Тест профиля отношений (Relationship Profile Test)
Был создан Р. Борнштейном и его коллегами в 2001 г. в США (Bornstein, 2001, 2003) и был адаптирован нами в 2005 г. Методика нацелена на диагностику таких межличностных феноменов, как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость и деструктивное отделение. Явление межличностной зависимости является сложным и многоплановым, в связи с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление и чрезмерную зависимость, вызывающую деструктивные личностные изменения. Чрезмерная зависимость представляет собой специфическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неотъемлемыми чертами зависимой личности выступают неуверенность в себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества и др. В отличие от чрезмерно зависимых индивидов, люди с нормативной зависимостью демонстрируют значительную гибкость в общении, способность обращаться за помощью по мере возникновения объективной необходимости, умение устанавливать долговременные эмоциональные отношения. Здоровая зависимость связана с широким спектром поведенческих реакций, отличается адаптивностью и вариативностью. Корни здоровой зависимости - в авторитетном, последовательном и надежном стиле родительского воспитания, который формирует у ребенка чувство уверенности, безопасности, а также убеждение в том, что далеко не всегда обращение к другим за помощью является признаком слабости или собственной неуспешности.
Современные исследователи деструктивного отделения в описании данного феномена акцентируют внимание на неспособности человека развивать социальные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. В основе деструктивного отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями, которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение в преимуществе независимости и самодостаточности по сравнению с близостью и привязанностью. Опросник состоит из 30 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) деструктивная сверхзависимость (destructive overdependence), 2) дисфункциональное отделение (dysfunctional detachment), 3) здоровая зависимость (healthy dependency). Все утверждения опросника являются прямыми. Инструкция 1 балл - совсем не характерно для меня; 2 балла - скорее не характерно для меня; 3 балла - не знаю; 4 балла - скорее характерно для меня; 5 баллов - очень сильно характерно для меня». Текст опросника 1 Другие люди мне кажутся более уверенными, чем я. 2 Меня легко обидеть критикой. 3 Необходимость отвечать за что-то заставляет меня волноваться. 4 Я чувствую себя гораздо комфортнее, когда кто-то другой берет на себя 5 Другие не понимают, насколько их слова могут меня обидеть. 6 Для меня важно, чтобы другие люди любили меня. 7 Я бы предпочел уступить и сохранить мирные отношения с партнером, чем 8 Я счастлив, когда руководит кто-то другой. 9 Когда я спорю с кем-либо, меня волнует, что наши отношения могут надолго испортиться. 10 Я иногда соглашаюсь с тем, во что я в действительности не верю, ради того чтобы понравиться другим.
11 Другие люди хотят слишком многого от меня. 12 Когда кто-то приближается ко мне слишком близко, я стремлюсь отдалиться. 13 Время от времени мне необходимо отдаляться от всего окружающего. 14 Я бы хотел иметь больше времени для самого себя. 15 Я предпочитаю принимать решения самостоятельно, не опираясь на мнение 16 Я не люблю открывать о себе слишком много частной информации. 17 Я иногда опасаюсь мотивов других людей. 18 Я счастлив, когда я работаю самостоятельно. 19 Для меня очень важно быть независимым и самодостаточноым. 20 Когда дела идут не очень хорошо, я стараюсь спрятать свои чувства и быть сильным. 21 Я верю, что большинство людей в глубине души хорошие и имеют добрые намерения. 22 Я способен поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами с людьми, которых я хорошо знаю. 23 Я спокойно себя чувствую, когда прошу у других помощь. 24 Я не волнуюсь о том, как меня воспринимают другие люди. 25 Я часто иду на компромиссы с людьми, которые ориентированы на сотрудничество. 26 Мои отношения с другими именно такие, какими я и хотел бы их видеть - даже если бы я мог, я не стал бы ничего менять. 27 Я воспринимаю себя как человека, способного хорошо справляться с разочарованиями и препятствиями. 28 В отношениях с другими мне удобно и предлагать помощь людям, которые в ней нуждаются, и просить у других поддержку, когда я в ней нуждаюсь. 29 Когда я ссорюсь с кем-либо, я уверен, что наши отношения восстановятся. 30 Мне легко доверять людям. Обработка и интерпретация результатов.
Тестовые нормы оценивания выраженности деструктивной сверхзависимости, дисфункционального отделения и здоровой зависимости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|