Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема развития личности в коллективе. Педагог и взаимоотношения между детьми.




С психологической точки зрения важно, что коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. Наряду с признаками любого коллектива, характеризующими его как социальную среду, как условие воспитания и т. д., в детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлены его особые воспитательные функции.

Отличительная особенность детского коллектива— направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и ин­струмент осуществления воспитательной функции. Будучи условием наиболее активного и целенаправленного воздействия общества, детский коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению к своим членам.

В организации детского коллектива особенно важно соотношение потребности самих детей в общении и задач, поставлен­ных взрослыми. Активно включая детей в решение общественно значимых задач, коллектив обеспечивает развертывание многообразных форм общения, которые раскрывают широкие возможности для развития личности. Психологически существенно при этом, чтобы дети воспринимали коллектив не как внешнюю це­лесообразность. В глазах самих детей воспитательная функция коллектива должна отступать на второй план перед его общественно полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется.

Одна из важнейших воспитательных задач общества — подготовка подрастающего поколения как производительной силы будущего, и именно детский коллектив позволяет формировать у детей как основные виды общения, так и готовность к общественному труду.

Социально-психологическое своеобразие детского коллектива в том, что это организуемое взрослыми объединение детей позволяет моделировать в нем отношения, присущие данному типу общества. Естественно поэтому, что практика взаимоотношения детей внутри коллектива имеет решающее значение для формирования их личности.

В обществе детский коллектив представляет собой особую социальную среду и условие, в которых не только формируются, но и развертываются, качественно изменяются все отношения ребенка. В правильном построении, в организации этих отношений заключается одна из задач воспитания. Особая пластичность ребенка позволяет коллективу активно воздействовать на него. И именно коллектив представляет собой условие наиболее активного, целенаправленного формирования устойчивых нравственных качеств личности школьника.

В многоплановой системе деятельностей формируются все отношения детей, в ней они и проявляются. Дети включаются в разнообразные виды совместной деятельности в различных объединениях. Однако возможности психологического воздействия этих объединений на формирование взаимоотношений детей не одинаковы.

Психологи и педагоги различают детский конгломерат, группу-ассоциацию, группу-кооперацию и другие специально создаваемые и санкционируемые обществом объединения различных уровней организации и развития и, наконец, детский коллектив. Но только высшая форма объединения детей — сформированный, развитой детский коллектив и решает поставленные обществом задачи, и в то же время созда­ет возможности для реализации потребности детей в общении.

Развитой детский коллектив необходим и возможен лишь на базе определенных видов деятельности, формирующихся на вполне определенных возрастных этапах развития психики ребенка. Для подлинного и развитого детского коллектива характерна общность целей и адекватных мотивов содержательной совместной деятельности, целенаправленной на пользу общества, забота об общем результате, определенная организация и связи. Кроме того, ему присущ высокий уровень самодеятельности всех его членов, высокий уровень и широта коллективистических взаимоотношений. Для развитого коллектива типична развернутая система общения ребенка, его особое отношение к другому человеку как к цели, а не средству деятельности. Формирование такого коллектива — длительный процесс, основанный на качественном изменении характера деятельности и отношений детей. Отношения между школьниками I—II классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К III—IV классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания. Для детей подросткового возраста характерна организация самодеятельного коллектива с развернуты­ми взаимоотношениями. Это обусловлено тем, что к данному периоду качественно меняется социальная позиция ребенка, перестраиваются его отношения с другими людьми, он приобретает умение строить и регулировать отношения в соответствии с различными ситуациями, умение оценивать и направлять свои действия, учитывая позиции других людей. Соединяясь с потребностью в самоутверждении, эти особенности школьника 10—16 лет как раз и делают его наиболее восприимчивым к многообразному общению внутри различных форм общественно по­лезной деятельности. Ее осуществление соответствует основным психологическим особенностям подростков, когда они включа­ются в качественно новую систему отношений с обществом. Внутри этой деятельности может происходить активное самоутверждение подростков, что служит психологическим условием развития коллектива.

 

Таким образом, развитой коллектив не появляется самопроизвольно. Его становление, развитие начинается уже в младшем школьном возрасте, а корни уходят в более ранний возраст.

Степень развития детского коллектива определяется характером и уровнем развития взаимоотношений детей. Основа же построения системы развернутых отношений детей — целенаправленная организация их деятельности.

Школьник, как правило, входит в целый ряд различных одновозрастных (учебных, например), разновозрастных (спортивных, художественных, организационно-обществен­ных), постоянных, временных и других коллективов. При правильной организации воспитательной работы наиболее референтными для школьника становятся коллективы, основной задачей и функцией которых является организация общественно полезной деятельности, практики общественной жизни и общественного поведения. Во всех этих коллективах ребенок вступает в определенные отношения с другими детьми и со взрослыми, занимает определенное положение, находится в системе определенных требований, формирующих, корригирующих его личность.

Рассматривая детский коллектив как основную сферу жизнедеятельности школьников, следует, во-первых, организовать их коллективную деятельность, чтобы она приобрела характер самодеятельности, т. е. стала деятельностью, в которой цели, будучи увлекательными для детей, становились мотивами, побуждающими активность каждого школьника. Во-вторых, организация деятельности должна обеспечивать творческую, равноправную позицию каждого члена коллектива, создавая возможности развития, изменения этой позиции. Постоянно усложняющаяся совместная деятельность выполняется как для первичного, контактного коллектива, так затем и для школы, а впоследствии для района, города. В-третьих, совместную деятельность школьников следует строить так, чтобы результат действий каждого школьника был необходимым звеном в достижении общего результата. Такая организация коллективной деятельности активно вызывает у детей чувство солидарности, ответственности, чувство локтя, стремление помочь, действенно формирует общественное мнение.

