Время жизненного пути и развитие личности 2 Глава
Если не иметь в виду множество частных жизненных задач, которые мы решаем и для решения которых применим социальный и жизненный опыт, чужой пример, стереотипы и т. д., то жизненные личностные проблемы, как правило, оригинальны. Поэтому решение их достигается при наличии жизненной и личностной зрелости и одновременно повышает ее уровень. Ценностное время — это время, релевантное такому типу личности, организация времени которого как особой системы включает активность темпорального отношения. Оно возникает при оптимизации всей системы как целого за счет особого отношения ко времени и эквивалентно самосовершенствованию личности. Если рассмотреть особенности первого типа (по Н. Ю. Григоровской) с последовательностью актов во времени, то можно предположить, что ему трудно разрешать противоречия, поскольку он своей тем-пераментальной структурой больше предрасположен к решению локальных задач, в которых противоречия сосредоточены в одном масштабе времени и пространства. Ему трудно удержать проблему в состоянии неопределенности длительное время, поскольку он каждый раз будет стремиться к «сроку», к завершению (по типологии Л. Ю. Кублицкине — это нормативный тип). Второй тип, напротив, располагая «веером» вариантов, возможностей во времени, будет иметь перед собой все «проблемное пространство» (все противоречия) и не будет ограничивать себя сроками. Но, как показали исследования М. И. Воловиковой, слишком большое число вариантов, переменных и их значений приводит к легкости манипулирования ими в сознании, а тем самым может препятствовать остроте осознания и глубине решения. Свобода этого типа чревата поверхностностью, поэтому любая оптимизация
224 _ Время жизненного пути и развитие личности ________ системы требует от личности разработки особых, не присущих ей имманентно, компенсирующих ее ограничения способов. Мы считаем, что эти способы есть жизненные умения личности, содержащие ее ценностное время. К сожалению, у большинства людей так слабо развита рефлексия, что осуществить познание, осознание, рефлексию своей личной организации времени, не зная ее признаков, критериев, практически невозможно. Л. Ю. Кублицкине установила, что даже рефлексивный образ своего способа действия во времени неадекватен, нечеток, противоречив, хотя деятельность во времени требует его осознания. Тем более трудно понять свои темпоральные отношения, их ограничения в решении проблем, поэтому, как правило, они познаются и преодолеваются только в ходе самого решения, а не заранее. Привычка рассматривать любой результат только с точки зрения его внешнего значения (социального, деятельностного) привела к тому, что не рассматривались его субъективные последствия. Не только в сознании, в когнитивной сфере откладываются схемы, алгоритмы удачного способа решения, а в самой личности происходят превращения, которые расширяют ценностное время и увеличивают степень личностной зрелости. Можно с определенной долей условности сформулировать принцип, согласно которому оптимальные решения жизненных проблем имеют своим следствием расширение ценностного личностного времени, т. е. развитие личности, возрастание степени ее зрелости. Почему же возможны удачные, оптимальные решения, несмотря на темпоральные ограничения, «шоры» большинства типов? Именно в силу того, что это жизненные решения, в которых выступают в качестве «подсказки» удачно сложившиеся обстоятельства, другие люди, соучаствующие в проблемной ситуации, наконец, само время жизни. Темпоральные особенности типа толкают его на то, чтобы «проскочить» своими переживаниями проблему или превратить ее в частную задачу, отложив решение проблемы на будущее, всячески оттягивая его,' но жизненная ситуация и участвующие в ней люди, вопреки ему, увеличивают остроту противоречия, сужают «поле», увеличивая напряженность в нем (по К. Левину), что оказывается внешним давлением, превращающимся затем в собственный дополнительный мотив личности.
