Орган государства: понятие, признаки, виды
Орган государства: понятие, признаки, виды Механизм государства — сложное образование, он состоит из входящих в него простых элементов — органов. Государственный орган — это составная часть механизма государства, выполняющая конкретные функции и тесно связанная с другими органами государства. Орган государства отличается от государственных учреждений и предприятий специфическими признаками: 1) наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции — закреплении за органом государства определенного законом круга вопросов, основных направлений его деятельности, а также его полномочий — прав и обязанностей в их осуществлении. Государственно-властные полномочия проявляются в том, что орган государства наделен правом издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения. Кроме этого, властные функции органа государства состоят в возможности обеспечить издаваемые правовые предписания мерами убеждения, поощрения и принуждения, а также материальными ресурсами, например средствами из государственного бюджета; 2) представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих; ₽ Hyundai TUCSON со Скидкой 255 000 р. Распродажа Хендай ТУКСОН. Дешевле не найти! Льготный кредит 4, 5% + КАСКО в подарок! hyundai26. ru Содействие в подборе финансовых услуг/организаций 3) образуется от имени государства и действует по его поручению;
4) наделен определенной компетенцией, т. е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями; 5) образуется в порядке, установленном законом; 6) обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т. п. ) для осуществления своих функций. Таким образом, цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и сама деятельность регулируются нормами права. Орган государства представляет собой относительно самостоятельное звено механизма государства и состоит из государственных служащих, права и обязанности которых определены законом. Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В этом же Федеральном законе определяются понятие «государственная служба» и ее структура. Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и федеральных органов, полномочий субъектов РФ и их органов (ст. 1). Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: а) государственную гражданскую (федеральную и региональную — в субъектах), б) военную и в) правоохранительную службу (б и в — только федеральные (ст. 2)). Правовое положение государственных служащих в России (права и обязанности), требования, порядок приема на службу и продвижения, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, прописаны в ст. 14—18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Хотя органы государства тесно взаимодействуют между собой, каждый из них выполняет вполне конкретные задачи. В зависимости от основания типологии, выделяется несколько видов органов государства. По порядку создания органы государства могут быть либо выборными (т. е. избираться на свободных выборах), либо назначаемыми, либо наследуемыми (т. е. создаваться в порядке наследования). По характеру выполняемых функций различаются три основные группы государственных органов: · законодательные (парламент, органы местного самоуправления); · исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства и т. п. ); · судебные (правоохранительные). Принципы организации и деятельности механизма государства Органы государства осуществляют свои функции, соблюдая определенные правила, которые называют принципами. Среди них следует отметить принцип законности и конституционности. Это означает, что конкретный орган государства, его должностные лица осуществляют свои функции строго в соответствии с конституцией и другими законодательными актами, регулирующими их деятельность. Соблюдение законности и конституционности в работе государственного органа ограничивает возможности чиновников использовать служебное положение в личных целях для собственного обогащения. Кроме того, строгое следование органов государства требованиям законов и конституций является препятствием на пути административного произвола, нарушения прав и свобод граждан. Эффективность деятельности государственного органа зависит от следования принципу профессионализма и этики государственных служащих. Отбор на государственные должности осуществляется с помощью экзаменов и на основе диплома по предполагаемой специальности. Однако работа государственного служащего имеет много соблазнов и искушений, ведь от него часто зависит решение важного для рядового гражданина дела, например начисление пенсии, выплата пособия и т. п. Чиновник может ускорить время прохождения вашего прошения, а может и затормозить. Так возникает возможность удовлетворить за счет общества свои финансовые интересы, получив взятку от просителя за содействие. Поэтому во многих развитых странах предъявляются высокие требования к морально-этическому облику государственного служащего. Они отражают стремление государственной власти повысить уровень доверия к государственным служащим со стороны общества.
Достаточно сказать, что в этих целях в США за последние 40 лет были изданы следующие нормативные правовые акты: Кодекс поведения федеральных служащих (1958), Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США (1977), Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США (1977), Обновленный Акт об этике поведения государственных служащих США (1978), Исполнительный приказ Президента США (1990). Согласно им государственным служащим запрещается использование закрытой правительственной информации в личных целях, участие в финансовых операциях, не разрешается принятие подарков от лиц, интересы которых зависят от действий данного служащего, предписывается не брать на себя никаких обязательств, выходящих за пределы компетенции государственного служащего. Государственные служащие США обязаны ежегодно заполнять декларации о своих доходах. Очевидно, что политика Администрации Президента США направлена на то, чтобы поднять престиж профессии государственного служащего, повысить доверие общества к нему. Однако наиболее важным для обеспечения эффективной деятельности государственного аппарата является принцип разделения властей. Потребность в разделении государственной власти разными авторами обосновывалась неодинаково. Однако большинство исходили из того, что злоупотребление властью вытекает из эгоистической природы человека. ... Известно уже по опыту веков, — писал Ш. Монтескьё, — что всякий человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. Чтобы защитить себя от произвола абсолютной, неограниченной власти единоличного правителя и должностных лиц, общество делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы разные ветви власти могли взаимно сдерживать друг друга. За каждой ветвью власти строго определен круг ее полномочий.
В пределах своей компетенции (прав и обязанностей) каждая ветвь власти подчиняется только закону. Однако разделение властей не следует понимать как их противостояние, это лишь форма разделения управленческих функций, не позволяющая их концентрировать в одних руках: так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует на практике, а судебная власть осуществляет контроль за правильностью принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти. К названным принципам (правилам) функционирования государственного аппарата можно было бы добавить принципы гласности, оптимальности и эффективности деятельности государственного аппарата и некоторые другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|