Фактический юридический состав в механизме правового регулирования
Фактический юридический состав в механизме правового регулирования Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования: 1. 1. норма права; 2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт); 3. правоотношение; 4. акты реализации прав и обязанностей; 5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). На второй стадии механизма правового регулирования, после формулирования общего правила поведения, происходит определение специальных условий, при наступлении которых " включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве " спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому " каналу". Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый " последний момент". Пример Юридический состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: 1. 1. достижение определенного возраста; 2. трудовой стаж; 3. решение компетентного органа о назначении пенсии. Виды фактических юридических составов: ·
Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
63. Реализация права. Формы реализации права. Понятие и формы реализации права Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности ежедневно сталкивается с необходимостью реализации различных правовых норм: оплачивая проезд в автобусе или обращаясь с заявлением в государственные органы, участвуя в выборах или получая основное общее образование. Причем в большинстве подобных случаев, человек даже не задумывается, что совершает юридически значимые деяния, которые регулируются правовыми нормами. Однако не только граждане и их объединения, но и государство реализует правовые нормы. Причем следует обратить внимание на то, что государство реализует их в первую очередь. Каким же образом? Прежде всего, путем законотворчества, которое предполагает принятие законов. Причем наиболее важным моментом является необходимость формулирования в законах объективных требований, соответствующих месту и времени их принятия. Так, например, закон, обязывающий муниципальные образования обеспечивать лекарственными средствами определенные категории граждан, при отсутствии возможности закрепления соответствующей статьи расходов в бюджете муниципального образования, в связи с отсутствием денежных средств, фактически не будет действовать. Это обусловлено тем, что его требования не соответствуют имеющимся в распоряжении муниципального образования финансовым средствам.
Следует обратить внимание на тот факт, что в праве встречаются пробелы, которые нс урегулированы законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим существует необходимость их восполнения. Эта функция возложена, как правило, на высшие судебные инстанции. Безусловно, в большинстве случаев судебные органы реализуют право в форме применения, однако иногда им приходится формулировать правовые нормы в процессе принятия решения по определенному делу. Это характерно для англо-саксонской правовой системы, где принятые высшими судебными инстанциями судебные решения становятся обязательными для принятия решений по аналогичным делам в будущем. Своеобразной формой реализации права является деятельность государственных органов по толкованию правовых норм. Этот процесс предполагает сначала уяснение смысла правовой нормы для себя тем, кто ее интерпретирует, а затем разъяснение ее другим путем создания интерпретационного акта – акта толкования нормы права. Право официального толкования правовых норм принадлежит определенным государственным органам. Например, Конституционному суду РФ дано право толкования Конституции РФ. В данном случае реализация права будет выражена в форме акта толкования нормы права, так называемого интерпретационного акта. Итак, правовые нормы, которые облечены в форму закона или подзаконного нормативного правового акта, а также интерпретационные акты воплощаются в жизнь не только гражданами при осуществлении правомерной деятельности, но и всеми другими субъектами права (государственными органами, должностными лицами, коммерческими организациями и т. д. ). Реализация права, в данном случае, представляет собой деятельность субъектов права, соответствующую воле, выраженной в законе. Ее можно рассматривать как процесс и конечный результат. В случае достижения полного соответствия между требованиями норм права о совершении каких-либо действий либо воздержании от их совершения и деяниями, которые в результате были осуществлены, следует вести речь о реализации права как конечном результате. Например, для управления транспортным средством в качестве водителя необходимо совершение ряда правомерных действий:
Причем, дальнейшие действия водителя, например, купит ли он после получения удостоверения собственный автомобиль или возьмет его напрокат, уже выходят за рамки реализации права в данном примере. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны – это совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной – это отношение субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий (заинтересованность, долг, страх последствий и т. п. ). Выделяют следующие признаки реализации правовых норм. Во-первых, реализация нрава всегда связана только с правомерным поведением субъектов права, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. Это могут быть как активные положительные действия, так и бездействие. Таким образом, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, тогда как неправомерное – нарушает. Во-вторых, эта деятельность связана с достижением определенного результата, предусмотренного нормой права. При этом не имеет значения, исполняет ли субъект, реализующий право, обязанности или не нарушает запреты, установленные законодательством, результатом являются наступающие в связи с этим юридические последствия. Это свидетельствует о том, что цели права, как юридическая, так и фактическая, достигнуты. В-третьих, это волевое поведение, когда субъект нрава согласует свое поведение с требованиями правовых норм. В данном аспекте важным является отношение субъекта к совершаемому им деянию. В большинстве случаев для признания поведения правомерным с юридической точки зрения, мотивы такого поведения, в принципе значения не имеют.