1 Мы уже ссылались, но еще раз вернемся к прекрасному примеру «стратегии» Каренина, описанной в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Будучи человеком ритмичным, функциональным, по-видимому, обязательным в решениях к внешнему или внутреннему сроку, он, с одной стороны, превращает семейную проблему в задачи «объяснений» с Анной, а затем, не получив даже их решения, откладывает, как пишет Толстой, «свою проблему в самый долгий ящик». __________.'^<; ____,_.... _ Глава пятая_______ _ __ _225 Разрешение проблемы даст личности удовлетворенность, а с ней — «новое дыхание», ощущение открывшейся жизненной перспективы, которая закрывалась назревшей, но не разрешимой проблемой. Способность осуществить себя соответственно своей сущности в достигнутом решении проблемы есть умножение ценностного времени личности. Способность быть собой, подтверждать и осуществлять свое «Я», в свою очередь, связана с тем контуром времени—пространства жизни, которое личностно определено. Это и есть ответственность. Именно она придает особую значимость, актуальность личностным проблемам. Мы испытываем трудности в том времени—пространстве жизни («поле», выражаясь терминами К. Левина), которое считаем своим, которое считаем пропорциональным своей личности. Ни одна из целей будущего не достигалась бы, если бы мы не испытывали ответственность за ее достижение, используя активность для преодолении противоречий. Ни одно последствие содеянного не волновало бы нас, если бы мы не «взяли» на себя, очертив его, круг действия множества целей, причин и их последствий. У разных типов, как мы установили ранее, преобладает либо инициатива (свобода), либо ответственность. Свобода (в таком случае) сродни игре «без правил», в которой личность легко сменяет варианты, составляющие способы решений, не утруждая себя ограничениями, но и не вкладывая целиком самое себя в данный момент. Такая свобода, с точки зрения личностного времени, не всегда обеспечивает обратную связь с развитием, зрелостью личности, с умножением ценностного времени. Она, как игра, обладает «способностью» втягивать личность в свою азартную протяженность, но при невозможности остановиться, завершить. Личность теряет самостоятельность, самодостаточность. Преобладание одной ответственности тоже чревато регрессом. Чрезмерная ответственность умножает проблемы, для решения которых слабы ресурсы активности, свобода вариаций, допущения неопределенности. Ответственность, не пропорциональная личности, «разрезает» время жизни, ставя точки, в которых нужно резюмировать, подводить итоги. Время становится таким, которое присуще первому типу (по Н. Ю. Гри-горовской): только достигнув одного «срока», этапа, можно двигаться дальше. Личности не хватает свободы, чтобы охватить больший масштаб пространства жизни своей ответственностью.
Но в принципе оптимальная ответственность является установленной личностью пропорцией времени—пространства, охваченного ее гарантией, «объявленного ею своим, адекватным ее силам и возможностям ресурсом». В ответственности, как в механизме, заключена двойная детерминация: владение своими силами, способностями, ресурсами, возможностями дает личности масштаб, простор времени—пространства жизни, который она может охва- 8 Зак,3844 2.26 Время жизненного пути и развитие личности___________ тить, «присвоить», в котором она гарантирует возможность, реализовать себя. А от величины этого масштаба зависит — по принципу обратной связи — степень уверенности в себе и...свобода (гибкость, стратегичность) распоряжения своими способностями. Поэтому ответственность это высший уровень организации самой личности и одновременно ее жизненная проекция. По предварительным данным исследования Е. Н. Пащенко, представление об ответственности в разных менталитетах (российском и французском) связывается с разными реалиями. Французы связывают ответственность с личностной зрелостью, т. е. развитием;
русские — с социальным условиями, с институтами, обладающими правом привлекать к ответственности. Но это различие не абсолютно, поскольку оно связано с психосоциальными особенностями развития личности в разных обществах. Классический вопрос, может ли личность нести ответственность за поступки, последствий которых она не предвидела, должен быть переведен из плана взаимосвязи личностного и правового в собственно личностный. Может ли личность отвечать за собственные поступки, независимо от ее прогнозирующей способности? Зрелость личности заключается в том, что она охватывает своей ответственностью все настоящее и будущее своего поведения, независимо от страха наказания и соответствующих социальных институтов. Она поступает определенным образом, чтобы достичь определенных ею целей, осознавая их последствия. Ответственность выражает меру владения собой, своими ресурсами, возможностями—ограничениями, своим внутренним отношением к времени (как готовностью, как внутренней концентрацией, как стратегией организации времени) и способом реализации этой меры в действительности. Реально свобода обеспечивается ответственностью как силой, придаваемой личности взятым на себя в жизни, тем, что она может реально гарантировать, т. е. осуществить своими силами (силами ума, желания, способностей), «силами, которые сами по себе субстанциональны, силами, которые именно потому, что они заключают в себе истинное содержание человеческого существования, и остаются также тем, что движет действиями человека и что в конце концов осуществляет себя» [39, с. 225]. Ответственность есть более или менее выраженная у разных людей потребность не только в использовании своих способностей (ума, воли, чувств), но личностное проецирование, очерчивание границ жизненного пространства—времени их применения и их эффективности. Таким образом, специфика личностной организации времени — это прежде всего характер (и проблема) ее движущих сил, ресурсов, обеспечивающих ее жизненное движение и развитие. Если эти ресурсы низки и личность, не видя своей проблемы, их не может __________________ Глава пятая ______ 227 умножить, она не развивается и тем самым не расширяет время своей жизни, а использует его ценность. Личностная организация времени включает отношение к нему, определенное нами как способ самовыражения (последовательный и» ритм», дивергентный или...свободный в смысле абсолютной субъективной детерминации). Если один тип однообразно организован сроками, двигаясь от одного момента к другому, то другой нетерпим к однообразию и монотонности, гибок, виртуозен, способен к жизненной игре. Он может сочетать интенсивность во времени и экстенсивность в пространстве, т. к. его вариабельность — это множество одновременных событий, явлений, людей. Его жизнь, соответственно типу, должна быть богата, разнообразна, но не обязательна. Поэтому он (по типологии Л. Ю. Кублицкине) не выбирает заданный режим, определенный срок, потому что он хочет определить его сам. Определит ли он его, зависит от меры его ответственности, степени зрелости. Третий тип способен к экспромту, ему присуще чувство необычного, он сензитивен ко всему новому. Это творческий тип (по Т. Н. Березиной), который предполагает свободу самовыражения.
