Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Империя. Конфедерация. 18. Функции государства их классификация.




Империя

Империя - это сложное государство с различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти. Оно представляет собой объединение нескольких государств под короной одного короля-императора. Как правило, империи создавались в результате завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя и др. ). Возможно и добровольное вхождение в состав империи (Украина, Грузия в состав Российской империи).

Конфедерация

Конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский Союз с 1815 по 1866 г. ). В отличие от федерации союзные органы конфедерации лишь координируют деятельность государств — ее членов, и только по вопросам, для разрешения которых они объединились. Конфедерация отличается от федерации меньшей сплоченностью своих государств, она не обладает суверенитетом, не имеет единого гражданства, законодательства, единой денежной системы и т. д.

Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории).

Содружество Независимых Государств, объединение России и Белоруссии и Европейский Союз находятся еще в процессе своего становления.

18. Функции государства их классификация.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. Так, учитывая длительность осуществления той или иной государственной деятельности, можно выделить постоянные и временные функции государства. В учебной и научной литературе говорят о функциях основных и вспомогательных (но значению для сущности данного государства); общесоциальных и сугубо классовых (в соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности).

Один из основных критериев классификации – сферы государственной деятельности. По этому основанию традиционно различаются внутренние и внешние функции государства.

Надо, однако, иметь в виду, что деление функций на внутренние и внешние является условным, поскольку государство соответствующую деятельность внутри страны (например, экологическую) в обязательном порядке сообразует с деятельностью на международной арене. На этой основе выделяются сферы управленческой государственной деятельности без различения внутригосударственных и межгосударственных аспектов. Единая классификация функций государства, независимо от его тина и сферы деятельности, включает в себя четыре функции, которые осуществляются любым государством:

  • • экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации общественных работ, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр. );
  • • политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т. п. );
  • • социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т. д. );
  • • идеологическая (поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др. ).

Поскольку в современной теории государства функции государства разделяются в основном на внутренние и внешние, более детальная характеристика отдельных направлений деятельности государства рассмотрена ниже с использованием данного подхода.

Внутренние функции – это такие направления деятельности государства, которые помогают решать задачи внутреннего развития общества. К числу внутренних функций относятся экономическая, финансовая, социальная, политическая, экологическая, культурная, функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, функция обеспечения общественной безопасности.

Экономическая функция государства – осуществление государством управленческого воздействия па экономическую сферу жизни общества. Эффективное развитие экономики – основа для успешного решения любых иных задач, стоящих перед обществом и государством, поэтому экономическая функция традиционно считается одним из важнейших направлений государственной деятельности. Объектами этой управленческой деятельности являются производственные отношения как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики.

Экономическая политика государства имеет различную направленность в зависимости от уровня развития экономики (что является преобладающим – сельское хозяйство или промышленность), этапа развития того или иного государства, конкретно-исторических условий, наконец, в зависимости от господствующих идеологических установок, научных доктрин.

В соответствии с ирригационной теорией происхождения государства именно необходимость в организации масштабных сельскохозяйственных работ, т. е. необходимость осуществления экономической функции, оказала определяющее влияние на процесс образования государственности у некоторых восточных народов.

Известны популярные в XIX в. либеральные теории государства (в том числе упоминавшаяся в гл. 3 теория государства – " ночного сторожа" ), которые отрицали необходимость вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества, считая прежде всего рынок основным регулятором экономики. Впрочем, подобное отношение к экономической функции государства, ее недооценка привели к резкому имущественному расслоению, обострению социальных противоречий, нестабильности в обществе.

Экономическая политика государства, а вместе с ней и финансовая, и социальная (см. далее характеристику соответствующих функций государства) в XX в. стала более жесткой. Государственное вмешательство в экономику развитых стран значительно усилилось после экономического кризиса 1930-х гг. Широко использовалась теория Дж. Кейнса, в основе которой лежала идея о стимулировании экономики путем расширения платежеспособности населения. Государство облагало прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счет чего проводилась активная социальная политика, выплачивались пенсии, дотации, пособия малоимущим слоям населения. Таким образом перераспределялся общественный доход, снималось социальное напряжение в обществе, предупреждались социальные и экономические потрясения.

