Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время жизненного пути и развитие личности 2 Глава




Если не иметь в виду множество частных жизненных задач, которые мы решаем и для решения которых применим социальный и жизненный опыт, чужой пример, стереотипы и т. д., то жиз­ненные личностные проблемы, как правило, оригинальны. Поэтому решение их достигается при наличии жизненной и личностной зре­лости и одновременно повышает ее уровень.

Ценностное время — это время, релевантное такому типу лич­ности, организация времени которого как особой системы включает активность темпорального отношения. Оно возникает при оптими­зации всей системы как целого за счет особого отношения ко времени и эквивалентно самосовершенствованию личности. Если рассмотреть особенности первого типа (по Н. Ю. Григоровской) с последовательностью актов во времени, то можно предположить, что ему трудно разрешать противоречия, поскольку он своей тем-пераментальной структурой больше предрасположен к решению локальных задач, в которых противоречия сосредоточены в одном масштабе времени и пространства. Ему трудно удержать проблему в состоянии неопределенности длительное время, поскольку он каждый раз будет стремиться к «сроку», к завершению (по типо­логии Л. Ю. Кублицкине — это нормативный тип).

Второй тип, напротив, располагая «веером» вариантов, возмож­ностей во времени, будет иметь перед собой все «проблемное про­странство» (все противоречия) и не будет ограничивать себя сро­ками. Но, как показали исследования М. И. Воловиковой, слишком большое число вариантов, переменных и их значений приводит к легкости манипулирования ими в сознании, а тем самым может препятствовать остроте осознания и глубине решения. Свобода это­го типа чревата поверхностностью, поэтому любая оптимизация

224 _ Время жизненного пути и развитие личности ________

системы требует от личности разработки особых, не присущих ей имманентно, компенсирующих ее ограничения способов. Мы счи­таем, что эти способы есть жизненные умения личности, содержа­щие ее ценностное время. К сожалению, у большинства людей так слабо развита рефлексия, что осуществить познание, осознание, рефлексию своей личной организации времени, не зная ее призна­ков, критериев, практически невозможно. Л. Ю. Кублицкине ус­тановила, что даже рефлексивный образ своего способа действия во времени неадекватен, нечеток, противоречив, хотя деятельность во времени требует его осознания. Тем более трудно понять свои темпоральные отношения, их ограничения в решении проблем, поэтому, как правило, они познаются и преодолеваются только в ходе самого решения, а не заранее.

Привычка рассматривать любой результат только с точки зрения его внешнего значения (социального, деятельностного) привела к тому, что не рассматривались его субъективные последствия. Не только в сознании, в когнитивной сфере откладываются схемы, алгоритмы удачного способа решения, а в самой личности проис­ходят превращения, которые расширяют ценностное время и уве­личивают степень личностной зрелости. Можно с определенной долей условности сформулировать принцип, согласно которому оп­тимальные решения жизненных проблем имеют своим следствием расширение ценностного личностного времени, т. е. развитие лич­ности, возрастание степени ее зрелости.

Почему же возможны удачные, оптимальные решения, несмотря на темпоральные ограничения, «шоры» большинства типов? Имен­но в силу того, что это жизненные решения, в которых выступают в качестве «подсказки» удачно сложившиеся обстоятельства, другие люди, соучаствующие в проблемной ситуации, наконец, само время жизни. Темпоральные особенности типа толкают его на то, чтобы «проскочить» своими переживаниями проблему или превратить ее в частную задачу, отложив решение проблемы на будущее, всячески оттягивая его,' но жизненная ситуация и участвующие в ней люди, вопреки ему, увеличивают остроту противоречия, сужают «поле», увеличивая напряженность в нем (по К. Левину), что оказывается внешним давлением, превращающимся затем в собственный допол­нительный мотив личности.