Но, кроме характеристики личностного времени как жизненного движения, существует форма организации времени жизни, которая, на первый взгляд, носит строго статический характер — это жизненное отношение личности. После появления концепции отношений В. Н. Мясищева она не была должным образом осмыслена и присвоена психологической наукой, несмотря на наличие множества ссылок на его имя. Единственная и очень продуктивная попытка ее концептуального освоения была предпринята Е. Б. Старо-войтенко, разработавшей теорию жизненных отношений личности. Отношения — это экзистенциальная «ткань» жизни личности, ее временно-пространственная архитектоника. Отношения — это не только субъективное выражение мыслей и чувств личности к чему-либо или кому-либо (привязанность, ненависть, любовь). В отношениях личность не просто самовыражается, объективизируется, самореализуется, осуществляет себя. Личность — не субстанция, но и не только проекция, она расположена в реально-идеальном пространстве—времени жизни своими отношениями, которые, по определению, не имеют границы между внутренним и внешним. Они и субъективны, и объективны в том смысле, в котором объективна жизнь. Понятнее и объяснимее кажутся отношения как взаимоотношения между людьми, о которых в жизни говорят как о сложных, конфликтных, или дружеских, партнерских. В структуру отношения вбирается очень много составляющих — и субъективное отношение к человеку (эмпатия, уважение), и намерения, вытекающие из его объективной и субъективно признаваемой роли в нашей 228__ Время жизненного пути и развитие личности _____ жизни (использования, воспитания, союза), и наше поведение, поступки, выражающие наше отношение и устанавливающие консенсус между нашим к нему и его к нам отношениями. Но отношения проявляются не только к людям, но и к деятельности, познанию, ко всему, что становится принципиально важным в жизни человека. Отношения личности — это ценностная временно-пространственная устойчивая архитектоника ее жизни. Отношения — во временном аспекте — особым образом связывают прошлое, настоящее и будущее. Они пролонгированы и в этом смысле интегрируют во времени прошлое и настоящее, составляя не прогнозируемую, а проецируемую личностью реалию ее будущего. Статику им придает определенность их «сюжетов» или субъектов (наша семья, дети, супруги, родители, друзья и т. д.), а ценность — наши потребности, значимость их для нас и наша индивидуальность. Динамику отношениям придает активность или взаимодействие с сюжетом — субъектом отношений. Отношения во временном аспекте — это самовыражение личности, которое, как показала Н. Ю. Григоровская, содержит определенную темпоральную «размерность» (циклично-ритмичную последовательность, диахроничность или такую детерминацию субъектом, которая представляет его готовность ко всему). Во всех случаях, у всех типов способ самовыражения представляет предпосылку самореализации. Во всех жизненных отношениях каждого типа личности, в его самореализации, объективации так или иначе неизбежно проявляется темпоральная характеристика способа самовыражения. Как она проявляется — задача следующего исследования. Но предварительно можно сказать, что один тип придерживается заданности отношений, следует их формальным критериям (ролевым, правовым), другой — легок и необязателен, но гибок в своих отношениях, может удерживать множество отношений с людьми. Третий стремится творить небывалые идеальные отношения, но может столкнуться на этом пути со множеством противоречий. Развитие личности проявляется в способности интегрировать их (в том числе и иерархически) в динамике жизни, соответственно своему типу личности, «Я-концепции». В зависимости от степени их интегрированности время жизни становится более парциально разделенным на сферы (подобно свободному и необходимому времени) действия — личная жизнь, светская (как сейчас выражаются, «клубная»), деловая и «кухня, дети, церковь» (Kliche, Kinder, Kirche) — у женщин. Для нас важен внутренний стержень этих отношений, каковым может стать ответственность, реализуемая во всех отношениях, принципиальность и т. д., а также вышеупомянутый способ их построения личностью. Пользуясь аналогиями, можно сказать, что отношения с людьми могут быть подобны узкой извилистой тро- ________ _ _ Глава пятая _____•___________ 229 пинке или качающемуся над пропастью мостику, в них тесно обоим, и один неверный шаг или слово приводит к ломке, разрыву. Столь же узким, ограниченным может быть отношение к образованию, к своей работе и социальной роли. Другие отношения подобны просторному изящному мосту, где