Однако представленная модель экономической политики имеет и существенные недостатки. Развитие некоторых европейских государств в 1960–1970-е гг. показало, что рост налогов и социальных расходов дестабилизирует финансы, создает предпосылки для инфляции, подрывает дух предпринимательства, создает " паразитический" слой людей, живущих на пособие. Таким образом, необходимо избегать и излишнего вмешательства государства в экономические процессы. В 1980-е гг. многие государства под влиянием неоконсервативных теорий значительно ограничили свое влияние на негосударственный сектор в экономике, считая, что общество от этого больше выиграет, чем проиграет. В то же время общепризнанной считается обязанность государства оказывать поддержку малоимущим слоям населения.

Ранее в СССР вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90%. Рассматриваемое направление деятельности именовалось хозяйственно-организаторской функцией – главной постоянной функцией Советского государства. Советское государство объявлялось главным орудием строительства коммунизма. Главная экономическая задача государства – создание материально-технической базы коммунизма (а перед этим ставилась задача – создание социалистической системы хозяйствования). Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами, без учета многих экономических законов.

В 1990-е гг. изменились принципы организации и функционирования экономической сферы жизни общества, что повлекло изменения и в объектах управленческого государственного воздействия, и в принципах управления экономикой. Основополагающее значение для изменения содержания экономической функции государства имеют переход к рыночной экономике, резкое увеличение частного сектора в экономике, развитие процессов приватизации, появление свободных рынков товаров и услуг, признание экономической свободы, права каждого на частную собственность и т. д. Государство также продолжает в широком объеме регулировать экономические отношения, но уже не только в государственном, но и в частном секторе.

Экономика – настолько сложная и специфичная сфера деятельности, что управлять ею возможно только с учетом знания закономерностей ее функционирования. Поэтому необходимо ориентироваться на экономические модели, адекватно отражающие развитие экономики общества. В нашей стране в XX в. долгое время этого не было. В экономике господствовали модные лозунги – то всеобщее планирование, то перевыполнение плана (стахановское движение и т. п. ), то увеличение производительности труда, то совершенствование производственных отношений, то всеобщая экономия – " экономика должна быть экономной".

(См. ст. 8, 9, 34–36 Конституции РФ. Здесь и далее при характеристике конституционной основы того или иного направления деятельности российского государства внимание следует обращать не только на указанные статьи. См. также статьи, определяющие компетенцию высших органов государственной власти: ст. 71–73, 80, 83–89, 102, 103, 114 Конституции РФ. )

Финансовая функция государства. Осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства (входит в нее), однако говорят и о самостоятельной финансовой функции. В различных изданиях она называется по-разному – " функция финансового контроля", " функция налогообложения и взимания налогов" и т. д. Содержание этой деятельности государства составляет сбор денежных средств (прежде всего – через налоги, а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределение денежных средств (составление бюджета, кредиты и т. д. ). В этой связи актуализируется вопрос о соотношении признаков государства и его функций. Налоги чаще указываются в качестве признака государства, и тогда их взимание будет перенесено в плоскость техническую, в плоскость технологии. И налоговая политика, и бюджетная политика могут иметь различную направленность. В частности, то или иное государство может проводить мягкую налоговую политику или, наоборот, устанавливать довольно значительные налоги на доходы граждан и организаций. Значение налоговой деятельности государства не требует особых комментариев: именно от этого направления деятельности прямо зависит степень осуществления всех функций государства, прежде всего социальной, культурной, экологической.

(См. в связи с финансовой функцией государства ст. 57, 75 Конституции РФ. )

Социальная функция государства. Здесь имеется в виду деятельность государства по оказанию различных социальных услуг всем членам общества (здравоохранение, строительство жилья и т. д. ), а также забота о повышении благосостояния малообеспеченных слоев населения, оказание им материальной и иной помощи. Есть даже теория " социального государства". Под социальным подразумевается государство, которое заботится о благополучии граждан.

