Время жизненного пути и развитие личности 4 Глава
Таким образом, можно соотнести введенное в исследовании Л. Ю. Кублицкине понятие «режима деятельности» и «внешней или внутренней детерминации времени» жизненного пути. Внешняя детерминация времени создает жесткий режим и ограничивает (или сводит на нет) способность осознанного потенцирования времени. Внутренняя детерминация связана с осознанным потенцированием, овладением временем. Приспособленность личности к режиму в ее деятельности, профессии ведет к двум основным последовательностям, проявляющимся в жизненном пути. Первая заключается в том, что жизненный путь делится на отрезки, определяемые заданиями, целями и...заданными сроками деятельности. Даже если реально деятельность, работа не столь значима для личности, она внутренне приспосабливается к жизни «от звонка до звонка», «от получки до получки», «от одного задания к другому». Она переносит темп работы на темп жизни, хотя, повторяюсь, не обязательно видит в работе смысл жизни. Второе следствие — она привыкает внутренне к дроблению жизни на «сроки» и когда — внезапно — между ними образуется «пустое пространство», свободное время, она дезорганизуется, чувствует растерянность, «не находит себе места». Применительно к этим людям правомерен событийный подход, предложенный Ш. Бюлер [139] и разработанный в отечественной 246__ Время жизненного пути и развитие личности_______ психологии Е. А. Головахой и А. А. Кроником [40]. Они измеряют свою жизнь воскресными днями, свадьбами, разводами, рождением детей и т. д. Для них важны традиции, поскольку традиция дает некоторое чувство пролонгированности в чередовании отрывков жизни, а праздничные события, будучи традиционными, также извне помогают испытать чувство расслабленности, подобное свободе. Такие люди не в состоянии вырваться в идеальное ценностное жизненное пространство, поэтому у них нет осознанной способности потенцирования времени, хотя они способны к его актуализации — умножению социального времени на индивидуальное, индивидуального прошлого на настоящее. Их линию жизненного пути не совсем точно назвать прерывистой, поскольку прерывистость предполагает изменение ее направления (поворотные, по С. Л. Рубинштейну, поступки, моменты, события), т. е. личностно обусловленные изменения. Она является скорее рутинной, монотонной, подобно работе на конвейере. Вспоминается роман Кобо Абэ «Женщина в песках», где задача героини выжить совпадает с лавиной песка, каждый новый день неумолимо обрушивающейся на ее маленький домик. Такая жизнь на выживание, заданная жестокой внешней необходимостью, с одной стороны, ежедневно поглощает жизненные силы человека, связывая их, концентрируя на предельно монотонных делах, не оставляя ему ни грана ценностного времени, с другой — требует от него очень большой адекватности ежедневным делам и задачам, чтобы его силы были им пропорциональны и его не «засыпало песком». Здесь можно напомнить об обсуждавшейся ранее пропорциональности, которая в принципе выражает и обеспечивает соответствие полноте самовыражения личности.
