Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источником налогов выступает новая стоимость – национальный доход.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный элемент перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывают влияние на все основные факторы общественного производства: рабочую силу, предметы и средства труда. Что касается рабочей силы, то это воздействие осуществляется по следующим направлениям:

1. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса. Доходы трудящихся почти полностью идут на потребление, поэтому изменение в налогообложении сразу скажется на их спросе и в целом на платежеспособном спросе страны, который зависит прежде всего от этой социальной группы.

2. Размер налогов определяет в определенной степени и цену рабочей силы – заработную плату, которая включает налоговые платежи.

3. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

На орудия и средства труда налоги влияют через амортизацию. размер амортизационного фонда как источника обновления капитала в значительной мере определяется величиной налога. Государство, изменяя норму амортизации, воздействует на инвестиционную политику в стране, регулируя этот процесс. Под налоговым контролем находятся накопление капитала, техническое перевооружение и темпы экономического развития в целом.

В каждой стране складывается своя налоговая система, основными элементами которой являются:

- субъект налога лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налогообложения: доход (с предприятия или населения); имущество (движимое и недвижимое); передача имущества в наследство, при дарении, операции с ценными бумагами и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины);

- ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налогообложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.);

- совокупность различных налогов.

Для анализа налоговой системы необходима их систематизация и классификация.

Классификация налогов – их группировка, обусловленная методом взимания, характером применяемых ставок, налоговых льгот, бюджета поступления и другими признаками.

В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходом налоги классифицируются на следующие виды:

- прогрессивный налог (средняя ставка повышается по мере возрастания дохода);

- регрессивный налог (средняя ставка понижается по мере возрастания дохода);

- пропорциональный налог (средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода);

- твердый налог (средняя ставка устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода).

По механизму формирования налоги условно делятся на две основные группы:

- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов;

- косвенные налоги, которые взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, то есть в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение. (Классификацию налогов см. на схеме 14.1.)

В соответствии с вышеуказанным законом в России впервые введена трехуровневая система налогообложения: федеральные налоги, республиканские налоги и местные налоги.

Федеральные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие (они поступают в единую кассу государства) и специальные (целевые).

Необходимо подразделять фискальную и налоговую политику. Последняя по своей сути шире категории фискальной политики.

Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся к настоящему времени дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, о придании им регулирующей роли и обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качеств экономического роста.

Главная задача фискальной политики – сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике не является на 100 % идеальным.

Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального объема производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом (рис. 14.2.).

По абсциссе на этом графике откладывается величина процентной ставки r, а по ординате – величина налоговых поступлений R. Если r=0, государство никаких налоговых поступлений не получит. Коль скоро r=100 %, начисто отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т.е. результат для государства аналогичный – нулевой. При любых же других значениях r (0<r<100 %) государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки (r=r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0=Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод. Рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0<R1, R0<R2.

Общие свойства кривой Лаффера могут быть охарактеризованы следующим образом. Поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время теоретически выявить величину r0 невозможно, и она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выяснить, где находится фактическая налоговая ставка – справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. под дискреционной политикой понимается маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. «Автоматизм» – это «встроенная стабильность», основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений и в зависимости от уровня экономической активности.

Налоговая политика представляет собой составную и неразрывную часть общей экономической политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели налоговой системы. При формировании российской налоговой политики необходимо учитывать особенности переходного периода от планово-административной системы управления к рыночной.

Налоги призваны всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, учитывать экономические интересы регионов, они должны быть сопоставимыми с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой. Главное требование к налогам – стабильность в течение достаточно продолжительного времени, чтобы предприниматели могли прогнозировать доходы и их распределение на перспективу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...