есть место и сойтись, и разойтись, и объединиться, и поспорить. Он просторен для подлинности проявлений обоих субъектов, для разрешения возникающих проблем, для духовного и делового партнерства. Отношения творческого типа могут быть неустойчивы при всей их необычности, оригинальности. Статичность отношений во времени жизни, их привязанность иногда приходит в противоречие с развитием этих отношений и самой личности. Неспособность матери перейти на другую роль по отношению к взрослой дочери, сыну ведет к стремлению законсервировать не только эти отношения, но и себя только в одном-единственном проявлении, неспособность найти в себе новые личностные качества, нежелание принять участие в собственных проблемах. Исследование Т. Н. Березиной обнаружило, что для различающихся типов творческих личностей (интро- и экстраверта) различно время—пространство творчества. Для одного это внутренний, для другого — социальный мир. Можно предположить, что первый с годами становится большим консерватором, будучи замкнут в своем интеллектуальном пространстве, а второй, имея большое разнообразие отношений более творческого характера, способен к развитию. Однако приходится учитывать характер социального воздействия на отношения второго типа, который, даже будучи творческой личностью, оказывается ограничен в своем развитии собственным конформизмом, принятием узких стандартных социальных норм и отношений, тогда как интровертированный тип на этом фоне остается свободным индивидуалистом, индивидуальностью. Здесь стоит сделать небольшие замечания по поводу соотношения творчества и развития личности вообще, которые часто воспринимаются как тождество. По-видимому, правомерен тот же принцип, который был высказан относительно развития личности в деятельности, в труде. В социуме происходит то же отчуждение от личности ее творчества, что и в любом другом простом труде. Личность творит по законам социальных норм, ожиданий, стереотипов и вырабатывает потребительское отношение к своему творчеству (деньги, слава). Иногда это продуктивный для своего времени и времени своей жизни компромисс. Иногда же она не подлинно, ограниченно проявляет себя в своем творчестве, лишь эксплуатируя свой талант, но не развивая его и тем самым не развиваясь сама. Развитие личности возможно, если она развивает в себе потребность в определенном способе использования своих способностей и овладевает этим способом, в состоянии его отстоять. Это и есть ее 230 Время жизненного пути и развитие личности ________ ответственность за свое творчество, за себя как творца. Здесь ответственность заключается не в признании ошибок или проступков, их последствий, не в охвате масштаба — контура времени—пространства жизни, а в способности устоять, не измениться и не изменить себя, т. е. сохранить качественную определенность своей собственной личности. Если Э. Эриксон подчеркивал важность удержания идентичности в жизненном движении, сохранения самотождественности в изменении, то, следуя С. Л. Рубинштейну, надо подчеркивать важность самотождественности в функционировании личности, в ее взаимодействии с миром, интегрированность отношений дает ей возможность владения ими, т. е. сохранения их как своих отношений и проявления себя в них. Представляется, что это относится только к взаимоотношениям с людьми, но, напротив, не к познавательным интересам. Ведь, на первый взгляд, сам предмет познания не может привести к отчуждению познания от субъекта. На самом деле, поскольку личные отношения реализуются в социальном времени и пространстве, иногда социальные нормы приводят к минимизации глубоких личностных познавательных интересов, к прагматизму в приобретении образования. Не абсолютизируя, можно сказать, что приобретаются только «нужные» знания, развивается стремление к использованию готовых рецептов, схем, методик, минимизируется ценность собственного поиска, а вместе с ним и интеллекта, любознательности. Так в системе образования продуцируются компетентные, но узкие специалисты. Проблема интегрированности отношений есть проблема цельности и зрелости личности, но не гарант ее нравственного развития. Именно поэтому мы дифференцировали с самого начала разные направления развития личности (как индивидуальности, как члена общества и т. д.). Достижение человеком социальной зрелости, социальная активность, как показывает действительность, автоматически не означает (а иногда вообще исключает) ее нравственное, духовное совершенствование; так же как иногда большой ученый, достигший вершин самореализации и творчества, не отличается ни великодушием, ни даже порядочностью