Таким образом, характер жизненной линии определяется соотношением необходимости и свободы в жизни личности в ее изначальной позиции и «режиме» жизни. У последнего типа нет зависимости жизненной линии от личности, личность — «слуга» своей жизни, целиком зависящая от жизненной необходимости. Прерывистая жизненная линия связана по крайней мере с тремя факторами. Первый — личностная детерминация, исходящая из решения резко изменить жизнь. Потенцирование времени в данном случае проявляется в способности человека принять сознательное решение. Второй фактор связан с не зависящими от личности негативными или позитивными обстоятельствами — смертью близкого человека, его тяжелой болезнью, требующей высвобождения от всех дел для ухода за ним, или браком, появлением детей, когда женщина вынуждена или охотно бросает свою работу (или расторжением брака и изменением ее роли в семье, когда она, напротив, становится единственной кормилицей). При независимости от личности этих обстоятельств, теряя близких, мы теряем и себя и заново начинаем восхождение на жизненную гору, срываясь
______:_:_..__Глава пятая__________.__._.. 247 вниз и снова карабкаясь вверх. Как хорошо сказано героиней одного из романов — «мы избранники, которых на секундочку вырвали из плена тьмы, чтобы совершить нечто полезное». Варианты выражения таких «перегибов» жизненной линии выявлены Т. Н. Березиной в образной сфере личности во всем многообразии позитивных и негативных «интерпретаций» этих перегибов. Однако следует добавить, что хотя эти «перегибы», «перерывы постепенности» объективны, они совершенно по-разному «перерабатываются» личностью, лишая ее жизненных сил для дальнейшего движения или выявляя ее новый скрытый потенциал и резервы для того, чтобы «начать сначала». Таким образом, потенцирование времени есть сознательное использование личностью своего временного ресурса для произвольного изменения хода жизни, для преодоления ее объективных «прорывов», «перерывов постепенности», т. е. для личностного обеспечения своей «логики» линии жизни при осуществлении ею перемен или возникновении «перегибов». Третий фактор, влияющий на прерывистость жизненной линии, связан с соответствием—несоответствием активности личности жизненным ситуациям, ее способностью—неспособностью к своевременной самореализации. Здесь начинает обнаруживать свою роль третья способность личности к организации времени жизни — своевременность. Здесь мы снова обращаемся к введенному А. О. Прохоровым понятию необратимой ситуации. Своевременность личности как ее важнейшая жизненная темпоральная способность заключается не только в одном факте совмещения личностью «пика» своей активности и сущностного для ее реализации момента события (по аналогии с классическим выражением «еще рано браться за оружие»). Своевременность в масштабах жизненного пути заключается в своевременности затрат с точки зрения личностных усилий при прохождении наиболее сложных или наиболее решающих участков, поворотных этапов в ее жизни. Лишь для социальных (или политических) функционеров своевременность — это способность оказаться на нужном месте (в социальной иерархии) в нужное для себя время. В других случаях от личности требуется умение работать в правильно, осознанно найденном ею самой временном режиме. Студентам при вступительных экзаменах хорошо известна эта задача — составить пропорцию необходимых для подготовки предмета дней и интенсивности работы в течение каждого дня. Проблема состоит не в том, что студент приходит несвоевременно (опаздывает) на экзамен, а в том, что он не «построил уравнений» своей подготовки. То же происходит с нами, взрослыми, когда задан конечный срок сдачи каких-то важных документов, но довольно сложно предвидеть, сколько времени потребует «волокита» с каждым из них. Несвоевременность приводит к неуда-
248 ____ Время жизненного пути и развитие личности че — провалу на экзамене, невозможности получить квартиру (из-за неоформленных в срок, недостающих документов) и т. д. Так создаются необратимые объективно ситуации. Мы субъективно стремимся сделать их обратимыми, но по существу входим в новую ситуацию. Здесь мы определим своевременность на короткой «дистанции». Ее сложнее выявить, особенно не имея критериев, на дистанции жизненного пути. Иногда более раннее супружество, рождение детей дает в последующем преимущества («опережение») в профессиональной работе. Иногда наоборот — женщина погружается в быт и не может быть успешна в работе. Есть критерии для своевременности в карьере (образование, выбор профессии, этапы профессионализации, социальные статусы). Например, если человек большую часть жизни проработал сотрудником, то вряд ли он проявит большие способности, слишком поздно став руководителем. Напротив, успешное, своевременное занятие профессиональной позиции дает эффект «ускорения» дальнейшего продвижения в смысле минимизации личностных затрат, усилий. Достаточно случайное или целенаправленное «попадание» человека в нужное время на нужное место дает ему потенциальную возможность «развернуться».
