Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные инструменты денежно-кредитной политики государства

 

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамка* денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в обращении, т. е. предложения денег.

Инструменты регулирования денежного обращения.

В мировой практике используются следующие инструменты:

- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

- политика учетной ставки (дисконтная политика), т. е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.

Операции на открытом рынке

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать г°сударственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивает-Ся> их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним Растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» Для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)

Ставка рефинансирования — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

Изменение нормы обязательных резервов

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а)если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б)при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных Резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.

В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей под-Держания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления ежбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.

Три классических инструмента денежно-кредитной политики дополняются действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.

Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежуточных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.

Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы видим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Императив монетаризма — денежно-кредитная конституция. Это понятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструменты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государ-ственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетаристы признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического роста в течение относительно длительного периода времени. Поэтому концепция кейнсианцев, направленная на осуществление активной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоянно действующих источника нестабильности - недостаточная гибкость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика»-

В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существует. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих стихийные и сознательно осуществляемые экономические формы.

Любые меры экономической политики, в том числе в денежно-кредитной области наталкиваются на некоторые объективные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (временные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

Здесь фактор времени следует рассматривать как объективное расхождение между моментом какого-либо экономического действия и моментом принятия соответствующих мер экономической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центробанк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на изменение экономической ситуации по прошествии некоторого времени. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг — это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени особенно ярко проявляется в планировании крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реализации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.

Огромное воздействие на поведение экономических агентов имеет полнота и точность экономической информации. Если экономическая информация искажена и неполна, то это крайне затрудняет проведение мер стабилизационной политики. Это можно сравнить с действиями врача, который лечит человека. Если приборы (например, тонометр) неверно показывает арте-Риальное давление, то в силу этого врач не сможет принять вер-Hbix решений по лечению больного и вместо пользы принесет вРед здоровью пациента.

На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситуации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адек-Ватности ожиданий — дело непростое. Ожидания формируются Из той объективной ситуации, которая складывается на рынке.Но туда примешиваются последствия мер государственной политики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработке стратегии антиинфляционной политики.

 


ТЕМА 25-26. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция

 

Инфляция – это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушения воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

И хотя инфляция представляет собой обесценивание денег, долговременное снижение их покупательной способности, проявляющееся в повышении общего уровня цен, она не может быть сведена только к денежному феномену. Инфляция отражает (и порождает) дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, диспропорции воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Инфляция проявляется не только в форме повышения уровня товарных цен, то также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

Инфляция есть результат неравновесия на различных рынках. Связана она с факторами, дезорганизующими денежное обращение. Денежный рынок наполняется новыми обесценивающими деньгами прежде всего центральным банком. Он проводит в рыночной экономике эмиссию денег. Его задача выпустить их ровно столько, чтобы обеспечить нормальное товарное обращение. Если денег будет выпущено больше этой величины, они начнут обесцениваться. Такая ситуация обычно возникает в условиях бюджетного дефицита, когда у государства расходы превышают доходы.

Механизм инфляции в развитых странах в XX веке серьезно видоизменился и усложнился. Простой механизм избыточной эмиссии бумажных денег потерял для этих стран значение единственной и даже главной причины инфляции, по крайней мере в мирное время. Поэтому причины быстрого роста инфляционных цен связываются в этих странах со многими факторами, в том числе с особенностьюфункционирования современной кредитно-денежной системы, созданной после длительной перестройки, в основном под воздействием экономического кризиса 1929-33 годов. Из внутреннего денежного обращения было изъято золото и полностью заменено неразменными бумажными деньгами. Перестроенные денежные системы развитых стран приобрели черты, характеризующиеся односторонней эластичностью денежного обращения. В условиях современного капитализма механизм кредитно-денежной системы создает благоприятные условия для разбухания денежной массы бумажных денег и переполнения ими каналов обращения. Наоборот, процессы сокращения массы обращающихся бумажных денег, например, в связи с кризисами в развитой рыночной экономике, проявляются гораздо слабее, чем в период золотого стандарта.

Другим фактором, определяющим инфляционное давление со стороны денежного обращения, является огромный рост расходов государства. В связи с расширившимися государственными функциями регулирования, попытками смягчить с помощью бюджетных ассигнований социально-экономические трудности, с ростом военных расходов бюджеты современных капиталистических государств испытывают нехватку денежных средств.

Однако, учитывая инфляционную опасность, возникающую со стороны денежного обращения, современное государство разработало комплекс мер для сохранения контроля над ним. Механизм государственного регулирования кредитно-денежной системы направлен на сдерживание избыточной эмиссии бумажных денег через эти каналы. В отношении дефицитов госбюджетов принимаются меры по элиминированию их инфляционного воздействия (чаще всего путем финансирования этих дефицитов не за счет дополнительной денежной эмиссии, а с помощью привлечения средств денежного рынка, в том числе и сбережений населения, увеличения государственного долга). Руководство центральных банков, ответственное за денежную эмиссию, находится в относительной независимости от правительств и может поэтому препятствовать избыточной эмиссии.