1 Мы уже ссылались, но еще раз вернемся к прекрасному примеру «стратегии» Каренина, описанной в романе Л. Н. Толстого «Анна Каре­нина». Будучи человеком ритмичным, функциональным, по-видимому, обязательным в решениях к внешнему или внутреннему сроку, он, с одной стороны, превращает семейную проблему в задачи «объяснений» с Анной, а затем, не получив даже их решения, откладывает, как пишет Толстой, «свою проблему в самый долгий ящик».

__________.'^<; ____,_.... _ Глава пятая_______ _ __ _225

Разрешение проблемы даст личности удовлетворенность, а с ней — «новое дыхание», ощущение открывшейся жизненной пер­спективы, которая закрывалась назревшей, но не разрешимой про­блемой. Способность осуществить себя соответственно своей сущ­ности в достигнутом решении проблемы есть умножение ценност­ного времени личности.

Способность быть собой, подтверждать и осуществлять свое «Я», в свою очередь, связана с тем контуром времени—пространства жизни, которое личностно определено. Это и есть ответственность. Именно она придает особую значимость, актуальность личностным проблемам. Мы испытываем трудности в том времени—простран­стве жизни («поле», выражаясь терминами К. Левина), которое считаем своим, которое считаем пропорциональным своей личности. Ни одна из целей будущего не достигалась бы, если бы мы не испытывали ответственность за ее достижение, используя актив­ность для преодолении противоречий. Ни одно последствие содеян­ного не волновало бы нас, если бы мы не «взяли» на себя, очертив его, круг действия множества целей, причин и их последствий.

У разных типов, как мы установили ранее, преобладает либо инициатива (свобода), либо ответственность. Свобода (в таком слу­чае) сродни игре «без правил», в которой личность легко сменяет варианты, составляющие способы решений, не утруждая себя огра­ничениями, но и не вкладывая целиком самое себя в данный мо­мент. Такая свобода, с точки зрения личностного времени, не всегда обеспечивает обратную связь с развитием, зрелостью личности, с умножением ценностного времени. Она, как игра, обладает «спо­собностью» втягивать личность в свою азартную протяженность, но при невозможности остановиться, завершить. Личность теряет самостоятельность, самодостаточность. Преобладание одной ответ­ственности тоже чревато регрессом. Чрезмерная ответственность умножает проблемы, для решения которых слабы ресурсы активно­сти, свобода вариаций, допущения неопределенности. Ответствен­ность, не пропорциональная личности, «разрезает» время жизни, ставя точки, в которых нужно резюмировать, подводить итоги. Время становится таким, которое присуще первому типу (по Н. Ю. Гри-горовской): только достигнув одного «срока», этапа, можно дви­гаться дальше. Личности не хватает свободы, чтобы охватить боль­ший масштаб пространства жизни своей ответственностью.

Но в принципе оптимальная ответственность является установ­ленной личностью пропорцией времени—пространства, охваченного ее гарантией, «объявленного ею своим, адекватным ее силам и возможностям ресурсом». В ответственности, как в механизме, заключена двойная детерминация: владение своими силами, спо­собностями, ресурсами, возможностями дает личности масштаб, простор времени—пространства жизни, который она может охва-

8 Зак,3844

2.26 Время жизненного пути и развитие личности___________

тить, «присвоить», в котором она гарантирует возможность, реа­лизовать себя. А от величины этого масштаба зависит — по прин­ципу обратной связи — степень уверенности в себе и...свобода (гибкость, стратегичность) распоряжения своими способностями. Поэтому ответственность это высший уровень организации самой личности и одновременно ее жизненная проекция.

По предварительным данным исследования Е. Н. Пащенко, представление об ответственности в разных менталитетах (россий­ском и французском) связывается с разными реалиями. Французы связывают ответственность с личностной зрелостью, т. е. развитием;

русские — с социальным условиями, с институтами, обладающими правом привлекать к ответственности. Но это различие не абсо­лютно, поскольку оно связано с психосоциальными особенностями развития личности в разных обществах.

