Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология воспитания, самовоспитания, перевоспитания. Гуманистические тенденции педагогического взаимодействия




Психология воспитания – это процесс усвоения морально – этических норм и ценностей, а также норм поведения. Усвоение этого содержания отлично от усвоения знаний, так как оно предполагает переживание человеком нравственных норм и ценностей.

Самовоспитание – это процесс, когда человек целенаправленно и самостоятельно формирует в себе какие – либо волевые, нравственные черты характера. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность у человека к добровольному выполнению обязательств как личностных, так и основанных на требованиях коллектива, которые формируют моральный облик поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живёт человек. Формами и методами самовоспитания являются: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально – мысленный перенос в положение другого человека. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить у ребёнка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.

Перевоспитание – это процесс коренной перестройки ценностей человека (ребёнка) сопровождаемый приобретением принципиально новых привычек, действий, особенностей взаимоотношения с окружающими.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания главной является - ориентация на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистического воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Именно в этом смысле гуманнизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально- этической взаимоответственности, который обусловлен готовностью участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества, соблюдение норм педагогической этики.

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. ХХ в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции (рис. 10), К. Роджерс назвал "значимым для человека учением" и считал, что только таким оно и может быть.

Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

В школьном возрасте личность формируется под влиянием воспитания. Воспитание как специальная деятельность отличается от случайных стихийных влияний наличием определенной программы, осознанной цели, применением специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействий с целью развития личности каждого ребенка и предупреждения появления тех или иных отрицательных черт.

Целью воспитания в современных условиях является формирование культурной, достаточно образованной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

По отношению к цели развития личности задачи образования, приобретения профессии и др. должны рассматриваться как средства, помогающие ее достижению.

Разумное воспитание обеспечивает индивиду свободу в смысле становления его как личности. Поэтому одна из целей воспитания— эмансипация от воспитателя.

Личность представляет собой единое целое, поэтому воспитание направлено на личность в целом.

Оно должно включать в себя:

1) формирование у учащегося определенной системы моральных знаний, определенных правил, норм;

2) правильная организация жизни и деятельности ребенка, чтобы в психологии ребенка развивался опыт нравственного поведения;

3) воспитание системы потребностей, мотивов, целей, личных смыслов, побуждающих к действию.

Необходимость названного объясняется тем, что в структуру любого качества личности входит, во-первых, мотив, обеспечивающий положительное отношение школьника к соответствующему поведению, и, во-вторых, закрепленный способ поведения.

В процессе воспитания происходит превращение внешних требований— требования воспитателя— в требования «самого к себе». Организация воспитания как процесса интериоризации требует:

1) актуализации отдельных ситуативных побуждений, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания;

2) усвоение воспитанником предъявляемых ему «в готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспитуемых во внутренние принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений.

Формирование личности хотя и есть процесс специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от условия знаний. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае значимый, но не реально действующий. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться,— не значит хотеть это делать, действенно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъектно-творческим.

Л.И.Божович выделяет два критерия сформировавшейся личности:

1) иерархия в мотивационной сфере личности, т. е. личность способна преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого или иначе демонстрирует опосредованное поведение. При этом мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы;

2) способность личности к сознательному руководству собственным поведением. Они предполагают развитое самосознание личности.

Процесс воспитания сводится к следующему:

1) необходимо понять воспитуемого как индивидуальность, сложившуюся у него структуру потребностей, какие из них доминируют, а какие хронически неудовлетворительны и в силу их неудовлетворительности трансформировались в социально неприемлемое поведение.

2) Вооружить ученика знанием тех средств, которые обеспечивают успешное удовлетворение социально ценных побуждений. С помощью положительных эмоций эти побуждения усилятся, и это позволит им возобладать над социально неприемлемыми мотивациями. Ни сознание, ни воля сами по себе не могут перестроить иерархию мотивов, ибо любой потребности может противостоять только другая потребность.

По образному выражению А.Н.Леонтьева личность «рождается» дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам (I критерий).

Развитая потребность в самовоспитании включает:

1) стремление познать себя, анализ своих достоинств и недостатков, что в наибольшей мере проявляется в ведении личных дневников, определенном критичном отношении к себе;

2) интерес к общим проблемам самовоспитания, вопросам развития воли и характера. Чаще всего это— стремление читать соответствующие книги, слушать лекции, беседы;

3) наличие программы самовоспитания, самосовершенствования. Ее не обязательно фиксировать на бумаге, хотя чаще всего оно так или иначе отражается в разного рода записях. Тем не менее программа должна быть достаточно четкой и определенной, задавать конкретные цели самовоспитания, способы работы, сроки;

4) проведение определенной работы по реализации программы самовоспитания.

Конечно, в зависимости от возраста потребность в самовоспитании принимает качественно иное содержание. Так интерес к познанию себя, нерегулярные порывы к самовоспитанию в VII классе часто носят информативный характер: подростки стремятся выработать волю, лишают себя сладкого; ходят в мороз без шапки, желая стать закаленным и сильным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...