Эта теория нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции РФ: " Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ч. 1 ст. 7). В Российской Федерации как в социальном государстве " охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ч. 2 ст. 7). Значение социальной функции чрезвычайно велико для тех государств, в которых существует (или существовало) расслоение населения на богатых и бедных при формально провозглашенном равенстве. В таких условиях необходима защита от бедности, безработицы, социальная поддержка малоимущих слоев населения, особенно таких, которые (еще или уже) в силу разных причин не способны себя должным образом обеспечить (дети, студенты, инвалиды, пенсионеры). Кроме того, существуют профессии, предъявляющие к людям повышенные требования, что обусловливает необходимость установления повышенных социальных гарантий (к примеру, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие).

Социальная функция появляется у государств далеко не сразу: как одно из важных направлений государственной деятельности она получает свое развитие только в XX в. К последним десятилетиям XX в. наиболее развитые государства пришли к необходимости соблюдения определенной меры в осуществлении социальной функции. Как оказалось, высокие социальные дотации рождают социальную пассивность и иждивенчество, появляется слой людей, вполне сносно живущих на пособие и не стремящихся к активной деятельности, к раскрытию своих способностей, что служит и общественному благу. Поэтому в современных конституциях все чаще появляются примерно такие формулировки: " государство берег на себя заботу об основных нуждах человека"; заботиться же о благосостоянии человек должен сам (см. ст. 7, 37–41, 43 Конституции РФ).

В содержание политической функции государства входит как деятельность по поддержанию политического господства правящих, так и деятельность по формированию и организации работы всех государственных органов. Слово " политика" употреблено здесь в очень ограниченном смысле, вообще же этим термином можно обозначить любое направление деятельности государства – экономическая, финансовая, социальная политика и т. д. Обычно деятельность по формированию и организации работы государственных органов в качестве самостоятельной функции государства не выделяется, однако следует признать значимость и достаточно большой объем этой деятельности. В отдельных публикациях 1990-х гг. признается необходимость специального указания на такую деятельность государства; так, Л. А. Морозова говорит о функции обеспечения народовластия, составной частью которой является организация выборов представительных органов государства (см.: Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе // государство и право. 1993. № 6. С. 98–108).

Экологическая функция государства – это направление деятельности государства по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Экологическая функция появляется у государств лишь в XX в. Благодаря научным открытиям в геометрической прогрессии развивается промышленность, знамения XX в. – научно-технический прогресс, научно-техническая революция. Однако одно из следствий научно- технического прогресса – истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, несущее угрозу существования не только растительному и животному миру, но и человечеству. Поэтому необходим комплекс мероприятий по охране окружающей среды, осуществляемых прежде всего государственными органами. Экологическая функция присуща всем современным промышленно развитым государствам. Во многих государствах приняты национальные программы по охране окружающей среды, существует развитое экологическое законодательство. Содержание экологической политики государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности, созданию производств по утилизации отходов и т. д. (см. ст. 42 Конституции РФ).

Культурная функция государства – направление государственной деятельности по духовному, интеллектуальному развитию общества. " Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства" (ст. 2 Конституции РФ).

Аналогичное положение закреплено в конституциях многих государств. Таким образом, каждому человеку должны быть предоставлены возможности и для его духовного развития, созданы для этого благоприятные условия, поэтому необходимо государственное руководство и государственная поддержка образования, науки, культуры.

В современных условиях для существования и развития общества необходимы духовно и интеллектуально развитые люди, грамотные, квалифицированные специалисты. Человек, не обладающий глубокими специальными познаниями, выключен из процесса общественного производства, он приносит обществу минимальную пользу или не приносит никакой. Поэтому возможно говорить о том, что получать образование и совершенствоваться в избранной сфере деятельности – это не только право, но и моральная обязанность каждого перед обществом; с таких позиций функция духовного развития общества приобретает исключительно важное значение.

В различные исторические периоды данное направление деятельности государства имело разнос значение. В Советском Союзе время особой активизации, подъема деятельности в сфере образования, науки, культуры – так называемая " культурная революция" 1920-х гг., когда необходимо было преодолеть неграмотность; в 1960-е гг. наблюдался размах вузовского и научного движения. В истории бывали и времена недооценки культурной функции государства, недостаточного финансирования культуры, науки, образования. Такое положение вполне объяснимо трудностями развития социально-экономической сферы общества, однако негативные последствия этого могут проявить себя в будущем.

