Исполнительные органы власти. Судебная власть
Исполнительные органы власти Правительство олицетворяет исполнительную (административную, от лат. administratio — управлять, служить для чего-либо) власть, которая, по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной. Функции субъекта исполнительной власти в лице правительства конкретны и предметны, что отличает ее от законодательной. Правительство имеет большие возможности, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности и т. п. Оно осуществляет управление текущими делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в разных странах называются поразному: правительство — в России, Чехии; кабинет — в Японии, на Украине; государственный совет — в Китае; федеральный совет — в Швейцарии и т. п. В некоторых странах правительства как такового нет. Например, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а кабинет, объединяющий их всех, не является коллегиальным органом, решений не принимает, а только их обсуждает. В этом случае министры являются советниками президента по вопросам, входящим в их компетенцию. Подобное положение правительства характерно для президентских форм правления. В парламентских формах правления положение правительства иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Обычно кабинет министров служит связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. По сути он представляет собой руководящее ядро правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных министров, несущих коллективную ответственность за деятельность правительства. В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и избранному на месте) должностному лицу — губернатору, префекту. Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить. Судебная власть Поскольку в обществе существуют различные интересы, то они имеют свойство сталкиваться. В целях разрешения этих конфликтов и споров были учреждены суды. Они (и никто, кроме них) отправляют правосудие, являются арбитром в спорах о праве. При осуществлении правосудия одним из главных требований к деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой на глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин. Суды независимы, что означает независимость в принятии решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной власти. Например, девиз Верховного суда США такой: «Равное правосудие в рамках закона».
Каждая страна создала свою судебную систему, на формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции народа, его культура. Так, судебная система Франции состоит из обычных судов, которые разбирают гражданские и уголовные дела, и административных судов, занимающихся делами, связанными с деятельностью государственных органов, должностных лиц. На вершине судебной системы Франции находится Кассационный (Верховный) суд. Ему принадлежит верховенство в вопросах толкования гражданского и уголовного права. Кассационный (Верховный) суд разделен на пять коллегий, разбирающих дела в области семейного, торгового, социального, уголовного права и права собственности. В каждой коллегии — 15 судей во главе с председателем. Верховный суд не наделен правом пересмотра дел, он может лишь признать решение недействительным и направить дело на новое рассмотрение в другой суд. Несмотря на национальные особенности, судебные системы разных стран используют одни и те же принципы в своей деятельности: · самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах своей компетенции; · равенства всех перед законом и судом; · гласности судопроизводства; · состязательности судопроизводства; · презумпции невиновности; · права обвиняемого на защиту и т. п. Среди правоохранительных органов наряду с полицией, органами безопасности, внешней разведки особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме того, органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых затрагиваются интересы государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|