Принципиальная несвоевременность свойственна типу, в принципе не стремящемуся к жизненным достижениям — равнодушному к поражениям или успехам. Тип «игрока» воспроизводит в одном из своих произведений Лермонтов и — бесконечно скрупулезно — Ф. Достоевский в одноименном романе. Увлечение процессом, перепадами успехов, неудач, непринятие всерьез жизни, рассмотрение ее условий как переменных, в которые можно произвольно подставить любое значение, страсть к экспромту, неожиданностям — переносят личность в другое жизненное «виртуальное» измерение. Напротив, стратегически своевременным является тип личности, который, например, не требуя от общества признания его таланта, не требуя славы, весь свой талант в нужный момент использует со всей данной ему жизненной силой. Так был радикально изменен весь ход Великой Отечественной войны, когда Жуков всю силу своей личности и данной ему власти использовал для применения своего полководческого таланта. Своевременность особо важна во время военных сражений, но она — скрытая пружина и мирной личной жизни. Для анализа жизненной линии и ее характера (прерывистого или непрерывного) важно, что несвоевременность образует «разрывы», пробелы в жизненной линии, которые требуют «начать все сначала», а ретроспективно выглядят как зря потраченные силы и время (или «упущенное» время). Своевременность обеспечивает ____ _____ Глава пятая. __. ____________249 поступательную непрерывность жизненной линии и иногда ее восходящий характер. Прежде чем обратиться к последнему, заметим, что характеристики жизненной линии ортогональны относительно ее пространства. «Веер» жизненных возможностей придает широту, объем жизненному пространству. Прерывность—непрерывность жизненной линии — характеристика, как бы лежащая на ее «плоскости». Наконец, восходящий характер жизненной линии определяется как произведение времени и пространства, как личностная «реконструкция» времени в пространстве, дающая особую творческую актуализацию времени. Восходящий характер жизненной линии придает личности духовность и душевность, но только тогда, когда все ценности переживаются ей, т. е. укоренены на бессознательном, более широко — экзистенциальном уровне. Восходящий характер жизненной линии и самой личности — движение и достижение ею уровня субъектности, акме (по Б. Г. Ананьеву) — связано прежде всего с ролью смысловых ценностей в жизни и ее главного смысла жизни. Но хотя понятие «смысла жизни» всегда связывается с высшим мировоззренческим уровнем сознания личности, оно, как показывает наш теоретический и эмпирический анализ, исследования Т. Н. Березиной и Н. Ю. Григоровской, «питается» и вырастает из бессознательных, более широко, экзистенциальных переживаний жизни.
Было бы большим ограничением свести эту экзистенциальность только к эмоциям, к любым этическим или эстетическим переживаниям, поскольку последние есть научные или художественные абстракции, вырванные из живой ткани экзистенциального мира человека. Только ли это внутренний мир личности? Да, если он вбирает всю чувственную сферу соприкосновений, погружений человека в природу, всю неповторимость душевно-эмоционального единения с другим человеком. Этот мир глубоко индивидуален по существу своему, но он не имеет границы между внешним — че-. ловеческим, и внутренним — культурным. В категориях К. Г. Юнга представление об экзистенциальном ближе всего к понятию архетипа как коллективного бессознательного. Однако экзистенциальность не может быть утоплена в глубинах сознания, исторической памяти человека. Она одновременно и способ его единения с миром. И в этом отношении ближе к истине А. Ф. Лосев в его глубочайшей трактовке древней мифологии не как способности дикаря отделить себя от окружающего, сравнив себя с животными или богами, а лишь как символического способа переживания своего единства, синкретической связи с миром. Экзистенциализм впервые попытался охватить философским объяснением эту непосредственность индивидуального бытия, но все же не смог соединить онтологический и психологический уров- 250 ______ Время жизненного пути и развитие личности __ ни, как справедливо замечает А. И. Филиппов. Основной дефект персонологии Сартра, заметили бы мы, в том, что он не смог раскрыть всю полноту экзистенциальности. «Обладание психологическим „я", — писал