникальный метод целостного профилактического и укрепляющего воздействия на тело и психику человека с целью налаживания ритмической сознательной связи его с животворящими потоками Вселенной. Одной из важнейших проблем саморегуляции человека является вопрос о сглаживании ритма спадов и подъемов активности. Об этом так сказано в одной из книг Учения Живой Этики: «Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъеме сила удесятеряется, тем самым они признают психическую энергию. Но они добавляют, что нервные подъемы кратковременны и влекут за собой упадок сил. Именно в этом Йога необходима, чтобы, увеличивая подъемы, избавить от падений. Падения обусловлены неосознанием и неприложением психической энергии. Как хромой, подпрыгивает невежда, но знающий преодолевает самые недоступные высоты» (Агни-Йога, 650). Как и древняя китайская Йога, Тай-цзи-сюань предполагала сознательное овладение собственными ритмами и приемами их произвольной регуляции. Превосходное описание сущности и принципов, которые древние создатели Тай-цзи-сюань положили в основание гимнастики, точнее, целостной профилактической и оздоровительной системы, дает в своей работе В. Елисеев: «... Древние полагали, что дисгармоничные или непристойные поступки, чувства и мысли разрушительно сказываются не только на ближайшем окружении согрешившего человека, но и на всем Мироздании. В древнем Китае считалось большим грехом вставать на голову, ибо это могло нарушить порядок Вселенной... Упражнения психотренинга неразрывно вплетены в физические упражнения, образуя единое целое... Тай-цзи-сюань моделирует своими движениями динамическую структуру Универсума (термин, обозначающий Человека и Вселенную в их неразрывном единстве) как понимали ее древние китайцы. Само человеческое тело уподоблялось Космосу. Оно условно подразделялось на Землю (нижняя часть тела), и Небо (верхняя часть), а сущность самого человека отражало его сердце. Это соответствовало трем космическим началам — Земле, Небу и Человеку. Небо символизировалось кругом, а Земля — квадратом. Поэтому движения рук всегда были округлы, как небесный свод, и непрерывны, как воздушное пространство, тогда как движения ног — прерывны и прямолинейны, как сторона квадрата. Вес тела постоянно смещается с ноги на ногу, имитируя смену дня и ночи, лета и зимы, то есть цикличность всех процессов. Все шаги и передвижения Тай-цзи-сюань приводят исполнителя к исходной точке, откуда они и начинались, отражая круговой характер изменений в природе. Но при этом существует некий внутренний центр, вокруг которого происходят все изменения, и таким стержнем считается «неподвижность ума» — полный внутренний покой, который уравновешивается внешним движением и в то же время, в силу особых психофизиологических свойств этого движения, им же и поддерживается». В профилактических мероприятиях древней медицины совершенно особое место занимают процедуры и тренировки, направленные на обеспечение внутренней, душевной гармонии человека, таким образом, гармония психики, покой ума и чистота мыслей признавались важнейшими, точнее, основополагающими факторами сохранения и укрепления здоровья. Важность этих факторов оздоровления подтверждается и исследованиями современных медиков, о которых мы говорили в главе девятой. Существовала даже особая дородовая психопрофилактика заболеваний. Прекрасно она излагается А. Ц. Гармаевым — известным московским психологом и педагогом. В своих лекциях он рассказывает о том, что во время беременности — в зависимости от внутренней тишины и глубины радости — мать передает ребенку на всю жизнь запас живой силы. Если она нервничала до родов, не думала о ребенке и не заботилась ни мыслью, ни чувством о нем, то сила будет передана малая. А именно от потенциала этой переданной до рождения душевной силы зависит психическое и нравственное благополучие ребенка. Если у него совсем мало этого «заряда», то на злобу он отвечает злобой, падает в неравновесие, гневится, и нарушаются все телесные процессы, привлекая заболевание. Если силы было передано ч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|