Ранее в марксистско-ленинской теории государства и права данное направление деятельности называлось культурно-воспитательной функцией государства. Государство должно было последовательно внедрять принципы социалистического образа жизни, воспитывать нового человека – человека коммунистического общества, бороться с инакомыслием, утверждать коммунистическую идеологию, объясняя все общественные явления с классовых позиций, наконец, готовить классовых бойцов.

Вопрос, который возникает при анализе отечественной юридической литературы советского периода – должно ли государство вообще формировать определенное мировоззрение у своих граждан? Или эта деятельность должна быть отдана на откуп различным негосударственным организациям – политическим, культурным, религиозным? Здесь мы опять возвращаемся к рассмотрению вопроса о пределах деятельности государства. Безусловно, государство должно принимать участие в формировании мировоззрения членов общества. Однако, во-первых, не следует апологетически навязывать классовое мировоззрение и игнорировать так называемые общечеловеческие ценности; во-вторых, необходим отказ от централизации, от огосударствления образования, науки, культуры, развитие, например, различных негосударственных учебных заведений, разных культурных направлений, в том числе запрещаемых ранее. Государство, однако, не должно оставаться в стороне, оно должно направлять все эти процессы, поскольку отсутствие контроля за ними может привести к самым разным неблагоприятным явлениям (см. ст. 13, 14, 28, 43, 44 Конституции РФ).

Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан – это направление деятельности государства по борьбе с правонарушениями в целях создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации прав граждан, их объединений, органов государства. Правоохранительная деятельность, т. е. деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию правонарушений (прежде всего преступлений как наиболее опасного вида правонарушений), наказанию и воспитанию правонарушителей, свойственна любому государству. Впрочем, в некоторых утопических теориях, описывающих общественное устройство будущего и процесс его построения, не находилось места антиобщественному поведению и, соответственно, государственной деятельности по борьбе с ним.

Основное в характеристике правоохранительной функции – возможность государственного принуждения, применение в деятельности государственных органов принудительных, насильственных методов, необходимых для поддержания порядка в обществе. В любом государстве существуют так называемые правоохранительные органы, к которым обычно относят суды, прокуратуру, органы внутренних дел и государственной безопасности (место суда среди органов, стоящих на страже права, особое).

Правоохранительная функция государства может принимать гипертрофированный характер, что подтверждают, например, необоснованные репрессии в СССР в 1930-е и 1950-е гг. Поэтому она должна осуществляться при соблюдении принципа строгой законности.

В современных условиях значение функции охраны правопорядка, прав и свобод граждан чрезвычайно велико. Вместе с тем при ее осуществлении возникает очень много проблем. С одной стороны, необходимо изжить недостатки, присущие правоохранительной деятельности советского периода, не допустить возврата к прежним жестоким, незаконным методам работы, добиться реального воплощения в эту деятельность начал гласности, законности, профессионализма. С другой стороны, следует совершенствовать борьбу с правонарушениями с учетом современных тенденций развития общества, изменений количественных и качественных характеристик правонарушений. Здесь встают проблемы законодательного и материального обеспечения правоохранительной деятельности, социальной поддержки сотрудников правоохранительных органов, повышение их социального статуса (см. ст. 20–25, 45–54 Конституции РФ).

В качестве самостоятельной функции во многих учебных изданиях обоснованно выделена функция обеспечения общественной безопасности. В ее содержание входят мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений, представляющих угрозу нормальному существованию человека и общества. Под таковыми имеются в виду стихийные бедствия, крупные промышленные аварии, катастрофы, массовые беспорядки, организованная преступность. Данное направление деятельности актуально для тех государств, где в силу климатических условий и географического положения нередки природные катаклизмы – ураганы, наводнения и т. п.

В Российской Федерации создано специальное ведомство – министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку на огромной территории этого государства постоянно приходится осуществлять деятельность по ликвидации последствий или стихийных бедствий, или промышленных аварий. Аналогичный орган возник впоследствии и в Республике Беларусь. На ее территории специфика осуществления функции обеспечения общественной безопасности долгое время определялась прежде всего необходимостью решения проблем, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами. Можно выделить две основные внешние функции государства: военную и сотрудничества с другими государствами.

