Антициклическая политика и ее инструменты.
Антициклическая политика – использование инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла. Особенности антициклической политики современных государств показаны на схеме
Осуществление ап должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых – важнейшая цель экономической политики.
56.Равновесие на денежном рынке. Сравнивая спросна деньги и предложение, находим равновесие денежного рынка.(рисунок ниже). Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента, т.е. альтернативную стоимость хранения не приносящих проценты денег.Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. постоянно меняется под воздействием разных факторов. 57. Цикличность экономики, причины, фазы и виды циклов
1. Подъем– рост производства и занятости населения. Инфляция невысока, спрос повышается, внедряются и быстро окупаются инновационные проекты. 2. Пик – высшая точка экономического роста:максимумом деловой активности,отсутствие безраб-цы, усиливается инфляция, растет конкуренция. 3. Спад (рецессия, кризис;) – снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, рост безработицы, снижение доходов населения и сокращение платежеспособного спроса. 4. Дно – низшая точка деловой активности, минимальный уровень производства, максимальная безработица, избыток товаров. Падение цен прекращается, объемы производства немного увеличиваются, капитал стекается в банки. Считается, что фаза «дна» обычно не бывает продолжительной.
Сс — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике,реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. -Неценовые факторы -изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается также изменениями в совокупном спросе. Если оно способствует увеличению совокупного спроса, то кривая от линииADjсмещается к АВ1; если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD2 Эффект храповика Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса.
Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой — действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы. Если совокупный спрос увеличивается от AD1 до AD2, то экономика движется от равновесного состояния P1Q1 в точке а на горизонтальном отрезке к новому равновесному состоянию Р2Qc в точке b на вертикальном отрезке. Но цены, однажды повысившись, уже не так легко снижаются, по крайней мере в течение короткого периода времени. Если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2 до AD1, экономика не возвратится в первоначальное состояние равновесия в точке а. Скорее сохранится новый, более высокий уровень цен Р2 (цены уже поднялись от Р1 до Р2), и поэтому сокращение совокупного спроса сдвинет экономику к состоянию равновесия в точке с. Уровень цен останется в точке Р2, а реальный объем производства снизится обратно до Q2. При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное положение сместится от а до b, реальный объем внутреннего продукта возрастет от Q1 до Ос, а уровень цен - от Р1 до Р2. Но поскольку цены понижаются очень «неохотно», уменьшение совокупного спроса от AD2 до AD1 не возвратит экономику в исходное состояние равновесия в точке а, но возникнет новая точка равновесия с, в которой цены останутся на уровне Р2, а реальный объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Q2. Эффект храповика изменяет вид кривой совокупного предложения от P1abAS до P2cAS. Первоначальное увеличение совокупного спроса и неэластичность цен в сторону понижения привели в действие механизм храповика, сдвинувший горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения вверх от уровня цен Р1 до Р2. Исходная кривая совокупного предложения имела вид P1abAS, а вид новой кривой — P2cAS. График совокупного предложения асимметричен, поскольку, когда объем совокупного спроса увеличивается, горизонтальный отрезок смещается вверх легко и быстро, но когда совокупный спрос сокращается, этот отрезок смещается вниз чрезвычайно медленно или вовсе не смещается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|