Классический вопрос, может ли личность нести ответственность за поступки, последствий которых она не предвидела, должен быть переведен из плана взаимосвязи личностного и правового в собст­венно личностный. Может ли личность отвечать за собственные поступки, независимо от ее прогнозирующей способности? Зрелость личности заключается в том, что она охватывает своей ответствен­ностью все настоящее и будущее своего поведения, независимо от страха наказания и соответствующих социальных институтов. Она поступает определенным образом, чтобы достичь определенных ею целей, осознавая их последствия.

Ответственность выражает меру владения собой, своими ресур­сами, возможностями—ограничениями, своим внутренним отноше­нием к времени (как готовностью, как внутренней концентрацией, как стратегией организации времени) и способом реализации этой меры в действительности.

Реально свобода обеспечивается ответственностью как силой, придаваемой личности взятым на себя в жизни, тем, что она может реально гарантировать, т. е. осуществить своими силами (силами ума, желания, способностей), «силами, которые сами по себе суб­станциональны, силами, которые именно потому, что они заклю­чают в себе истинное содержание человеческого существования, и остаются также тем, что движет действиями человека и что в конце концов осуществляет себя» [39, с. 225]. Ответственность есть более или менее выраженная у разных людей потребность не только в использовании своих способностей (ума, воли, чувств), но лич­ностное проецирование, очерчивание границ жизненного про­странства—времени их применения и их эффективности.

Таким образом, специфика личностной организации времени — это прежде всего характер (и проблема) ее движущих сил, ресурсов, обеспечивающих ее жизненное движение и развитие. Если эти ресурсы низки и личность, не видя своей проблемы, их не может

__________________ Глава пятая ______ 227

умножить, она не развивается и тем самым не расширяет время своей жизни, а использует его ценность.

Личностная организация времени включает отношение к нему, определенное нами как способ самовыражения (последовательный и» ритм», дивергентный или...свободный в смысле абсолютной субъ­ективной детерминации). Если один тип однообразно организован сроками, двигаясь от одного момента к другому, то другой нетерпим к однообразию и монотонности, гибок, виртуозен, способен к жиз­ненной игре. Он может сочетать интенсивность во времени и экс­тенсивность в пространстве, т. к. его вариабельность — это мно­жество одновременных событий, явлений, людей. Его жизнь, со­ответственно типу, должна быть богата, разнообразна, но не обя­зательна. Поэтому он (по типологии Л. Ю. Кублицкине) не выбирает заданный режим, определенный срок, потому что он хочет опре­делить его сам. Определит ли он его, зависит от меры его ответ­ственности, степени зрелости. Третий тип способен к экспромту, ему присуще чувство необычного, он сензитивен ко всему новому. Это творческий тип (по Т. Н. Березиной), который предполагает свободу самовыражения.

Но, кроме характеристики личностного времени как жизненного движения, существует форма организации времени жизни, которая, на первый взгляд, носит строго статический характер — это жиз­ненное отношение личности. После появления концепции отноше­ний В. Н. Мясищева она не была должным образом осмыслена и присвоена психологической наукой, несмотря на наличие множе­ства ссылок на его имя. Единственная и очень продуктивная по­пытка ее концептуального освоения была предпринята Е. Б. Старо-войтенко, разработавшей теорию жизненных отношений личности.

Отношения — это экзистенциальная «ткань» жизни личности, ее временно-пространственная архитектоника. Отношения — это не только субъективное выражение мыслей и чувств личности к чему-либо или кому-либо (привязанность, ненависть, любовь). В отно­шениях личность не просто самовыражается, объективизируется, самореализуется, осуществляет себя. Личность — не субстанция, но и не только проекция, она расположена в реально-идеальном пространстве—времени жизни своими отношениями, которые, по определению, не имеют границы между внутренним и внешним. Они и субъективны, и объективны в том смысле, в котором объ­ективна жизнь.