в отношениях с людьми. Только до определенного предела наш анализ времени человеческой жизни и развития личности мог быть абстрагирован от социального времени и самых разных форм его влияния на развитие личности. Как уже говорилось, Б. Г. Ананьев употребил важное понятие «современника», подчеркнув тем самым позитивное соответствие личности своей эпохе. В его же понятии жизненного «старта» легко при желании усмотреть роль благоприятных для ее продуктивности социальных условий — образовательных, экономических. Однако, как мы не раз отмечали, одни типы людей _____________ Глава пятая ________________ 231 легче находят свое место в социуме, и происходит сложение и даже умножение и социального, и личностного времени. Другие оказываются на благоприятном для интенсификации жизни (но не развития личности) месте. Богатство и разнообразие отношений, событий почти автоматически развивает человека. Есть люди, сами умеющие использовать не только собственные, но и социальные ресурсы, что мы видим на примере использования властью финансовых ресурсов страны. Но обогащение, потребление не эквивалентно развитию личности. Для нее важно включение в социально проблемные пространства, участие в разрешении противоречий, взятие на себя ответственности за эти решения. Нельзя отрицать роли удачно складывающегося ансамбля обстоятельств, роли событий, отношений для развития личности, роли другого человека, как пишет Е. Б. Старовойтенко, — Учителя, мы бы сказали — Друга. И если говорить о более конкретных масштабах социального времени-пространства, то доказанным в отечественной психологии условием развития личности является наличие общности, характера межличностных отношений, имплицитно предполагающего развитие участвующих субъектов. Присвоение позиции «Мы» расширяет ценностное время личности. Итак, развитие личности связано с целым рядом разноплановых временных механизмов и временными особенностями типа личности. К числу первых относится возникновение особого ценностного времени и личностно-ценного времени—пространства жизни, ее отношений, которые обеспечиваются адекватностью и оптимальностью самовыражения и самореализации. Ценностное время личности — это время ее подлинной жизни, единство осознания, переживания и действия, достигающее полноты реализации сущности личности. С. Л. Рубинштейн отметил наличие двух способов жизни: существования, которое, по нашим данным, связано с детерминацией внешним временем (временем ситуаций, событий, требований деятельности), и самоосуществления, осуществления себя, своей сущности, которое связано с детерминацией времени самим субъектом и внутреннего времени. Это один из кардинальных фактов, впервые выявленных Л. Ю. Кублицкине и подтвержденных в последующих работах данного направления исследований. В первом случае периодизация жизни определяется объективной «логикой»; непрерывность или прерывность времени задается внешними структурами: деятельностью, отношениями и т. д. Во втором случае личность выступает как субъект жизненного пути: ей свойственно сознание своих временных жизненных последовательностей и одно-временностей, которые носят и целевой, и причинный, и условно-сослагательный («если») характер, а также построение особой тем- 232 __ В^емя жизненного пути и развитие личности __ _____ поральной формы — стратегии жизни. 'В этой связи возникает вопрос: происходит ли в первом случае развитие личности? А также — свойственна ли такой личности сама способность к организации времени? Мы предполагаем, что в первом случае, при эмпирическом способе существования возникает два различных варианта жизненного движения. Первый, когда в силу объективно благоприятного хода жизни и объективно удачной, независимо от личности, временной организации ее активности, соотношения способностей, потребностей, характера, притязаний, саморегуляции, удовлетворенности возникает внутренне пропорциональный и пропорциональный внешним условиям способ существования. Сбалансированность внутренних движущих сил, — пропорциональность притязаний и удовлетворенности, дающая личности невысокий, но стабильный временной ресурс — движущую силу, — обеспечивает равномерность ее жизненного движения и относительную устойчивость внутреннего склада — это своего рода «спокойный» тип. Такая личность относится к первому типу (по Н. Ю. Григоровской), т. е. ей свойственна цикличная или поступательная временная последовательность, ритмичность, привязанность к срокам. Развивается ли она? Развивается в пределах оптимального соответствия избранной деятельности или благоприятных (развивающих) обстоятельств