Понятия и классификация исторических источников
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Сущность, формы, функции исторического знания. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и в настоящем: история России – неотъемлемая часть всемирной истории. Методология и теория исторической науки. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познавательной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания. В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи как обществу в целом, так и составляющим его социальным группам. В процессе изучения истории у людей складывается представление об основных этапах развития цивилизации, о том, как наше государство изменялось на протяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа. В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наглядный пример жизни для воспитания человека, формирования его этнического сознания. История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений. Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».)
Как и любая другая наука, историческая наука о развитии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования. Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе. История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как едином, разностороннем и противоречивом процессе. От методологии исследования зависит успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция.
МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. К конкретным методам относятся: 1. общенаучные; 2. собственно исторические; 3. специальные — заимствованные из других наук. Общими методами для всех гуманитарных наук служат: 1. логический; 2.исторический. Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Исторический, метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы: хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке; хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;
проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии; синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.
Исторические источники — это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины — источниковедения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников: 1. письменные; 2. вещественные; 3. устные; 4. этнографические; 5. лингвистические; 6. фотокинодокументы; 7. фонодокументы. Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497г., Соборное Уложение 1649г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.
ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ К историческим источникам относится все, что отражает исторический процесс и позволяет изучить прошлое. Источниковедение решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Аналитическая позволяет разработать методы анализа исторических источников, чтобы получить из них полную и достоверную информацию. В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из которых классификация по видам.
Так, Э. Бернгейн в своей работе показывает разнообразие форм, в которых наблюдения становятся доступными. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»: 1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.); 2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.); 3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.). Следующий тип исторических источников — «остатки» — представляет собой непосредственные результаты самих событий. Различают следующие виды:
1. обычаи, нравы; 2. произведения искусств, ремесел; 3. деловые, законодательные документы и др.
Можно выделить широкий круг разнообразных типов источников: 1. источники, с помощью которых можно изучать вещественные свидетельства; 2. источники, применимые к письменным свидетельствам; 3. источники, которые создаются с помощью технической записи. Междисциплинарные связи устанавливаются при изучении исторических источников, которые хранятся в библиотеках. Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изучения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он прикасается... должно давать о нем сведения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|