Воспитательные возможности детского коллектива определяются:

1) содержанием деятельности детей;

2) тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом деятельности;

3) системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности.

Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.

Детский коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Каждый ребенок—член этого коллектива, и школьнику необходимо реально участвовать в выборе целей коллективной деятельности, их практическом осуществлении, в создании общественного мнения. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность определяется не давлением, вынуждающим ребенка подчиняться определенным жестким требованиям, а побуждением детей к всестороннему раскрытию их творческой активности, самодеятельности. Создание условий для проявле­ния самостоятельности, инициативы, развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств.

Важнейшая психологическая проблема — установление условий и способов формирования коллективистических качеств личности в детском коллективе, потому что всестороннее развитие личности обеспечивается ориентировкой на широкие цели общества, частью которого является коллектив.

Формирование подлинно коллективистических качеств личности предполагает известное абстрагирование от дел и целей частного коллектива, сознание связи этих дел и целей с более широкими задачами коллективов, образующих наше общество. Именно на этом пути у школьников формируется личная ответственность за общие дела. Следовательно, насущной задачей будет построение сетки разнообразных межколлективных связей, создающих основу для развертывания заданной системы отношений детей на базе специально организованной общественно полезной деятельности.

Особое значение имеет одновременное включение детей в различные виды деятельности, организуемые в постоянных и временных коллективных объединениях, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, что не только придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение общественно значимых задач, но и активно развертывает разнообразные отношения детей. Так, важное место в укреплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений. Здесь деятельность детей организуется в небольших группах, которым поручают выполнять кратковременные дела. Психологическая роль этих объединений состоит в том, что создается ситуация, при которой каждый ребенок получает возможность занять наиболее активную позицию, появляются условия широкого и реального развития детской самодеятельности. В процессе деятельности, организуемой в рамках малочисленного объединения, каждый школьник может «заявить» о себе как о личности, получить поддержку и признание других детей, близких ему по интересам, заинтересованных и в достижении общей цели, и в его личных успехах. Именно в этих условиях ребенок осознает взаимоотношения в группе как имеющие значение для всех товарищей и для него лично.

Входя в разнообразные временные и постоянные, многочисленные и малочисленные объединения детей, с одними из которых он вместе учится, с другими— трудится, с третьими— рисует, поет, с четвертыми— ходит в туристские походы и т. д., школьник испытывает влияние каждой группы и, занимая в ней определенное положение, играет в каждой из них особую роль. В многослойной сетке таких объединений каждый ребенок может найти удовлетворяющее его место. Следовательно, при построении детского коллектива определяющим моментом должно быть не замыкание его на каких-то конкретных задачах, а выход на широкие общественные цели, что и обеспечивает развертывание многоплановых отношений детей— базу активного формирования коллективистических качеств личности.

 

Среди способов построения детского коллектива как условия формирования нравственной сферы личности школьника важнейшее значение приобретают несколько.

1. Непременное включение детей в специально организованную «скользящую сеть» различных коллективов (учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, постоянных, сезонных, временных, одно- и разновозрастного типа, многочисленных и малочисленных) с учетом многогранного проявления способностей каждого ребенка, определения его места в каждом из коллективных объединений.

2. Обеспечение контролируемой связи этих коллективных объединений с таким расчетом, чтобы содержательная сторона их деятельности, объем к степени ее общественной направленности находились в определенной взаимообусловленности, при подчинении общественно значимых целей их деятельности решению общей задачи всего многопланового коллектива.

3. Непрерывное включение малых объединений в большие (одновозрастных в разновозрастные), что приводит к сложному переплетению взаимозависимостей, выводя школьника за рамки своего конкретного коллектива, не позволяя ребенку замкнуться только в кругу близких товарищей.

4. Обеспечение организации и корректировки таких коллек­тивных связей каждого учащегося, при которых он несет личную ответственность и приобретает значимый авторитет в нескольких объединениях.

Формирование личности человека-коллективиста требует организации системы специально заданного многопланового детского коллектива, при продуманном построении иерархии целей. Важно направленное включение каждого ребенка в развернутую общественно полезную деятельность в системе соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению единых общественно значимых задач.

Вопросы для контроля

1. Каковы механизмы, закономерности и условия формирования личности?

2. Что должно включать в себя воспитание?

3. Чем определяется степень развития и воспитательные возможности детского коллектива?

4. Охарактеризуйте способы построения детского коллектива как условия формирования нравственной сферы личности школьника.

 

 

Литература

Основная литература

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 2003.

2. Немов Р. С. Психология. Владос М. 1994.

3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. М.1998.

4. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология.

Дополнительная литература

1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977.

2. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

4. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

5. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

6. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

7. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

9. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

10. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979.

11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

12. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001.

13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

 

 

Лекция № 8

Тема: «Педагогическая деятельность. Психология личности учителя»

Цель: Раскрыть сущность педагогической деятельности

План лекции:

1. Общая характеристика педагогической деятельности и её структура

2. Педагогическое общение и его стили

3. Личность и индивидуальность педагога

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...