Понятнее и объяснимее кажутся отношения как взаимоотноше­ния между людьми, о которых в жизни говорят как о сложных, конфликтных, или дружеских, партнерских. В структуру отноше­ния вбирается очень много составляющих — и субъективное отно­шение к человеку (эмпатия, уважение), и намерения, вытекающие из его объективной и субъективно признаваемой роли в нашей

228__ Время жизненного пути и развитие личности _____

жизни (использования, воспитания, союза), и наше поведение, по­ступки, выражающие наше отношение и устанавливающие консен­сус между нашим к нему и его к нам отношениями.

Но отношения проявляются не только к людям, но и к дея­тельности, познанию, ко всему, что становится принципиально важным в жизни человека. Отношения личности — это ценностная временно-пространственная устойчивая архитектоника ее жизни.

Отношения — во временном аспекте — особым образом связы­вают прошлое, настоящее и будущее. Они пролонгированы и в этом смысле интегрируют во времени прошлое и настоящее, со­ставляя не прогнозируемую, а проецируемую личностью реалию ее будущего. Статику им придает определенность их «сюжетов» или субъектов (наша семья, дети, супруги, родители, друзья и т. д.), а ценность — наши потребности, значимость их для нас и наша индивидуальность. Динамику отношениям придает активность или взаимодействие с сюжетом — субъектом отношений.

Отношения во временном аспекте — это самовыражение лич­ности, которое, как показала Н. Ю. Григоровская, содержит оп­ределенную темпоральную «размерность» (циклично-ритмичную последовательность, диахроничность или такую детерминацию субъектом, которая представляет его готовность ко всему). Во всех случаях, у всех типов способ самовыражения представляет пред­посылку самореализации. Во всех жизненных отношениях каждого типа личности, в его самореализации, объективации так или иначе неизбежно проявляется темпоральная характеристика способа само­выражения. Как она проявляется — задача следующего исследова­ния. Но предварительно можно сказать, что один тип придержива­ется заданности отношений, следует их формальным критериям (ро­левым, правовым), другой — легок и необязателен, но гибок в своих отношениях, может удерживать множество отношений с людьми. Третий стремится творить небывалые идеальные отношения, но может столкнуться на этом пути со множеством противоречий.

Развитие личности проявляется в способности интегрировать их том числе и иерархически) в динамике жизни, соответственно своему типу личности, «Я-концепции». В зависимости от степени их интегрированности время жизни становится более парциально разделенным на сферы (подобно свободному и необходимому вре­мени) действия — личная жизнь, светская (как сейчас выражаются, «клубная»), деловая и «кухня, дети, церковь» (Kliche, Kinder, Kirche) — у женщин.

Для нас важен внутренний стержень этих отношений, како­вым может стать ответственность, реализуемая во всех отношениях, принципиальность и т. д., а также вышеупомянутый способ их построения личностью. Пользуясь аналогиями, можно сказать, что отношения с людьми могут быть подобны узкой извилистой тро-

________ _ _ Глава пятая _____•___________ 229

пинке или качающемуся над пропастью мостику, в них тесно обоим, и один неверный шаг или слово приводит к ломке, разрыву. Столь же узким, ограниченным может быть отношение к образова­нию, к своей работе и социальной роли. Другие отношения подобны просторному изящному мосту, где есть место и сойтись, и разойтись, и объединиться, и поспорить. Он просторен для подлинности про­явлений обоих субъектов, для разрешения возникающих проблем, для духовного и делового партнерства. Отношения творческого типа могут быть неустойчивы при всей их необычности, ориги­нальности. Статичность отношений во времени жизни, их привя­занность иногда приходит в противоречие с развитием этих отно­шений и самой личности. Неспособность матери перейти на другую роль по отношению к взрослой дочери, сыну ведет к стремлению законсервировать не только эти отношения, но и себя только в одном-единственном проявлении, неспособность найти в себе новые личностные качества, нежелание принять участие в собственных проблемах.