Тем не менее эти меры не дают полной гарантии и в определенных условиях могут не срабатывать. Так, одно из направлений частичного обхода этих мер со стороны государства – обеспечение дополнительной денежной эмиссии путем размещения в центральных банках растущих сумм государственного долга, т.е. собственных денежных обязательств населению. Тогда в условиях XX века происходит возрастание денежной массы, обусловленное финансированием растущих расходов государства и процессами кредитной экспансии. Это, в свою очередь, вызывает последующий рост цен.

Но наряду с этим современная кредитно-денежная система создает возможность и для возникновения инфляции через рост цен, вызванный определенными факторами, действующими на стороне производства и предложения товаров. В этом случае рост цен предшествует увеличению бумажно-денежной массы; рост же последней выступает как реакция современного гибкого механизма кредитно-денежной системы на увеличение спроса на деньги, в свою очередь вызванного повышением стоимости товарных сделок. В подобных случаях расширение бумажно-денежной массы является не активно действующей причиной процесса инфляции, а необходимым условием этого процесса (т.к. без подобного расширения первоначальный рост цен, столкнувшись с нехваткой денежной массы для своего покрытия, привел бы к кризисному сокращению продаж и затем производства).

Милитаризация экономики, требующая увеличения расходов государства, также выступает причиной (источником) инфляции. В условиях российской экономики, когда долгие годы Центральный банк подчинялся правительству, он финансировал все государственные расходы, кроме этого, выдавал субсидии, а также кредит под производство, эффективность которого зачастую была сомнительной, списывая долги по кредиту. Это означало безудержную денежную эмиссию. В таких условиях инфляция, приняв открытую форму, быстро раскрутилась и набрала высоту.

Милитаризация экономики вызывает инфляцию и по другой причине, не связанной с дефицитом государственного бюджета. Она истощает ресурсы общества, гражданские отрасли начинают отставать. Рост потребительского комплекса замедляется. А ведь именно он материализует денежные доходы работников. Поэтому на какой-то момент времени рост суммы заработных плат в обществе не находит адекватного товарного покрытия. Налицо деформация отраслевой структуры – источник развития структурной инфляции. Обычно все страны, заканчивающие войну, вынуждены принимать срочные антиинфляционные меры.

Виновником раскручивания инфляционного процесса выступает и монополия. Она, сокращая конкуренцию, ведет к уменьшению предложения, за счет чего устанавливаются и удерживаются монопольно высокие цены. В нашей стране давление монополий на цены весьма остро ощутимо.

Толчком для роста инфляции могут стать непомерно высокие налоги или процентные ставки за кредит.

Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировых рынках. В этом случае инфляция импортируется в страну, так как определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики. В результате разворачивается инфляция издержек.

Но все же главной причиной инфляционного взрыва в России и странах Восточной Европы был и остается бюджетный дефицит, утяжеленная структура экономики, сохранение неэффективного производства. Экономические эксперты отмечают, что инфляционные трудности нашей экоомики в значительной степени вызываются раздвоением денег на неликвидные безналичные и наличные. Невозможность автоматического перевода безналичных счетов в реальные наличные деньги привела при либерализации цен к недопоставкам продукции. Это резко снизило общий уровень производства, и в результате сильно подскочили цены.

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для этого индекс цен прошлого года следует вычесть из индекса цен текущего года, полученную разницу разделить на индекс прошлого года и умножить на 100. Полученный показатель – темп инфляции – и будет характеризовать уровень инфляции.

Другую возможность количественного измерения инфляции предоставляет так называемое «правило величины 70». Для этого нужно число 70 разделить на темп ежегодного увеличения уровня цен (%), в результате получим количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции. Это правило применяется тогда, когда, например, нужно установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или личные сбережение граждан удвоились.

Как уже отмечалось, инфляция – сложное явление, поэтому экономическая теория выделяет следующие типы и формы инфляции (рис. 13.1.):

В зависимости от масштаба роста цен выделяют следующие виды:

- ползучую инфляцию, при которой среднегодовой темп прироста цен не превышает 5-10 %;

- галопирующую инфляцию, при которой среднегодовой темп прироста цен находится между 10 % и 50-100 % в год;

- гиперинфляцию, при которой рост цен превышает 50-100 % в год;

- в рамках гиперинфляции особо выделяется супергиперинфляция, или суперинфляция, при которой прирост цен составляет 50 % и более в месяц; при таком среднемесячном темпе прироста за год они возрастают в 130 раз.

Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, а в несколько раз. В этом случае резко обесцениваются деньги. Население начинает терять свои сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход не скоро, а за этот срок утратится их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, но он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизмов выхода на путь эффективного роста, так как не приводит к росту предложения.

Границей гиперинфляции является темп прироста цен примерно на 50 % ежемесячно более четыре месяцев подряд. Это катастрофический рост цен, выходящий из-под контроля.

