Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антициклическая политика и ее инструменты.




Антициклическая политика – использование инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла. Особенности антициклической политики современных государств показаны на схеме

Фазы цикла Спад Подъем
Характер а.п. Экспансия Сдерживание
Инструменты Фискальная политика
Снижение налоговых ставок; Рост государственных расходов; Налоговые льготы на новые инвестиции. Повышение налогов; Снижение государственных расходов.
Кредитно-денежная политика
Понижение ставки рефинансирования и уровня резервных требований; Покупка ценных бумаг. Повышение ставок рефинансирования и уровня резервных требований; Продажа ценных бумаг.
Приоритеты в антициклической политике Неоконсерватизм; Ориентация на предложение; Предпочтение кредитно-денежным регуляторам перед фискальными. Неокейнсианство; Ориентация на спрос; Предпочтение фискальных регуляторов кредитно-денежным.

Осуществление ап должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых – важнейшая цель экономической политики.

56.Равновесие на денежном рынке.
Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход(доходы в экономике возрастут, вырастет и спрос на деньги, увеличится процентная ставка).Это можно представить виде кривой ликвидности денег LM, известной как модель Хансена.Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской процентной ставки.

Сравнивая спросна деньги и предложение, находим равновесие денежного рынка.(рисунок ниже). Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента, т.е. альтернативную стоимость хранения не приносящих проценты денег.Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. постоянно меняется под воздействием разных факторов.

57. Цикличность экономики, причины, фазы и виды циклов
экономический цикл – это чередующийся рост и падение экономической активности (общественного производства) в отдельно взятом государстве или во всем мире.На самом деле эти колебания деловой активности нерегулярны и плохо предсказуемы.
Причины:
- импульсные воздействия на экономику(технологические прорывы, открытие новых энергоносителей, войны);
- незапланированное увеличение запасов сырья и товаров, инвестиций в основной капитал;
- изменение цен на сырье; сезонный характер сельского хозяйства;
- борьба профсоюзов за повышение заработной платы и гарантии занятости.
4 основные фазы:: подъем, пик, спад и дно.

1. Подъем– рост производства и занятости населения. Инфляция невысока, спрос повышается, внедряются и быстро окупаются инновационные проекты. 2. Пик – высшая точка экономического роста:максимумом деловой активности,отсутствие безраб-цы, усиливается инфляция, растет конкуренция. 3. Спад (рецессия, кризис;) – снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, рост безработицы, снижение доходов населения и сокращение платежеспособного спроса. 4. Дно – низшая точка деловой активности, минимальный уровень производства, максимальная безработица, избыток товаров. Падение цен прекращается, объемы производства немного увеличиваются, капитал стекается в банки. Считается, что фаза «дна» обычно не бывает продолжительной.
ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ (по длительности и периодичности)1. краткосрочные циклы -продолжительность таких циклов составляет около двух – четырех лет и объясняется колебаниями в объеме товарно-материальных запасов.2 среднесрочные циклы - 7-11 лет, связаны с периодичностью обновления основного капитала, с деятельностью кредитных учреждений. 15-20 лет - связывают с периодичностью обновления жилищ и некоторых видов производственных сооружений.3 Долгосрочные циклы - 48-55 лет, связаны с именем выдающегося русского ученого экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева. Возникают при нарушение долгосрочного равновесия, связанного с обновлением производственных зданий, инфраструктурных сооружений, квалифицированной рабочей силы. Решающую роль при этом играют научно-технические изобретения и открытия, внедряемые в производство, и тем самым обеспечивающие выход из кризиса.
- Ряд исследователей выделяет еще два вида более крупных циклов:4. Циклы Форрестера – продолжительность 200 лет. Объясняются сменой применяющихся материалов и источников энергии. 5Циклы Тоффлера – продолжительность 1 000-2 000 лет. Обусловлены развитием цивилизаций.
58. Совокупный спрос и его факторы

Сс — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике,реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике.
где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.
Ценовые факторы: 1. Эффект процентной ставки (какплата за использование заемных средств).. Рост цен в эконо­мике приводит к увеличению спроса на деньги,цена денег (процентная ставка) — увеличивается. это является стимулом для населения больше сберегать. 2. Эффект богатства –при росте уровня цен в эко­номике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, сни­жая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбереже­ния,величина совокупного спроса сокраща­ется.3. Эффект импортных закупок- если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители Сократят покупки товаров, произведенных в данной стране.

-Неценовые факторы

-из­менения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие нецено­вых факторов сопровождается также изменениями в совокупном спросе. Если оно способствует увеличению совокупного спроса, то кривая от линииADjсмещается к АВ1; если неценовые факторы ог­раничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD2

Эффект храповика

Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса.

Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой — действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.

Если совокупный спрос увеличивается от AD1 до AD2, то экономика движется от равновесного состояния P1Q1 в точке а на горизонтальном отрезке к новому равновесному состоянию Р2Qc в точке b на вертикальном отрезке. Но цены, однажды повысившись, уже не так легко снижаются, по крайней мере в течение короткого периода времени. Если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2 до AD1, экономика не возвратится в первоначальное состояние равновесия в точке а. Скорее сохранится новый, более высокий уровень цен Р2 (цены уже поднялись от Р1 до Р2), и поэтому сокращение совокупного спроса сдвинет экономику к состоянию равновесия в точке с. Уровень цен останется в точке Р2, а реальный объем производства снизится обратно до Q2. При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное положение сместится от а до b, реальный объем внутреннего продукта возрастет от Q1 до Ос, а уровень цен - от Р1 до Р2. Но поскольку цены понижаются очень «неохотно», уменьшение совокупного спроса от AD2 до AD1 не возвратит экономику в исходное состояние равновесия в точке а, но возникнет новая точка равновесия с, в которой цены останутся на уровне Р2, а реальный объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Q2. Эффект храповика изменяет вид кривой совокупного предложения от P1abAS до P2cAS.

Первоначальное увеличение совокупного спроса и неэластичность цен в сторону понижения привели в действие механизм храповика, сдвинувший горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения вверх от уровня цен Р1 до Р2. Исходная кривая совокупного предложения имела вид P1abAS, а вид новой кривой — P2cAS. График совокупного предложения асимметричен, поскольку, когда объем совокупного спроса увеличивается, горизонтальный отрезок смещается вверх легко и быстро, но когда совокупный спрос сокращается, этот отрезок смещается вниз чрезвычайно медленно или вовсе не смещается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...