последней, в пределах оптимально складывающегося общения (благополучной семьи, хороших друзей и т. д.). Она развивается в пределах, представляемых возрастом, в пределах, представляемых принадлежностью к благополучному социальному слою, сфере, в пределах своей пропорциональности. Другой вариант способа существования характеризуется отсутствием принципа гармонизации, пропорциональности во времени. Психический склад, притязания, активность не дают личности ресурсов для равномерного движения в жизни, низка мотивация для достижения, высок уровень притязаний, страх неудачи — во всех случаях имеет место временная диспропорциональность, которая придает поведению, жизненным проявлениям стихийный характер. Такой тип неизбежно оказывается в противоречивом соотношении с действительностью. Но в отличие от вышеописанных противоречий и личностного способа их проблематизации и разрешения, ведущего к развитию, его противоречия деструктивны. Либо его деструктируют, дезорганизуют объективные временные требования, либо он фрустрируется, «уходит в защиту», либо он живет в пустом, не присвоенном времени, не наполненном ни разумными действиями, ни позитивными переживаниями. Его переживания носят характер агрессии, тоски или скуки, неудовлетворенности, его сознание пассивно. Этот тип не развивается, а, напротив, вступает на путь необратимого регресса даже при наличии способностей. Глава пятая____ ____ 233 Способы осуществления личностью своей сущности в жизни разнообразны, но все они связаны с развитием личности. Гипотетически мы бы выделили несколько типов. Первый определяется наличием у личности ярко выраженных способностей, даже таланта, который становится основной движущей силой ее личности, жизни, ее развития. В способностях заключен временной потенциал, который дает личности ускорение в ее жизненных темпах. Как правило, развитие ее осуществляется в одном, главном направлении, куда влечет ее талант, способности, происходит через творчество в данной сфере. Личность движима своими способностями, талантом. Однако жизненные истории известных людей (если не говорить о выдающихся) свидетельствуют, что жизненная судьба таланта не всегда счастлива. Она часто делится на два периода — сначала период восхождения, проявления, расцвета, затем упадка; или, наоборот, трудности первого этапа, будучи преодолены, приводят к благополучию второго. Условно можно сказать, что здесь сущность личности эквивалентна ее способностям, а развитие происходит в пределах их реализации. Нельзя не заметить, что только огромные таланты, гении могли при этом остаться собой, сохранить свою личность, не пойти на компромисс с потребителями ее таланта. Здесь величие таланта соединилось с величием личности. Второй тип характеризуется ранним становлением зрелости. Это зрелость не по возрастной периодизации, приведенной Б. Г. Ананьевым вслед за Бромлеем, а по жизненной. Ранняя зрелость (или взросление личности) часто определяется жизненной семейной ситуацией (потеря кормильца в семье ставит на его место сына или дочь, берущих на себя ответственность за судьбу семьи), иногда неблагоприятной или благоприятной (особое отношение в семье к ребенку, сочетание воспитания, образования, самостоятельности приводит к раннему и интенсивному развитию личности). Зрелость в последнем случае связана с гармонией духовного, душевного, интеллектуального развития. Зрелость содержит глобальный временной признак — она дает возможность опережения личностного движения и развития по отношению к ходу и событиям, формам жизни. Фактор опережения и есть временной потенциал личности, проявляющийся в жизни. Личность не только опережает своих сверстников, она опережает социально установленные нормы начала образования, профессиональной деятельности, карьеры (в тридцать лет становятся докторами наук, но не только и не столько за счет способностей, как в первом случае). Личность, включаясь в ту или иную профессию, приобретает своего рода ускорение темпов профессионального и одновременно личностного развития. Человек входит не в узкий профессиональный коридор, а охватывает множество спектров и направлений профессиональной самореализации, улавливает сущностные закономерности данной области, 234 Время, жизненного пути и развитие личности ___ ____ становится лидером ее развития. Здесь и создается личностью свое время—пространство, определяется его архитектоника. Человек сам распределяет время, отданное разнообразным занятиям, за счет чего происходит умножение времени, и можно говорить о своеобразном временном прогрессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|