Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест профиля отношений (Relationship Profile Test)




 

Был создан Р. Борнштейном и его коллегами в 2001 г. в США (Bornstein, 2001, 2003) и был адаптирован нами в 2005 г. Методика нацелена на диагностику таких межличностных феноменов, как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость и деструктивное отделение.

Явление межличностной зависимости является сложным и многоплановым, в связи с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление и чрезмерную зависимость, вызывающую деструктивные личностные изменения.

Чрезмерная зависимость представляет собой специфическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неотъемлемыми чертами зависимой личности выступают неуверенность в себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества и др.

В отличие от чрезмерно зависимых индивидов, люди с нормативной зависимостью демонстрируют значительную гибкость в общении, способность обращаться за помощью по мере возникновения объективной необходимости, умение устанавливать долговременные эмоциональные отношения. Здоровая зависимость связана с широким спектром поведенческих реакций, отличается адаптивностью и вариативностью. Корни здоровой зависимости - в авторитетном, последовательном и надежном стиле родительского воспитания, который формирует у ребенка чувство уверенности, безопасности, а также убеждение в том, что далеко не всегда обращение к другим за помощью является признаком слабости или собственной неуспешности.

Современные исследователи деструктивного отделения в описании данного феномена акцентируют внимание на неспособности человека развивать социальные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. В основе деструктивного отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями, которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение в преимуществе независимости и самодостаточности по сравнению с близостью и привязанностью.

Опросник состоит из 30 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам:

1) деструктивная сверхзависимость (destructive overdependence),

2) дисфункциональное отделение (dysfunctional detachment),

3) здоровая зависимость (healthy dependency).

Все утверждения опросника являются прямыми.

Инструкция
«При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:

1 балл - совсем не характерно для меня;

2 балла - скорее не характерно для меня;

3 балла - не знаю;

4 балла - скорее характерно для меня;

5 баллов - очень сильно характерно для меня».

Текст опросника

1 Другие люди мне кажутся более уверенными, чем я.

2 Меня легко обидеть критикой.

3 Необходимость отвечать за что-то заставляет меня волноваться.

4 Я чувствую себя гораздо комфортнее, когда кто-то другой берет на себя
ответственность.

5 Другие не понимают, насколько их слова могут меня обидеть.

6 Для меня важно, чтобы другие люди любили меня.

7 Я бы предпочел уступить и сохранить мирные отношения с партнером, чем
отстаивать свое мнение и выиграть в споре.

8 Я счастлив, когда руководит кто-то другой.

9 Когда я спорю с кем-либо, меня волнует, что наши отношения могут надолго испортиться.

10 Я иногда соглашаюсь с тем, во что я в действительности не верю, ради того чтобы понравиться другим.

11 Другие люди хотят слишком многого от меня.

12 Когда кто-то приближается ко мне слишком близко, я стремлюсь отдалиться.

13 Время от времени мне необходимо отдаляться от всего окружающего.

14 Я бы хотел иметь больше времени для самого себя.

15 Я предпочитаю принимать решения самостоятельно, не опираясь на мнение
других людей.

16 Я не люблю открывать о себе слишком много частной информации.

17 Я иногда опасаюсь мотивов других людей.

18 Я счастлив, когда я работаю самостоятельно.

19 Для меня очень важно быть независимым и самодостаточноым.

20 Когда дела идут не очень хорошо, я стараюсь спрятать свои чувства и быть сильным.

21 Я верю, что большинство людей в глубине души хорошие и имеют добрые намерения.

22 Я способен поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами с людьми, которых я хорошо знаю.

23 Я спокойно себя чувствую, когда прошу у других помощь.

24 Я не волнуюсь о том, как меня воспринимают другие люди.

25 Я часто иду на компромиссы с людьми, которые ориентированы на сотрудничество.

26 Мои отношения с другими именно такие, какими я и хотел бы их видеть - даже если бы я мог, я не стал бы ничего менять.

27 Я воспринимаю себя как человека, способного хорошо справляться с разочарованиями и препятствиями.

28 В отношениях с другими мне удобно и предлагать помощь людям, которые в ней нуждаются, и просить у других поддержку, когда я в ней нуждаюсь.

29 Когда я ссорюсь с кем-либо, я уверен, что наши отношения восстановятся.

30 Мне легко доверять людям.

Обработка и интерпретация результатов.


Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к определенной шкале.


Шкала деструктивной сверхзависимости: утверждения № 1 - 10;
шкала дисфункционального отделения: утверждения № 11 - 20;
шкала здоровой зависимости: утверждения № 21 - 30.
Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с тестовыми нормами. При этом тестовые нормы по шкале деструктивной сверхзависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкалам дисфункционального отделения и здоровой зависимости нормы единые.

Тестовые нормы оценивания выраженности деструктивной сверхзависимости, дисфункционального отделения и здоровой зависимости

Шкалы

 

Уровни выраженности

Низкий Средний Высокий
Деструктивная сверхзависимость (мужчины) 10-17   18-30 31-50
Деструктивная сверхзависимость (женщины) 10-22   23-34 35-50
Дисфункциональное отделение 10-27 28-37 38-50
Здоровая зависимость 10-29 30-39 40-50

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...