Основные принципы построения бюджета.
Принцип единства бюджета означает сосредоточение в нем всех производимых расходов и собираемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет, охватывающий все доходы и расходы. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве, в единообразии финансовых документов, бюджетной классификации. Принцип полноты бюджета означает учет всех затрат и поступлений по каждой статье. Он облегчает установление контроля за государственными финансами. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, характера расходов и доходов. Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, т.е. придавать гласности основные статьи бюджета. Основными источниками доходной части государственного бюджета являются налоги и платежи предприятий и организаций, а также налоги с населения. Расходная часть государственного бюджета используется на общенациональные нужды. По своей структуре расходные статьи государственного бюджета включают следующие элементы: - расходы на финансирование народного хозяйства; - расходы на содержание аппарата государственного управления; - государственные централизованные капитальные вложения; - финансирование обороны, правоохранительных органов, системы образования и здравоохранения; - финансирование сферы научных исследований и разработок, а также научно-технических программ; - финансирование социально-культурных программ; - расходы на обслуживание (погашение) государственного долга; - финансирование целевых программ, кредиты и помощь другим государствам. Структура государственного бюджета в нашей стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.
Собственно правительственный бюджет финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов – военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические; выплата процентов по федеральному долгу, социальные, выплаты на содержание аппарата управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70 % всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита. Доверительные фонды носят целевой характер. Большинство из них связано с деятельностью отдельных видов государственной производственной инфраструктуры (содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций). Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования (различные виды пенсионного обеспечения, пособия по болезни, безработице). Доходы доверительных фондов образуются от эксплуатации государственной собственности. фонды социального страхования в частном секторе создаются за счет взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих – из взносов самих служащих и федерального правительства. Бюджетный дефицит. Проблеме дефицита государственного бюджета и государственного долга уделяется большое внимание по той причине, что это один из важнейших вопросов в сфере государственных финансов, это показатель, отражающий состояние экономики. Различают два основных состояния государственного бюджета: - нормальное, когда расходная часть госбюджета равна доходной; - дефицитное, когда расходы превышают доходы. Дефицит госбюджета не является опасным для экономики в целом, если он находится на уровне 2-3 % от ВНП. В случае же превышения данного уровня дефицит госбюджета самым негативным образом сказывается на функционировании экономики государства в целом.
В основе хронической дефицитности госбюджета лежит много причин, среди которых можно отметить следующие: - спад общественного производства; - увеличение затрат на финансирование военно-промышленного комплекса страны (ВПК); - уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет; - крупномасштабный оборот «теневого» капитала; - непоследовательная финансово-экономическая политика государства; - огромные непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции. Основные мероприятия,направленные на снижение бюджетного дефицита, осуществляет государство в лице правительства: Отметим некоторые из них, в частности: - активное проведение процесса конверсии ВПК, т.е. перевод предприятий ВПК на изготовление преимущественно продукции гражданского назначения; - прекращение оказания помощи в виде дотаций убыточным предприятиям; - снижение расходов на содержание государственного административно-управленческого аппарата; - изменение (реформирование) системы налогообложения. Следует обратить внимание на то, что отсутствие дефицита бюджета еще не означает наличия здоровой экономики, отсутствия ее кризиса. Дело в том, что в условиях рыночной экономики бюджетный дефицит стоит в одном ряду с так называемыми «отрицательными» экономическими категориями типа инфляции, безработицы, банкротства, которые, в свою очередь, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Рост бюджетного дефицита в экономике влечет за собой появление и непременный рост государственного долга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|