Исследование Т. Н. Березиной обнаружило, что для различаю­щихся типов творческих личностей (интро- и экстраверта) различно время—пространство творчества. Для одного это внутренний, для другого — социальный мир. Можно предположить, что первый с годами становится большим консерватором, будучи замкнут в своем интеллектуальном пространстве, а второй, имея большое разнооб­разие отношений более творческого характера, способен к развитию. Однако приходится учитывать характер социального воздействия на отношения второго типа, который, даже будучи творческой личностью, оказывается ограничен в своем развитии собственным конформизмом, принятием узких стандартных социальных норм и отношений, тогда как интровертированный тип на этом фоне остается свободным индивидуалистом, индивидуальностью.

Здесь стоит сделать небольшие замечания по поводу соотноше­ния творчества и развития личности вообще, которые часто вос­принимаются как тождество. По-видимому, правомерен тот же принцип, который был высказан относительно развития личности в деятельности, в труде. В социуме происходит то же отчуждение от личности ее творчества, что и в любом другом простом труде. Личность творит по законам социальных норм, ожиданий, стерео­типов и вырабатывает потребительское отношение к своему твор­честву (деньги, слава). Иногда это продуктивный для своего времени и времени своей жизни компромисс. Иногда же она не подлинно, ограниченно проявляет себя в своем творчестве, лишь эксплуатируя свой талант, но не развивая его и тем самым не развиваясь сама.

Развитие личности возможно, если она развивает в себе потреб­ность в определенном способе использования своих способностей и овладевает этим способом, в состоянии его отстоять. Это и есть ее

230 Время жизненного пути и развитие личности ________

ответственность за свое творчество, за себя как творца. Здесь от­ветственность заключается не в признании ошибок или проступков, их последствий, не в охвате масштаба — контура времени—про­странства жизни, а в способности устоять, не измениться и не изменить себя, т. е. сохранить качественную определенность своей собственной личности.

Если Э. Эриксон подчеркивал важность удержания идентичнос­ти в жизненном движении, сохранения самотождественности в из­менении, то, следуя С. Л. Рубинштейну, надо подчеркивать важ­ность самотождественности в функционировании личности, в ее взаимодействии с миром, интегрированность отношений дает ей возможность владения ими, т. е. сохранения их как своих отноше­ний и проявления себя в них.

Представляется, что это относится только к взаимоотношениям с людьми, но, напротив, не к познавательным интересам. Ведь, на первый взгляд, сам предмет познания не может привести к отчуж­дению познания от субъекта. На самом деле, поскольку личные отношения реализуются в социальном времени и пространстве, иногда социальные нормы приводят к минимизации глубоких лич­ностных познавательных интересов, к прагматизму в приобретении образования. Не абсолютизируя, можно сказать, что приобретаются только «нужные» знания, развивается стремление к использованию готовых рецептов, схем, методик, минимизируется ценность соб­ственного поиска, а вместе с ним и интеллекта, любознательности. Так в системе образования продуцируются компетентные, но узкие специалисты.

Проблема интегрированности отношений есть проблема цель­ности и зрелости личности, но не гарант ее нравственного развития. Именно поэтому мы дифференцировали с самого начала разные направления развития личности (как индивидуальности, как члена общества и т. д.). Достижение человеком социальной зрелости, социальная активность, как показывает действительность, автома­тически не означает (а иногда вообще исключает) ее нравственное, духовное совершенствование; так же как иногда большой ученый, достигший вершин самореализации и творчества, не отличается ни великодушием, ни даже порядочностью в отношениях с людьми.

