Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проектирование личностного развития.




Лекция № 7

Тема: «Психологическая сущность воспитания, его критерии»

Цель: Рассмотреть воспитание в психолого-педагогическом аспекте

План лекции:

1. Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проектирование личностного развития.

2. Психология воспитания, самовоспитания, перевоспитания. Гуманистические тенденции педагогического взаимодействия.

3. Проблема развития личности в коллективе. Педагог и взаимоотношения между детьми.

 

Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проектирование личностного развития.

 

 

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания.

Вскрывая закономерности психической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий, психологические основы самовоспитания школьников, психология воспитания изучает механизмы этих воздействий на формирование качеств личности.

Раскрывая психологические механизмы формирования морально-волевой сферы личности, нравственного сознания, нравственных представлений, понятий, принципов, убеждений, нравственной основы поступков, нравственных чувств, привычек и способов поведения, выражающих отношение к другим людям, обществу, психология воспитания выявляет общие законы активного «проектирования» личности растущего человека, принципы, условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах современного детства.

Установление определенных законов целенаправленного формирования личности в онтогенезе обеспечивает построение научных основ воспитания детей и вместе с тем составляет базу развития психологической теории.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований. Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создавать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л. С. Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, направлять, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний — положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Это определяется самим подходом отечественной психологической науки к оценке роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности, т. е. к проблеме соотношения социального и биологического в формировании личности.

Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального— решающий в понимании личности.

Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию. Признание же определяющей роли биологической природы человека ведет к утверждению, что роль общества в формировании личности сводится лишь к сглаживанию животного начала в человеке.

Отечественная психология воспитания исходит из того, что психика индивида развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими будут конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми, направленность его воспитания. Иными словами, характер формирования человека как личности определяется объективно существующей системой общественных отношений и зависит от того, как в условиях этих отношений складывается деятельность данной личности, ее взаимосвязи с другими членами общества.

Данная исходная методологическая позиция отечественной психологии отличается от позиции зарубежной психологической науки. Часть зарубежных психологов понимают под личностью «сколок» культуры, в которой вырос человек. Другие сводят личность лишь к совокупности усвоенных человеком социальных ролей. Третьи, и их большинство, утверждают, что личность генетически запрограммирована, предопределена биологически. В результате таких теоретических посылок зарубежные исследователи, устанавливая зависимости тех или иных качеств личности от обстоятельств жизни и воспитания, разрабатывая методы выявления и измерения различных личностных качеств, иначе интерпретируют источники и закономерности развития личности.

В зарубежных странах человека рассматривают как устойчивую биологическую единицу с определенной и веками заданной генетической программой. Отводя природно-биологическому началу ведущую роль в развитии личности, значительная часть зарубежных психологов утверждает, что основные психические свойства уже заложены в самой природе человека. Некоторые психологи большое место отводят природному началу и в области умственного развития личности. Примером может служить общая теория психического развития, созданная Ж. Пиаже. Известно, что в этой теории понятие интеллекта фактически однопорядково понятию психики или, во всяком случае, лежит в основе его. Вот как позиция Ж. Пиаже оценивается в книге под редакцией Дж. Брунера: «Согласно его [Пиаже] взглядам, созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное... Хотя Пиаже и признает, что влияния окружающей среды играют, определенную роль, это допущение, проформа».

Западные ученые также принимают и разрабатывают идею социальной природы личности. Однако в отличие от отечественных психологов западные психологи иначе понимают роль и значение социальных факторов в развитии личности. Необходимо учитывать, что ряд современных зарубежных теорий хотя и признает социальные факторы в развитии человека, но по существу понимает их натуралистически. В свое время Л.С.Выготский отмечал, что зарубежные психологи раскрывают социальное как простую разновидность биологического, действуя по простой схеме — личность ребенка социальна, но сама социальность заключается в биологическом воздействии организмов.

По мнению отечественных ученых, человек формируется как личность в социальной среде, в процессе целенаправленного воспитания.

Только общение с другими людьми в совместной деятельности является базой формирования личности. Находясь в зависимости от окружающей среды — источника удовлетворения потребностей, — человек в то же время активно воздействует на нее, сознательно преобразует ее и самого себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно сознательная активная деятельность человека — основа формирования его личности, формирования его психических особенностей.

Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью.

Ядром целостной структуры личности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное, иерархическое строение мотивов низшего и высшего порядка. Степень обобщенности и устойчивости высших мотивов, которые не обособляют личность, а сливают ее интересы с интересами общества, создает гармонию развития, свидетельствует о сформированности личности, отвечающей нравственным нормам общества.

Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности — длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением — ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах.

Учет своеобразия отдельных возрастных периодов — необходимое условие организации воспитательного процесса. Однако учитывать — не значит приспосабливать содержание и формы воспитательной работы к уровню психического развития детей определенного возраста. Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует, разумеется, и учета многочисленных индивидуальных потребностей личности, несомненно, влияющих на формирование ее нравственной сферы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...