Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Марксистская социология. 10. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. 11. Социологическая мысль в России до 1917 г. (П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов).




9. Марксистская социология.

Карл Маркс – предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс, выступал за революционный путь изменения общества.

Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Немецкий экономист Маркс акцентировал внимание на экономических условиях развития общества, особенно на методах организации производства. Он утверждал, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовый конфликт.

Согласно марксистской концепции, развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Он считал, что каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

10. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето

Г. Зиммель, Ф. Теннис, В. Парето – ученые, которые во многом способствовали окончательному оформлению социологии как науки.

Георг Зиммель считается представителем формальной социологии, в которой центральную роль «формы социации».

Формы социации можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта — форму и содержание.

Ф. Теннис исходил из того, что социологические явления можно представить как формы социальной жизни: социальные отношения; социальные группы; корпорации, или объединения. Для первой формы достаточно двух индивидов, вступивших во взаимодействие; когда количество вовлеченных во взаимодействие увеличивается формируются интересы, создается группа. Группа– это ступень к корпорации. Когда происходит оформление группы как внутренне, так и внешне, появляется структура и выделяются функции элементов структуры, появляется корпорация.

В. Парето пытался при помощи социологии объяснить некоторые «нелогические» процессы в экономике и политике. Он представлял общество как систему, в которой происходит циркуляция элит, их интересов, «дериваций» и т. д. Много внимания уделял «общественным элитам», считая, что именно циркуляция элит характеризует движение социальной системы и определяет ее форму.

Когда социальные элиты перестают удовлетворять общество, возникает новая элита. Это приводит к социальной борьбе и развитию общества.

 

11. Социологическая мысль в России до 1917 г. (П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов).

Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: I) 1860 – 1890 гг.; 2) с 1890-х гг. до начала XX в.; 3) с начала XX в. до 1917.

Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта.

Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М. М. Ковалевского. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их " эмбриональные" формы. Важную роль на первом этапе развития социологии в России играла " этико-субъективная" школа, представителями которой были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. В центре их научных интересов находились вопросы общественного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали " критически мыслящую личность" которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала.

Наряду с позитивизмом, одним из наиболее крупных и влиятельных направлений в социологической мысли в России был марксизм.

Выдающимся представителем революционного марксистского подхода был Г. В. Плеханов. Вслед за К. Марксом Г. В. Плеханов обосновал материалистическое понимание истории, показал сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут различные социальные группы.

На втором этапе начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах.

Возникает социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Коркунов, Муромцев и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни.

Третий этап развития российской социологии характеризуется признанием её в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, одним из наиболее известных представителей которого был П. А. Сорокин. который сформулировал пять " основных принципов" социологического подхода: 1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна быть " объективной дисциплиной", 4) она должна отказаться от " философствования" в смысле создания умозрительных систем; 5) разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Если честно, много непонятных слов… мб убрать это всё

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...