Бюрократия: смысл термина и назначение
Бюрократия: смысл термина и назначение Все перечисленные принципы оказываются бесполезными, если их осуществлением не заняты профессионалы-управленцы. Их называют бюрократией. Научный смысл термина «бюрократия» означает, с одной стороны, особый слой людей, профессионально занятых управлением, а с другой — такую организацию государственного управления, которая действует на основе обязательных для всех правил. Впервые бюрократия появляется на Востоке. Так, в феодальном Китае все население было разделено на группы в зависимости от служебного положения. Одну из самых многочисленных групп составляли чиновники. Их деятельность была жестко регламентирована правилами, согласно которым никто не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно пройдя все ступени чиновничьей лестницы. Во главе чиновников стоял начальник местной администрации. Он носил титул мандарина. Однако бюрократия в Китае зависела от воли императора, при том что в отличие от других стран Востока (Египта, Вавилона) должности в Китае не передавались по наследству, а распределялись по результатам государственных экзаменов. Система экзаменов в Китае возникла еще в первой трети II в. до н. э. Экзамены имели три ступени. Две низшие проходили в уездах и столицах провинций. Только тот, кто сдал экзамены первых двух ступеней, — а это были сочинение и собеседование, — мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате. Те, кто получал высшую оценку на экзамене второй ступени, могли участвовать в экзамене при императорском дворе. В зависимости от результата экзамена кандидат получал государственную должность. Интересно, что по результатам экзамена чиновника могли не только повысить, но и понизить в должности. С некоторыми изменениями система экзаменов сохранилась до настоящего времени.
Западные страны также осуществляют отбор на государственные должности с помощью экзаменов и при наличии соответствующего диплома. Западная бюрократия подчиняется в своей деятельности следующим общеобязательным правилам: 1. круг обязанностей каждого чиновника четко очерчен; 2. служащий не должен быть собственником учреждения, в котором работает; 3. управленческая деятельность является его основным занятием, т. е. он больше нигде не работает; 4. все взаимоотношения с населением осуществляются в письменной форме, для чего существует канцелярия, и т. п. Подобная организация управленческой деятельности очень эффективна, поскольку основана на разделении и специализации труда. Однако у нее есть и недостатки. Бюрократы тоже люди, и у них есть личные интересы. Будучи неделены властью, чиновники стремятся использовать ее для собственного обогащения. Следствием этого является коррупция. Все отрицательные последствия бюрократической организации управленческого труда называются бюрократизмом. Это — волокита, бумаготворчество, манипулирование интересами рядовых граждан, взяточничество. Иначе говоря, бюрократизм означает неограниченную власть чиновничества, которое, вместо того чтобы служить обществу, само его использует в своих корыстных интересах. Для того чтобы ограничить размеры этой болезни, которой страдают все страны (развитые и развивающиеся), необходим постоянный контроль за всеми звеньями государственного аппарата, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность в деятельности органов государства. Виды органов государства В соответствии с принципом разделения властей выделяют три вида государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.
Законодательные органы власти Парламент (от фр. parle — говорить) — государственный орган, которому принадлежит законодательная власть. В разных странах высший законодательный орган (которому принадлежит право издания законов) называется поразному: в США это Конгресс, состоящий из двух палат — Сената (верхней палаты) и Палаты представителей (нижней палаты); в Швеции — однопалатный Риксдаг; в ФРГ — двухпалатный Бундестаг, причем нижняя палата также называется Бундестаг, а верхняя — Бундесрат; в России — Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней). Возникновение современных парламентов на Западе происходило в период феодальной раздробленности и было связано с необходимостью поиска источников новых денежных поступлений в королевскую казну. Так как сам король был уже не в состоянии заставить своих подданных платить налоги, он прибегнул к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства, чтобы с их помощью утвердить новые налоги. Затем парламенты стали не только разрешать вводить новые налоги, но и контролировать расходование средств. Хотя традиционно родиной парламентаризма считают Англию, где парламент возник в 1265 г., сословно-представительные учреждения появляются несколько раньше в других странах, например в Испании. Там в период освободительной борьбы с маврами в королевстве Леон в 1188 г. возникают особые представительные учреждения — кортесы, созываемые по указу короля Альфонса IX. В их составе были представители четырех сословий: феодальной знати, дворянства, духовенства и представители городов. Кортесы были наделены более широкими полномочиями, чем аналогичные органы в других странах Запада (во Франции — Генеральные штаты, в Англии — Парламент). Они не только принимали решения по финансовым и законодательным вопросам, но могли устанавливать бюджет королевского двора и даже влиять на престолонаследие. Король должен был давать присягу кортесам в том, что он будет уважать обычаи страны. Естественно, что современные парламенты существенно отличаются от средневековых.
Оксфордский словарь английского языка так определяет законодательный орган: группа лиц, наделенных полномочиями разрабатывать законы страны или штата. Однако это неполное определение, поскольку парламент выполняет и другие функции. Прежде всего, парламент — это представительный орган общества, он представляет интересы различных групп населения и функционирует как «глаза, уши и голос» народа. Через своих представителей (парламентариев), которых народ избирает на выборах, он уполномочивает их осуществлять государственную власть на благо общества. Таким образом, в механизме государства парламент имеет верховенство. Дж. Локк заметил: Законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей. Кроме того, парламент наделен законодательной властью, т. е. правом обсуждать и принимать законы, посредством которых он определяет перспективы развития общества. Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор и контроль за правительством, включая принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных органов в парламентских формах правления. Конечно, кроме названных функций законодательные органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, т. е. выразить им недоверие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|