Сартр, — является только знаком личности» [118, с. 148]. Знаковый принцип здесь абсолютно неадекватен, поскольку знак выступает как абстрактный и, более того, локальный способ обозначения чего-либо в действительности. Между знаком и обозначаемым как раз нет никакой непосредственной связи. Экзистенциальность же есть душевно-чувственное воспроизводство, т. е. способ жизни, ее процесс. Не случайно поэтому экзистенциализм не смог выбрать адекватных категорий для обозначения этого уровня и способа бытия человека, употребив только такие, как «тошнота» и т. д. Экзистенциальное — это не телесное, не органическое, не физиологическое — именно на этом уровне впервые происходит преодоление субстанциональности этих форм и через их посредство осуществляется самовыражение, находится способ единения человека с миром. Экзистенциальность не может быть описана в категориях восприятия или деятельности органов чувств так называемой чувственной ступени познания. Это, действительно, чувственная ступень, но не познания, а самой жизни, на которой происходит перевод биологического в природное, поиск своих природных способностей, уже оторванный от потребностей, т. е. свободный. Бессознательное — это иррациональный, но не категори-зованный способ проявления своих природных сил. И в этом смысле в способе воспроизводства своей индивидуальности человек свободен. Экзистенциальность выполняет функцию нового способа соединения всех модальностей бытия человека и поиска способа функционирования, соответствующего этому новому единству. Она соединяет его чувствительность в широком смысле слова с его способностью воображения (непроизвольной образной сферой, игрой) как неким способом дистанцирования от чувственности, отлета от эмпиризма и в этом способе соединения апробирует свою способность чувствования и сочувствования. Тело овладевает языком танца, лицо — языком выражения чувств, слух — языком и, в единстве с телом, ритмом музыки [118]. Бессознательное на своем интуитивном языке резонирует с действительностью, определяя свой собственный чувственный способ связи с ней. Эксзистенциальность первична исторически и онтогенетически, но она сохраняется у взрослой личности, функционируя способом, типичным для ее национального типа индивидуальности. К. Г. Юнг чрезвычайно глубоко раскрыл действительно существующую полярность западного и восточного типов экзистенциальности и показал преобладание экстравертированности у западной и интровер-тированности у восточной личности. «На Востоке, — писал он, — внутренний человек всегда имел такую твердую власть над внешним __ ___________ ___ Глава пятая___ _ __ _ _____ 251 человеком, что у мира не было никаких шансов оторвать его от своих внутренних корней, на Западе же внешний человек забрал такую власть, что она заставила его отвернуться от своей сокровенной сущности и глубинного бытия» [135, с. 521]. Полярность же типов заключается в преобладании у западного ценности разума, сознания, а у восточного — именно экзистенциального пласта своего бытия, самоценности личности и ее души. Восточная культура, разработав искусство своих техник, позволила последнему работать с низшими психофизиологическими состояниями и за счет ослабления таким способом силы своего Эго, поднимать вверх уровень коллективного бессознательного, осуществлять самоосвобождение силы духа. Для западного человека главным условием является разумность и вера в Бога, поэтому средством освобождения оказывается институт Церкви и ее «техники». «И Запад, — писал К. Г. Юнг, — несмотря на свою экстраверсию, тоже имеет средство общения с душой и ее запросами; в его распоряжении институт Церкви, который дает выход неизвестной душе» [135]. Самого же человека своими силами религия не научила способам давать выход душевным процессам. Таким образом, способ самовыражения связан с типом культуры, который обеспечивает преобладание в нем рационального или экзистенциального, иррационального, а также с типом экстра- или интровертированной личности. Скрытый парадокс в юнговской формуле заключается в том, что именно восточный интроверт оказывается менее эгоцентричен в сравнении с западным экстравертом в силу коллективного характера его бессознательного, а также непрерывной работе его души. С. Л. Рубинштейн считал, что первичной абстракцией психической жизни