В праве существует два метода, приводящие к реализации требований нормативных правовых актов: убеждения и принуждения. И для законодателя, без сомнения, важно, как требования закона реализуются: добровольно или лишь под страхом наказания. Можно, например, принять закон, который отменит любые отсрочки от службы в вооруженных силах. Однако при этом не будут учтены интересы населения страны. Это приведет к необходимости нарушения данного закона, поскольку людям необходимо получать высшее образование, воспитывать детей и т. д. Поскольку в правовом государстве цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей, необходимо установление соответствия между государственной волей и волей субъектов реализации права. В этом случае отпадает необходимость применения принуждения с целью реализации права. Структура реализации права состоит из субъектов, объектов и содержания. Субъектами (кто реализует) являются все адресаты права. Объектом (что реализуют) выступает вся система законодательства. Содержанием (как реализуют) является правомерное поведение, а именно, формы реализации права. По разным основаниям выделяют различные формы реализации норм права. В соответствии с субъектом реализации права можно выделить две формы реализации: индивидуальную и коллективную. С точки зрения внешнего проявления выделяют активную и пассивную формы реализации права. По уровню реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:
Исходя из метода государственного воздействия на поведение субъектов, различают добровольное и принудительное осуществление права. Одной из основных является классификация форм реализации права по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием самой правовой нормы. По этому основанию выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение – это воздержание от тех действий, которые запрещены правовыми нормами. Путем соблюдения реализуются запрещающие нормы. Например, останавливаясь перед светофором, если загорается красный сигнал, пешеход таким образом соблюдает норму правил дорожного движения о запрете перехода на запрещающий сигнал светофора.
Исполнение – это совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы права. Например, ежегодная оплата налога на собственность. Использование – это активное и пассивное поведение субъекта права с целью использования предоставленных ему прав. Путем использования реализуются управомочивающие правовые нормы. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан иметь в собственности землю предоставляет субъекту права возможность самому решать, приобретать земельный участок или нет. Особое место в числе форм реализации права занимает применение права – это властная деятельность по реализации правовых норм уполномоченными субъектами. В отличие от исполнения нрава, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реализации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия и не устанавливает ответственности за неиспользование такой правовой нормы. При этом государство не обещает и наград лишь за сам факт использования управомочивающей нормы. Это связано с тем, что реализация содержания управомочивающих норм удовлетворяет субъектов права, их использующих. Результат же использования правовой нормы приносит желаемый результат. Что касается исполнения обязанностей, в этом случае государству необходимо стимулировать субъектов права путем обещания каких-либо благ. Например, в соответствии с ТК РФ определенные категории работников обязаны работать сверхурочно в случае необходимости устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи. Но сверхурочная работа должна оплачиваться за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Это, безусловно, является стимулом для работы сверхурочно. Правовые же запреты реализуются в большинстве случаев под угрозой наступления неблагоприятных последствий, таких как штраф, лишение свободы, увольнение, запрет занимать определенные должности и др. Таким образом, под реализацией права понимается перевод норм права в правомерное поведение субъектов права, осуществляющих свои права, исполняющих юридические обязанности или соблюдающих запреты, которое приводит к юридическим последствиям, значимым для субъектов права, а также достижению целей нрава.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|