Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Современный этап развития социологии.




12. Западная социология в XX столетии и ее основные направления и школы (структурный функционализм, теория социального конфликта, символический интеракционизм, теории социального обмена).

С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX веков) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е годы XX века центр социологических исследований смещается в США. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.

Современный этап развития социологии (с сер. XX века по наст. вр. ) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой.

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней относятся, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

2. Смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию (М. Вебер). Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, называют символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель).

3. Сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. У истоков находился П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций является теория действия или теория обмена (Дж. Хоманс).

4. Марксистский подход по типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксисткой традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как первые три подхода рассматривают роль социологии скорее, как рекомендательную. МБ удалить все эти фамилии? По-моему, их все нереально запомнить, и он это сам поймет… Как думаете?

 

13. Современный этап развития социологии.

Может скопировать из предыдущего вопроса (№12) весь текст начиная с «В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений» и далее, и вставить сюда вместо этого? Как думаете?

Вроде и запомнить проще +он короче, но я не уверена, что и там и там современный этап расписан так, как надо. Хотя говорится вроде об одном и том же, хз

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней относятся, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

2. Смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию (М. Вебер). Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, называют символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель).

3. Сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. У истоков находился П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций является теория действия или теория обмена (Дж. Хоманс).

4. Марксистский подход по типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксисткой традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как первые три подхода рассматривают роль социологии скорее, как рекомендательную.

Во второй половине XX в. в социологии развивается комплексный подход к оценке социальных явлений. В рамках социологии формируются новые области знания, они выводятся сначала как отраслевые, а затем превращаются в самостоятельные науки, такие, как: социальная философия; социальная антропология; социальная статистика; экономическая социология; конфликтология; социальная психология социальная педагогика.

В социологии происходит бурное накопление методов, как сбора информации, так и ее обработки появляются новые методики, активно используются новые методы, связанные с развитием информатики и математического анализа информации.

В социологическом знании наблюдается движение к субъективизму, номинализму. Это связано с появлением новых концепций. Происходит движение к человеческим проблемам. Например, учение «социального обмена», разработанное Дж. Хоманс и П. Блау, не ставит систему выше человека. Суть этого учения заключается в том, что взаимодействие представляется исследователям, как единый процесс. Он характеризуется обменом, но это обмен не только материальными вещами, но и любыми знаниями впечатлениями. Именно с такой позиции стоит рассматривать, по мнению представителей этой школы, взаимодействие между людьми.

Развивается «символический интеракционизм» (Г. Блумер, А. Роуз, Г. Стоун, и др. ) – учение, основывающееся на том, что язык дает возможность человеку осознать себя. Люди осознают мир через систему символов, т. е. через язык. Мир запечатлен для человека в символах; квинтэссенция человека, таким образом, становится символической сущностью. Язык – это не только запечатленный мир, это понимание, взаимопонимание. Представители «символического интеракционизма» главное внимание уделяют тому, как происходит формирование взаимодействия, как оно систематизируется с помощью языка, какие возникают правила взаимодействия.

Проблеме взаимодействия уделили внимание также представители других социальных концепций. Например, Ю. Хабермас разработал теорию коммуникативного действия. Суть этой теории в том, что любой человек находится во взаимодействии. Это взаимодействие коммуникативное, целью его является достижение понимания между людьми. Понимание создает основу человеческому, социальному.

Социологи обращают внимание на существование противоречий между макро– и микросоциологией прикладными и теоретическими исследованиями Попытки создать теории среднего уровня приводят к появлению новых социальных концепций. Сегодня проблема толкования социологии еще не снята и наблюдается определенный плюрализм мнений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...