является не чувство «Я», а позиция «Мы», как он прекрасно написал в книге «Человек и мир» — «Республика субъектов». Но для психологического анализа чрезвычайно важно различение онтогенетического развития экзистенциальности и ее «судьбы», сложившейся у взрослой личности, в том числе в силу не только ее принадлежности к тому или иному этническому типу, но жизненного пути, биографии, в той или иной мере определенной социумом. Но для обоих аспектов анализа существенно то, насколько определенным оказывается способ самовыражения или, что то же, насколько экзистенциально выраженным является первичное Эго (будь оно более эгоцентрично или коллективно). Экзистенциальность — это не состояние, не пребывание, дление чувственности в ее стихийности, а поиск и нахождение бессознательным индивидуальных «тональностей», «композиций», из которых складывается более выраженный, темпоральный способ интеграции с действительностью. Первичным основанием экзистенциальности становит- 252_ Время жизненного пути и. развитие личности^ __ ся некоторое доминирующее в ансамбле других («доминанта» — по Ухтомскому) чувство, «интонация» (по Рубинштейну). Это обобщение сходно с интерпретацией, поскольку вовлекает множество самых различных отношенческих, деятельных, поведенческих, событийных, эмоциональных составляющих. Здесь, как позднее в интерпретации, существен анализ природы интеллектуального обобщения, проведенный Б. Ф. Ломовым, и введенное им понятие «меры» [77]. В данном случае, как и в интерпретации, хотя она осуществляется сознанием, основой обобщения может становиться достаточно частная составляющая, одно событие, одно — сильнейшее — впечатление. Здесь нарушается мера, необходимая для полноты теоретического, интеллектуального, научного обобщения и вступает в силу закон доминирования — интенсивности переживания момента субъектом. Бессознательно субъект выбирает как наиболее ценное, желательное (или нежелательное) именно это переживание, создавая тем самым определенную проекцию, интенцию в будущее. В эссеистской, но очень яркой форме об этом бессознательном «Я» написала Нина Берберова: «Мне с самых ранних лет думалось, — пишет она, — что у каждого человека есть свой no man's land (ничейная земля — перевод мой. — А. С.), в котором он сам себе полный хозяин. Видимая для всех жизнь — одна, другая принадлежит только ему одному, и о ней не знает никто... пусть час в день, вечер в неделю или день в месяц он живет этой своей тайной и свободной жизнью... Эти часы либо что-то дополняют к видимой жизни, либо имеют самостоятельное значение; они могут быть радостью или необходимостью, или привычкой, но для выпрямления какой-то „генеральной линии" они необходимы. Если человек не пользуется этим своим правом или вследствие обстоятельств этого права лишен, он когда-нибудь будет удивлен, узнав, что в жизни не встретил самого себя... В этом no man's land люди плачут или пьют, или вспоминают что-нибудь, о чем никому неизвестно, или рассматривают свои босые ноги, или стараются на лысой голове найти новое место для пробора, или листают иллюстрированный журнал... я не знаю, да и не хочу знать... Только не надо думать, что эта другая жизнь, этот no man's land есть праздник, а все остальное будни. Не по этой черте происходит деление, оно проходит по линии абсолютной тайны и абсолютной свободы» [21]. Описанное Берберовой является особым временным переживанием одиночества. Но если это и одиночество, то главным в нем оказывается неосознаваемое утверждение идентичности своего «Я». Это утверждение не связано ни с какой-либо напряженной концентрацией на своем «Я», ни, тем более, с рефлексией. Непроизвольная бессознательная активность подобна игре, и ее средствами _. __ _ Глава пятая _ _ ___ 253 могут быть как образы, так и чувствования, как движения, так и переживания. Безразлично, в какой форме она осуществляется, поскольку смыслом ее является создание композиции своего лич-ностно-экзистенциального, психического времени—пространства. Душевно-экзистенциальное воспроизводство есть одновременно и внутренняя, и реальная жизнь, но иногда внутренняя осуществляется по поводу, а иногда совершенно безотносительно к реальной. Как справедливо думает Н. Берберова, здесь человек свободен. И свобода его в отличие от свободы субъекта, личности заключается в