Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение ислама на Руси.




В VII—VIII вв. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию, Закавказье, Среднюю Азию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров и Север­ную Индию.

Арабские захватчики под знаменем священной войны ог­нем и мечом насаждали ислам среди порабощенных народов. На завоеванных землях образовалось обширное государство — халиифат, в котором ислам стал господствующей религией. Так ислам в феодальном халифате начал превращаться в одну из несмирных религий.

Для истории ислама характерна борьба различных направлений и сект. Уже в первый век своего существования ислам распался на два основных направления — суннизм и шиизм. Их возникновение было вызвано междоусобной борьбой за власть и влияние среди преемников и последователей Мухаммеда.

Суннизм — это основное, ортодоксальное направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают халифа.

Шиизм развился главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священ­ное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свою династию 12 имамов, Которых считают прямыми потомками Мухаммеда.

К началу IX в. появилось рационалистическое течение в исламе. Его первыми представителями выступили мутааилипгы. В IX—X вв, было положено начало ортодоксальному мусульманскому богословию — каламу, основоположником которого считается Ашари (874—935 гг.). Этот богослов и его ученики, стремясь согласовать учения о предопределении и свободной воле, старались внушить верующим, что все дей­ствия человека предопределены Аллахом.

В X—XI вв. в процессе дальнейшего развития ислама возникли и получили всеобщее признание культ святых, монашество, мистицизм. Культ святых выражался в посеще­нии их могил, в молитвах, религиозных церемониях и в при­ношениях им подарков.

Историческая обстановка в этот период создавала бла­гоприятную почву для распространения в исламе мистициз­ма и связанного с ним аскетизма, Выразителями мистико-аскетического направления в исламе — суфизма — были дер­виши (мусульманские монахи), которые в.Х в. стали объеди­няться в братства, а затем образовали суфийские ордена.

На территории древнерусских княжеств распространение ислама было связано с монгольским нашествием. Сложившие­ся между странами и народами Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии к XIII в. отношения были нарушены монгольс­кими завоевателями. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, — в 1237—1238 и 1239—1240 гг.— были разгромлены крупнейшие русские княжества.

На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включавшая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. Три улуса, образовавшиеся в результате монгольских завоеваний, являлись многонациональными государственны­ми образованиями. Собственно монголы составляли в них ко­личественно незначительное меньшинство. Основную массу кочевников в Золотой Орде представляли тюркоязычные пле­мена, преимущественно половцы.

 

 

Формирование единого Российского государства

Возвышение Москвы.

Российское государство при Иване Грозном. Опричнина.

Формирование сословной системы организации общества.

Смутное время.

Время царя Михаила Федоровича.

Время царя Алексея Михайловича. Бунташный век.

Русская культура XVII века.

Ливонская война.

 

ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

До нашествия монголо-татар на Русь Москва была неболь­шим пограничным пунктом Владимире-Суздальского княже­ства. Но уже с начала XIV в. она начала превращаться в важ­ный политический центр.

Можно выделить несколько факторов, способствую­щих возвышению Москвы.

1/Удачное географическое положение. С юга и восто­ка ее закрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-за­пада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, которые окружали Москву, оказались естественным препят­ствием для ордынцев. Все это способствовало быстрому ро­сту населения Москвы за счет притока бежавших под нати­ском татар крестьян и ремесленников из других княжеств. Это позволило московским князьям собирать и копить силы, со­здавать постепенное превосходство в материальных и люд­ских ресурсах, чтобы иметь возможность выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.

2/Московское княжество занимало выгодное централь­ное положение по отношению к другим русским землям. Речные и сухопутные пути, которые прохо­дили по его территории, придавали Москве статус важней­шего узла торговых и других связей между русскими землями. Через Москву-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги оно имело связь с нов­городскими землями. Торговые связи московских купцов — "сурожан» и «суконников» протянулись далеко за пределы русских земель. В XIV в. Москва стала одним из крупнейших торгово-ремесленных центров. Здесь было сосредоточено производство оружия. Московские ремесленники прослави­лись как лучшие мастера литейного, кузнечного и ювелирно­го дела.

3/Талант первых московских князей использовать выгоды своего положения.

В 1326 г. Москва превратилась в церков­ную столицу Руси. Здесь была размещена резиденция мит­рополита. Поскольку он имел право назначать епископов в других городах и судить их, то и это было использовано в интересах борьбы за политическое усиление Московского княжества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...