Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественная историография в прошлом и настоящем




В истории России особое место занимает историография.

Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает ее историю. В историографии России вы­деляют несколько периодов,

Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности, про­исхождение древнерусской народности. Основоположни­ками первой концепции в отечественной историографии в XVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был кате­горически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый вы­сказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногла­сия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.

Определенного расцвета историческая наука достиг­ла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и обще­ственного договора объединилась с теориями западноев­ропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а всякие попытки сло­мать существующий порядок расценивались как зло для стра­ны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Ка­рамзин. В 1803—1826 гг. он трудился над созданием «Исто­рии государства Российского» в 12-ти томах.

В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официаль­ной народности. В ней прослеживалось единство «самодер­жавия, православия, народности». Она способствовала раз­витию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю.

В начале XIX в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский.

В XX в. в науке появилось новое направление — евра­зийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на вза­имосуществование и тесное взаимодействие

Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. нахо­дившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досовет­ского периода.

Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Из­дан не один десяток учебников и учебных пособий.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Методология отечественной истории — это система принципов и методов исторического познания. До недавнего времени в историческом познании наибо­лее широко применялись позитивистская и марксистская ори­ентации.

Позитивистская ориентация отталкивалась от по­зитивных, т.е. положительных, знаний, которые осно­вывались на опытах.

Марксизм снабдил историческую науку диалектиче­ским методом, который рассматривал общество «как живой, находящийся в постоянном развитии организм» и состоял в том, чтобы учитывать объективное содержание исторического процесса. Сегодня и ту, и другую крити­куют.

Теории исторического процесса определяются пред­метом истории. Теория представляет собой логиче­скую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант виде­ния исторического процесса. По предметам изучения выде­ляются три теории исторического процесса:

1. религиозно-историческая;

2. всемирно-историческая;

3. локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории — связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других — позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

---- материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

---- либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

----технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

 

Этапы становления и развития Древне-Русского государства.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

Проблема этногенеза восточных славян.

Основные этапы становления государственности.

Древняя Русь и кочевники.

Византийско-древнерусские связи.

Особенности социального строя Древней Руси.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...