свободе проявления себя, свободе утверждения себя, в возможности выбора способа самоидентичности и самовыражения, в свободе от жесткой логики времени в самой экзистенциальности, которая содействует соединению самовыражения с переживанием смысла своей жизни. С. Л. Рубинштейн раскрыл разнообразную палитру собственно жизненных чувств личности — своеобразных «интерпретаторов», «комментаторов» времени и ценности ее жизни. Но мы не можем не подчеркнуть вслед за И. А. Джидарьян, писавшей о счастье— несчастье как особой модальности российского менталитета, что переживание негативных чувств — неудовлетворенности, разочарования, скуки, злобы и цинизма сокращает, сужает ценностное время и пространство жизни личности. Скептицизм как неприятие жизни всерьез однозначно связан с уходом от ответственности за разрешение ее трудностей и противоречий. Он ставит предел как самореализации личности, так одновременно и предел ее жизненному движению, развитию. Цинизм связан с таким расширением сознания и дозволенности, которое уничтожает нравственное самоограничение и самоконтроль, превращает время жизни в игру без правил. Но свобода игры не дает переживания подлинности жизни и оставляет личность без обратной связи с результатами своих деяний, не дает ей удовлетвориться жизнью. Тем самым расширение сознания ведет к сужению ценности времени жизни и потере ее смысла. Личность как субъект интерпретирования не художественного произведения, а своей собственной жизни и судьбы в социуме вправе определить, какой контекст, какого масштаба она включит в процесс выработки своего мнения, своего жизненного вывода. Она вправе совершенно произвольно соединять совершенно из разных областей жизни и из разного времени взятые фрагменты, оценки, события, смыслы и факты. Она имеет право в создании композиций интерпретации или целостной концепции исходить из критериев (соображений) престижа, материальной обеспеченности, собственного достоинства. Интерпретационная композиция носит ценностно-смысловой характер [106, 107]. 25,4 ______ Время жизненного пути и развитие личности _ Но в этом отношении положение личности в российском обществе радикально изменилось. Если совсем недавно — предшествующее поколение — должно было в соответствии со своей совестью реализовывать ценности в жизни, то в настоящее время человек может жить и действовать только постольку, поскольку у него есть ценности. Разумеется, ценности различны. Но сейчас личность решает одновременно две задачи — удержать свои ценности, каковы бы ни были они, и одновременно выбрать такое время и место в социальном пространстве, где можно жить и действовать в соответствии со своими ценностями. Еще недавно динамика личной жизни осуществлялась в контексте социальной статики (консерватизма эпохи застоя). Сегодня личность ищет свою устойчивасть в динамике ежедневно меняющего социума. Выделение своего «Я» из непосредственной связи с миром достигается интерпретацией, подтверждающей свою идентичность как бессознательно, так и на уровне сознания и самосознания. Достижение идентичности на основе самоинтерпретации осуществляется не только в случае поиска своего «Я» при выделении его из общности, но и при изменении действительности, а также изменениях, связанных с динамикой самого жизненного пути. Сегодня перед взрослой личностью практически заново встает задача определения своей жизненной позиции, идентичности своего «Я» в изменившихся российских условиях. Для сохранения самообладания, дееспособности личность должна заново решать задачу самоидентификации, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Что я сегодня способна (могу) делать?», «Чего я хочу?». Эти три модальности С. Л. Рубинштейн использовал для теоретического определения личности. В настоящее время личность должна охватить их своим сознанием и самосознанием, ответив на каждый в отдельности и на все три в единстве. А именно, если я этого хочу, то могу ли я это сделать? Если я могу так поступить, то хочу ли я этого, а поступив так, останусь ли я при этом собой, сохранив свое «Я»? Смысловая связь этих составляющих для разных людей, очевидно, будет различной, и в этом проявится интерпретационная концепция каждого. Но обособление, определенность, идентичность личности предполагают необходимость поиска ею особенного способа включения в