В содержание военной функции государства может входить ведение захватнических войн, оборона страны в военное время, готовность к обороне в мирное время, охрана государственных границ. При характеристике данного направления деятельности следует иметь в виду очень важное обстоятельство – армия, кроме своего собственно военного назначения, практически всегда выполняла роль вооруженного обеспечения государственной власти, ее поддержки возможностью в любой момент использовать насильственные методы. Таким образом, военная функция государства имеет непосредственный выход на сущностные моменты функционирования государственной власти.

Рабовладельческие и феодальные государства проводили, как правило, очень агрессивную внешнюю политику; если соседи оказывались слабее, они в большинстве случаев оказывались завоеванными.

Сейчас каждое государство разрабатывает свою военную доктрину. Исходя из существовавших ранее объективных реалий и соответствующих идеологических установок, в СССР проводился курс на противоборство с капиталистическими государствами. Весь экономический, научный потенциал работал в первую очередь на развитие Вооруженных Сил Советского Союза. В настоящее время ситуация в мире изменилась, но сохраняются достаточно острые межгосударственные, межнациональные противоречия. Современными государствами признана так называемая доктрина " достаточной обороны", суть которой состоит в том, что вместо количественного паритета вооружений необходимо обеспечение военного потенциала, достаточного для гарантированной безопасности. Эта доктрина обеспечивает значительное сокращение расходов на вооружения, снижает возможность возникновения вооруженных конфликтов.

Для республик бывшего Советского Союза остро стоит проблема конверсии оборонных предприятий. В России приняты Основные положения военной доктрины, в соответствии с которыми главное направление реформы Вооруженных Сил – создание относительно небольшой, но хорошо подготовленной, мобильной армии (см. ст. 59, 87 Конституции РФ).

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах деятельности является объективно необходимой для современных государств. Мир обрел новое качество, в настоящее время невозможно, да в конечном счете и невыгодно проводить политику самоизоляции. Согласование усилий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и других сферах деятельности соответствует интересам каждого государства. Общая координация сотрудничества между государствами осуществляется Организацией Объединенных Наций, ее специализированными учреждениями, иными международными организациями на основе двухсторонних или многосторонних соглашений.

Среди основных направлений межгосударственного сотрудничества следует выделить сотрудничество экономическое; сотрудничество в поддержании мира; сотрудничество в поддержании мирового правопорядка, в борьбе с международной преступностью; сотрудничество в природоохранительной деятельности; сотрудничество в сфере культуры, науки, образования; сотрудничество в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, в освоении космоса (см. ст. 61–63, 79 Конституции РФ).

Естественно, говорить о внутренних и внешних функциях государства можно только в конкретно-историческом аспекте, поскольку основные направления государственной деятельности находятся в постоянном развитии. Выше перечислены функции современного демократического государства.

Сами функции государства, их содержание и значение изменяются в процессе развития общества. Здесь можно рассматривать: а) функции традиционных государств и функции современных (конституционных государств). Используя формационный подход к истории развития человеческого общества, возможно также характеризовать функции рабовладельческих, феодальных, буржуазных (на стадии домонополистического и монополистического капитализма), социалистических и современных государств; б) историю развития каждой функции государства – время ее появления, изменение содержания и значения с развитием общества и т. д.

Кроме того, существуют и иные подходы к классификации функций государства по сферам деятельности. В соответствии с ними определяется иной перечень внутренних и внешних функций, отличный от рассмотренного выше.

Так, по мнению Л. А. Морозовой, современному государству присущи следующие функции: внутренние – обеспечение народовластия, экономическая, социальная, налогообложения, экологическая, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка; внешние – интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др. ) (см.: Морозова Л. А. Указ. соч. С. 98–108).

Осмысление основных направлений государственной деятельности нашло отражение практически во всех крупных политико-юридических произведениях, начиная с античных и древневосточных сочинений и правовых памятников и заканчивая классическими работами Нового и Новейшего времени (Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш. Л. Монтескье, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, О. Конта и многих других ученых). См.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т. 1. С. 274–331.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...