Если имеет место умеренный и одновременный для большинства товаров и услуг рост цен, то говорят о сбалансированной инфляции. Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

Ожидаемой называют инфляцию, которую можно спрогнозировать на какой-либо период. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, а потому является наиболее опасной.

Отмечают два типа инфляции:

- открытая инфляция;

- подавленная инфляция.

Открытая инфляция разворачивается на рынках, где действуют свободные цены. Открытая инфляция при неравномерности повышения цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.

При подавленной инфляции ситуация складывается иначе. Государство, обеспокоенное ростом цен, встанет в борьбу с этим явлением. Оно устанавливает тотальный административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне.

Открытая инфляция может протекать в различных формах:

- инфляции спроса;

- инфляции издержек;

- инфляции структуры.

Инфляция в стране возможна при непомерной денежной эмиссии, когда рост денежной массы масштабно и мгновенно опережает товарную. Именно поэтому разрушительное действие такой инфляции огромно. Этот вид инфляции эмиссионный. Он провоцируется нарушением законов денежного обращения Центральным банком, обладающим монополией на выпуск денег.

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы не задействована, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах, но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепятся эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Инфляция издержек вызывается ростом стоимости факторов производства. В этом случае издержки растут, что увеличивает цену выпускаемой продукции. Этот товар может стать ресурсом для другого производства. Поэтому и на него накатывается волна растущих издержек. В результате издержки во взаимосвязанных производствах растут вместе с ценами выпускаемых товаров.

Структурная инфляция вызывается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью. Несостыкованность отраслей приводит к тому, что часть из них не может быстро насытить рынок товарами. Это приводит к хронически неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что взвинчивает цены. Структурная инфляция считается труднопреодолимой, так как для борьбы с ней требуются значительные инвестиционные влияния, отдача от которых не может быть достигнута за короткий срок. Обычно структурная инфляция сопровождает период кардинального перехода страны на новый вид технического прогресса, конверсии военного производства и т.д.

Состояние финансов и денежного обращения можно считать нормальным, когда выполняются два условия:

1. Доходы населения увеличиваются примерно пропорционально росту цен.

2. Скорость обращения денег остается приблизительно постоянной.

Нарушение по крайней мере одного из условий может оказаться достаточным для вхождения экономики в гиперинфляционный режим. Импульс развитию этого процесса дает катастрофическое увеличение скорости обращения денег. Ожидая повышения цен, потенциальные покупатели будут стремиться минимизировать свои денежные остатки, что приведет к увеличению спроса и фантастическому росту цен. Свидетельством гиперинфляции выступает также нежелание граждан держать свои сбережения в денежной форме, стремление вложить их в материальные ценности.

Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен – явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, но начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название «эффекта Пигу».

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неправомерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

Механизмом, способным запустить гиперинфляцию, также является внезапно возникший в силу тех или иных причин существенный разрыв в доходах и расходах госбюджета, приводящий к выбросу в обращение крупной порции денег. В дальнейшем этот процесс также может стать самоподдерживающимся: из-за разрыва во времени правительство должно будет оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В условиях острой инфляции уже одно это может стать причиной значительного и увеличивающегося бюджетного дефицита, который придется покрывать дополнительной эмиссией.

Последствия гиперинфляции. В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена.

Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке, и в конечном итоге может наступить экономический, социальный, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию, общественно-политические беспорядки. Обычно это инфляция военных или послевоенных лет, которая быстро превращалась в гиперинфляцию с катастрофическими последствиями.

Гиперинфляция может проявляться в различных формах. Если в рыночной экономике ее наличие удостоверяет катастрофически высокий темп роста цен (допустим 10000 % в год), то в нашей экономике – это еще и дефицит многих товаров.

Помимо экономических последствий, инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и т.п.

Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается моделью «инфляция спроса», предложенной в 1958 году английским экономистом А. Филлипсом.

Используя данные статистики Великобритании за 1961-1956 годы, он выстроил кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы (рис. 13.2).

При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5-3 % приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что ее уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать в экономической политике, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства, и определения стабильности цен.

На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат – темпы роста товарных цен. Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до P2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения типов роста до уровня P3, а безработица увеличится до уровня u3.

Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств. Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые «ложные ожидания». К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, произойдет рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы. Однако, как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной), тогда они перестают увеличивать предложение труда.

Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 1960-е годы американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем «накачивания спроса» инфляционными мероприятиями.

Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка с учетом информации о потребностях в различных профессиях.

Однако экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей. При достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее не могут сократиться. Кроме того, следует отметить, что естественный уровень безработицы во многих странах в последние десятилетия возрастал.

Таким образом, когда народное хозяйство поражено инфляцией, потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения качества жизни.

Инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и влечет за собой разрушительные для рыночной экономики последствия (см. рис. 13.3).

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

К косвенным методам относятся:

- регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

- регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

- обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массы;

- государственное регулирование цен;

- государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Сбивать темпы инфляции – значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между пред-
приятиями.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...