изменяющуюся действительность. Здесь выступает иная функция интерпретации, связанная с самовыражением своего «Я» в условиях стремительно меняющейся действительности. Если основываться на концепции И. И. Чесноковой, то важнейшим проявлением самосознания можно считать потребность в организации своей жизни, включая в нее все: и взаимоотношения с другими, и занятия, и познание, и деятельность. Личность на- ___ Глава пятая __________ 265 чинает идентифицировать свою индивидуальность, подтверждать свое «Я» на основе проб жизни, осуществляющихся в реальном времени и пространстве. Рубинштейновская философская антропология открыла путь к определению личности не через абстракцию ее сущности (или структуры), а через способ существования как осуществления себя, своего «Я». Экзистенциальное пространство личности не ограничивается пространством ее тела, а создается ее психологическими проявлениями, осуществлением себя (объективацией — по Д. Н. Узнадзе) во времени и пространстве жизни, а осуществление себя придает жизни смысл. Таким образом, вскрывается ценностно-интерпретационная связь двух, на первый взгляд казавшихся полярными полюсами или уровнями, способов самовыражения личности — через сознание и экзистенциальность. В экзистенциальности ярче непосредственные позитивно-негативные, эмоциональные модальности ценностей, на уровне сознания определеннее ее конструкты. Ценности выступают не как кванты интерпретаций, а как способы их связей, которые интерпретирует субъект, будь то поступки, слова, события, люди. Экзистенциальность вся интерпретирована, но интуитивно, образно-метафорически, эмоционально-смыслово. Непроизвольная' активность здесь подобна игре, безразлично в какой форме осуществляющейся, но смыслом ее является создание собственной композиции экзистенциально-личностного, психического времени—пространства своей жизни. «Это наша собственная душа, — писал К. Г. Юнг, — которая неустанно трудится, создавая новые духовные формы и духовные силы» [135, с. 495]. Определенность способа самовыражения или, точнее, выраженность нашей личности предполагает четвертую способность интерпретирования — ее постоянную, возобновляющуюся «деятельность», поскольку непрерывно меняются жизненные, социальные ситуации, расстановки сил в них, происходят все новые события, которые требуют от личности определенного ее к ним отношения, поведения. В целом интерпретация как «работа» сознания, внутреннего мира обеспечивает его целостность, осуществляет абстракцию (или дистанцирование) от бега времени, от давления внешних обстоятельств, достигает единства множественного и противостояния изменению, что и выражается в обобщенном смысле жизни. Э. Фромм предложил два глубочайших основания дифференциации жизненных типов — «быть» или «иметь». Способ интерпретации, по нашему мнению, различает разные типы по ряду других оснований. 1. По субъект-объектному основанию дифференцируется авторская или исполнительская (объектная) позиция в жизни («я создал свою жизнь» или «жизнь сделала меня таким»). 256 _ Время жизненного пути и развитие личности _ 2. По степени консерватизма или изменчивости. Консервативный тип однажды раз и навсегда осуществляет интерпретацию, содержащую обобщение-вывод («я таков, каков я есть»), которая блокирует способность и потребность в переработке, переосмыслении, реконструировании новых данных и диспозиций. Прогрессивный тип осуществляет проективную, открытую интерпретацию, дающую ее субъекту свободу и возможность осуществления новых интерпретаций и реинтерпретаций. Прогрессивный тип сохраняет гипотетическое отношение к миру, с одной стороны, имея обобщенную позицию для формулировки гипотез, с другой — будучи побуждаем потребностью сознания в их проверке. 3. По типу связей, на основании которых строится интерпретационное обобщение, в способе интерпретации может доминировать модель жестких причинно-следственных связей, однолинейных, исключающих возможность множественности детерминант, может доминировать модель допущений — своеобразная теория относительности, условности, сослагательности связей (категорией «если» допускается неопределенность, иные возможности, что не исключает определенности самой авторской позиции, а лишь ее готовность к изменениям, неожиданностям).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|