Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия и классификация исторических источников




Сущность, формы, функции исторического знания.

Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории.

Понятие и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и в настоящем: история России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Методология и теория исторической науки.

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познава­тельной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.

В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, кото­рые присущи как обществу в целом, так и составля­ющим его социальным группам.

В процессе изучения истории у людей складывается представление об основных этапах развития цивили­зации, о том, как наше государство изменялось на про­тяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа.

В эпоху древних цивилизаций история воспринима­лась как наглядный пример жизни для воспитания че­ловека, формирования его этнического сознания.

История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений.

Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражда­нином».)

Как и любая другая наука, историческая наука о раз­витии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования. Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о чело­веческом обществе.

История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как еди­ном, разностороннем и противоречивом процессе.

От методологии исследования зависит успешное изуче­ние истории и ее научно-достоверная реконструкция.

 

МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

К конкретным методам относятся:

1. общенаучные;

2. собственно исторические;

3. специальные — заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат:

1. логический;

2.исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зре­лую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический, метод способен воспроизводить яв­ления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенно­стями, через которые проявляются общие закономерности.

 

Для изучения и исследования истории России обыч­но используют следующие методы:

хронологический метод, который состоит в изло­жении явлений в строго хронологическом (вре­менном) порядке;

хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по пери­одам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;

проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности госу­дарства в ее постепенном развитии;

синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, проте­кающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

 

Исторические источники — это свидетельства о прош­лом, остатки прошлой жизни.

Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины — источ­никоведения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. устные;

4. этнографические;

5. лингвистические;

6. фотокинодокументы;

7. фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории Рос­сии служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «По­весть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497г., Соборное Уложение 1649г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.

 

ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

К историческим источникам относится все, что отра­жает исторический процесс и позволяет изучить про­шлое. Источниковедение решает две основные за­дачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Анали­тическая позволяет разработать методы анализа историче­ских источников, чтобы получить из них полную и достовер­ную информацию.

В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из ко­торых классификация по видам.

 

Так, Э. Бернгейн в своей работе показывает разнооб­разие форм, в которых наблюдения становятся до­ступными. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»:

1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.);

2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.);

3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.).

Следующий тип исторических источников — «остат­ки» — представляет собой непосредственные резуль­таты самих событий. Различают следующие виды:

1. обычаи, нравы;

2. произведения искусств, ремесел;

3. деловые, законодательные документы и др.

 

Мож­но выделить широкий круг разнообразных типов источников:

1. источники, с помощью которых можно изучать веще­ственные свидетельства;

2. источники, применимые к письменным свидетель­ствам;

3. источники, которые создаются с помощью техниче­ской записи.

Междисциплинарные связи устанавливаются при изуче­нии исторических источников, которые хранятся в библио­теках.

Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изу­чения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнооб­разие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он при­касается... должно давать о нем сведения».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...