Только до определенного предела наш анализ времени человечес­кой жизни и развития личности мог быть абстрагирован от соци­ального времени и самых разных форм его влияния на развитие личности. Как уже говорилось, Б. Г. Ананьев употребил важное понятие «современника», подчеркнув тем самым позитивное соот­ветствие личности своей эпохе. В его же понятии жизненного «старта» легко при желании усмотреть роль благоприятных для ее продуктивности социальных условий — образовательных, эко­номических. Однако, как мы не раз отмечали, одни типы людей

_____________ Глава пятая ________________ 231

легче находят свое место в социуме, и происходит сложение и даже умножение и социального, и личностного времени. Другие оказываются на благоприятном для интенсификации жизни (но не развития личности) месте. Богатство и разнообразие отношений, событий почти автоматически развивает человека. Есть люди, сами умеющие использовать не только собственные, но и социальные ресурсы, что мы видим на примере использования властью финан­совых ресурсов страны. Но обогащение, потребление не эквива­лентно развитию личности. Для нее важно включение в социально проблемные пространства, участие в разрешении противоречий, взятие на себя ответственности за эти решения. Нельзя отрицать роли удачно складывающегося ансамбля обстоятельств, роли собы­тий, отношений для развития личности, роли другого человека, как пишет Е. Б. Старовойтенко, — Учителя, мы бы сказали — Друга.

И если говорить о более конкретных масштабах социального времени-пространства, то доказанным в отечественной психологии условием развития личности является наличие общности, характера межличностных отношений, имплицитно предполагающего разви­тие участвующих субъектов. Присвоение позиции «Мы» расширяет ценностное время личности.

Итак, развитие личности связано с целым рядом разноплановых временных механизмов и временными особенностями типа лич­ности.

К числу первых относится возникновение особого ценностного времени и личностно-ценного времени—пространства жизни, ее отношений, которые обеспечиваются адекватностью и оптимально­стью самовыражения и самореализации. Ценностное время лич­ности — это время ее подлинной жизни, единство осознания, пере­живания и действия, достигающее полноты реализации сущности личности.

С. Л. Рубинштейн отметил наличие двух способов жизни: су­ществования, которое, по нашим данным, связано с детерминацией внешним временем (временем ситуаций, событий, требований дея­тельности), и самоосуществления, осуществления себя, своей сущ­ности, которое связано с детерминацией времени самим субъектом и внутреннего времени. Это один из кардинальных фактов, впервые выявленных Л. Ю. Кублицкине и подтвержденных в последующих работах данного направления исследований. В первом случае пе­риодизация жизни определяется объективной «логикой»; непре­рывность или прерывность времени задается внешними структу­рами: деятельностью, отношениями и т. д. Во втором случае лич­ность выступает как субъект жизненного пути: ей свойственно сознание своих временных жизненных последовательностей и одно-временностей, которые носят и целевой, и причинный, и условно-сослагательный («если») характер, а также построение особой тем-

232 __ В^емя жизненного пути и развитие личности __ _____

поральной формы — стратегии жизни. 'В этой связи возникает во­прос: происходит ли в первом случае развитие личности? А также — свойственна ли такой личности сама способность к организации времени?

Мы предполагаем, что в первом случае, при эмпирическом способе существования возникает два различных варианта жизнен­ного движения. Первый, когда в силу объективно благоприятного хода жизни и объективно удачной, независимо от личности, вре­менной организации ее активности, соотношения способностей, по­требностей, характера, притязаний, саморегуляции, удовлетворен­ности возникает внутренне пропорциональный и пропорциональ­ный внешним условиям способ существования. Сбалансированность внутренних движущих сил, — пропорциональность притязаний и удовлетворенности, дающая личности невысокий, но стабильный временной ресурс — движущую силу, — обеспечивает равномер­ность ее жизненного движения и относительную устойчивость внут­реннего склада — это своего рода «спокойный» тип. Такая личность относится к первому типу (по Н. Ю. Григоровской), т. е. ей свой­ственна цикличная или поступательная временная последователь­ность, ритмичность, привязанность к срокам. Развивается ли она? Развивается в пределах оптимального соответствия избранной де­ятельности или благоприятных (развивающих) обстоятельств пос­ледней, в пределах оптимально складывающегося общения (благо­получной семьи, хороших друзей и т. д.). Она развивается в пре­делах, представляемых возрастом, в пределах, представляемых принадлежностью к благополучному социальному слою, сфере, в пределах своей пропорциональности.

Другой вариант способа существования характеризуется отсут­ствием принципа гармонизации, пропорциональности во времени. Психический склад, притязания, активность не дают личности ре­сурсов для равномерного движения в жизни, низка мотивация для достижения, высок уровень притязаний, страх неудачи — во всех случаях имеет место временная диспропорциональность, которая придает поведению, жизненным проявлениям стихийный характер. Такой тип неизбежно оказывается в противоречивом соотношении с действительностью. Но в отличие от вышеописанных противоре­чий и личностного способа их проблематизации и разрешения, ведущего к развитию, его противоречия деструктивны. Либо его деструктируют, дезорганизуют объективные временные требования, либо он фрустрируется, «уходит в защиту», либо он живет в пустом, не присвоенном времени, не наполненном ни разумными действия­ми, ни позитивными переживаниями. Его переживания носят ха­рактер агрессии, тоски или скуки, неудовлетворенности, его созна­ние пассивно. Этот тип не развивается, а, напротив, вступает на путь необратимого регресса даже при наличии способностей.

Глава пятая____ ____ 233

Способы осуществления личностью своей сущности в жизни разнообразны, но все они связаны с развитием личности. Гипоте­тически мы бы выделили несколько типов. Первый определяется наличием у личности ярко выраженных способностей, даже талан­та, который становится основной движущей силой ее личности, жизни, ее развития. В способностях заключен временной потен­циал, который дает личности ускорение в ее жизненных темпах. Как правило, развитие ее осуществляется в одном, главном направ­лении, куда влечет ее талант, способности, происходит через твор­чество в данной сфере. Личность движима своими способностями, талантом. Однако жизненные истории известных людей (если не говорить о выдающихся) свидетельствуют, что жизненная судьба таланта не всегда счастлива. Она часто делится на два периода — сначала период восхождения, проявления, расцвета, затем упадка;

или, наоборот, трудности первого этапа, будучи преодолены, при­водят к благополучию второго. Условно можно сказать, что здесь сущность личности эквивалентна ее способностям, а развитие про­исходит в пределах их реализации. Нельзя не заметить, что только огромные таланты, гении могли при этом остаться собой, сохранить свою личность, не пойти на компромисс с потребителями ее таланта. Здесь величие таланта соединилось с величием личности.

Второй тип характеризуется ранним становлением зрелос­ти. Это зрелость не по возрастной периодизации, приведенной Б. Г. Ананьевым вслед за Бромлеем, а по жизненной. Ранняя зре­лость (или взросление личности) часто определяется жизненной семейной ситуацией (потеря кормильца в семье ставит на его место сына или дочь, берущих на себя ответственность за судьбу семьи), иногда неблагоприятной или благоприятной (особое отношение в семье к ребенку, сочетание воспитания, образования, самостоятель­ности приводит к раннему и интенсивному развитию личности). Зрелость в последнем случае связана с гармонией духовного, ду­шевного, интеллектуального развития. Зрелость содержит глобаль­ный временной признак — она дает возможность опережения лич­ностного движения и развития по отношению к ходу и событиям, формам жизни. Фактор опережения и есть временной потенциал личности, проявляющийся в жизни. Личность не только опережает своих сверстников, она опережает социально установленные нормы начала образования, профессиональной деятельности, карьеры (в тридцать лет становятся докторами наук, но не только и не столько за счет способностей, как в первом случае). Личность, включаясь в ту или иную профессию, приобретает своего рода ускорение тем­пов профессионального и одновременно личностного развития. Че­ловек входит не в узкий профессиональный коридор, а охватывает множество спектров и направлений профессиональной самореали­зации, улавливает сущностные закономерности данной области,

234 Время, жизненного пути и развитие личности ___ ____

становится лидером ее развития. Здесь и создается личностью свое время—пространство, определяется его архитектоника. Человек сам распределяет время, отданное разнообразным занятиям, за счет чего происходит умножение времени, и можно говорить о своеоб­разном временном прогрессе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...