Производственный процесс на машиностроительном предприятии, прогрессивные формы и методы его организации.
Совокупность всех действий людей и орудий труда, осуществляемых на предприятии для изготовления конкретных видов продукции, называется роизводственным процессом. Основной частью производственного процесса являются технологические процессы, которые содержат целенаправленные действия по изменению и определению состояния предметов труда. В ходе реализации технологических процессов происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств предметов труда. Разновидности производственных процессов. По своему назначению и роли в производстве процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Основными называются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием. Результатом основных процессов в машиностроении являются выпуск машин, аппаратов и приборов, составляющих производственную программу предприятия и соответствующих его специализации, а также изготовление запасных частей к ним для поставки потребителю. К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция, используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработка пара и сжатого воздуха и т. д. Обслуживающими называются процессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования и основных, и вспомогательных процессов. К ним относятся, например, процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей и т. д. Совокупность основных процессов образует основное производство. На предприятиях машиностроения основное производство состоит из трех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной.
К заготовительной стадии относятся процессы получения заготовок — резка материалов, литье, штамповка. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали: механическую обработку, термообработку, покраску и гальванические покрытия и т. д. Сборочная стадия — заключительная часть производственного процесса. В нее входят сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и приборов, их испытания. Состав и взаимные связи основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса. К наиболее известным и широко распространенным в современных условиях хозяйствования формам организации производства относятся специализация, концентрация, комбинирование и диверсификация (рис.). Специализация. Данная форма организации производства предполагает сосредоточение на одном предприятии (в его структурных подразделениях) выпуска однотипной продукции. Специализация базируется на принципе разделения труда и концентрации однородного производства в масштабах всего предприятия (цеха, участка). Концентрация. Эта форма организации производства предусматривает процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных предприятиях. Масштабностью ее производства и определяется в первую очередь уровень его концентрации, который зависит от размеров единичной мощности основного технологического оборудования (машин, агрегатов, аппаратов), числа функционирующих однотипных технологических «цепочек» и режима работы предприятия. Кооперирование. Представляет собой такую форму организации производства, которая предусматривает формирование производственных связей между предприятиями, цехами или участками, занимающимися изготовлением одного и того же вида продукции (кооперированные процессы внутри одного предприятия выражаются в передаче полуфабрикатов или комплектующих изделий для дальнейшей их переработки из одного основного цеха в другой, в выполнении определенных услуг или работ вспомогательных производств для нужд основных цехов.)
Комбинирование. Это такая форма организации производства, которая предполагает соединение в масштабах одного предприятия производство различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но достаточно тесно технологически связанных специализированных производств. Диверсификация. В самом общем смысле диверсификация означает расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклатуры производимой специализированными (монопольными) предприятиями продукции. Таким образом, диверсификация всегда связана с проникновением отдельных предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности. 52.Инновационная деятельность машиностроительного предприятия, планирование и анализ эффективности инноваций. Сущность и классификация инноваций В рыночной системе хозяйствования формируются новые условия Эффективным инструментом устойчивого развития предприятия в условиях рынка являются инновации. Инноватика — область науки, изучающая различные теории нововведений — формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений. Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) — это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. В теории инноваций существуют различные их классификации. Основными критериями классификации инноваций являются следующие. 1. По значимости и уровню экономического эффекта различают - базисные (или первичные, радикальные) — это нововведения, создающие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков; - улучшающие инновации возникают в процессе «доводки» новых товаров и технологии, их максимального приспособления к требованиям рынка; - псевдоинновации — это те инновации, которые реализуются в мини-изменениях, скорее ассоциирующихся с совершенствованием, модификацией, нежели с техническим прогрессом. 2. По направленности воздействия на процесс производства ин- -расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров); - рационализирующие инновации близки к видоизменениям; - замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. 3. По глубине вносимых изменений: а) инновации нулевого порядка — регенерирование первоначаль-
б) инновации первого порядка — изменение количественных в) инновации второго порядка — перегруппировка составных час- г) инновации третьего порядка — адаптивные изменения элемен- д) инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее (изменений; первоначальные признаки системы не меняются, т. е. происходит некоторое улучшение их полезных свойств; е) инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все ж) инновации шестого порядка — новый вид качественного изме- з) инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в 4. По отношению к разработке инновации разделяются на реализованные силами данного предприятия или внешними силами. 5. По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. 6. По месту и роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие нововведения. Важные продуктовые нововведения создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющих продуктовые, — расширяют рынок в соответствующих областях 7. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации*ориентированы на существующие потребности или создание новых. 8. По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или созданы на основе нового способа, примененного) к открытым явлениям. 9.По времени выхода на рынок инновации подразделяются на 10. По причинам возникновения инновации можно разделить - реактивные инновации — эти инновации, обеспечивающие выживание фирмы, они являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентом, т. е. реактивные инновации производятся вслед за конкурентами с целью ведения целенаправленной борьбы на рынке; - стратегические инновации — это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
11. По предмету и сфере приложения инноваций предполагается их деление на: - продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы); - рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках); - инновации-процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы). Классификация инноваций позволяет: - осуществить «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии. Иными словами, тип инновационной стратегии любого предприятия зависит от преобладающего типа инновации; - сконструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций; - определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов инноваций. Инновационная деятельность предприятия Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства. В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную. Классическая модель — это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Инновационная модель — предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования. В зависимости от преобладающего типа инноваций предприятия могут быть разбиты на определенные классы. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инноваторы-лидеры — это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями — инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической прочности». нноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности. Предприятия-инноваторы, создающие новые потребности, и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей. Типичными примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются: радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений. Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики. Сущность и источники инвестиций Поступательное развитие экономики непосредственно связано с воспроизводством основных фондов ввиду того, что удовлетворение возникающих общественных потребностей требует реконструкции, технического перевооружения существующих основных фондов или создания новых, способных давать требуемую продукцию. Для достижения этой цели нужны дополнительные ресурсы, капитал (инвестиции). Ивестициями считаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности. Инвестиционные расходы подразделяются на амортизационные, направляемые на замену изношенного оборудования, зданий и сооружений, и чистые инвестиции, добавляющие и расширяющие существующий физический капитал и тем самым способствующие экономическому росту предприятия. Возможны следующие ситуации, отражающие состояние инвестиционного процесса на предприятии. Источники инвестиций на предприятии делятся на собственные заемные. К собственным инвестициям относятся: 1)собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий; 2)иные виды, активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок); 3)привлеченные средства в результате выпуска предприятием и продажи акций; 4)средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе; 5) благотворительные и другие аналогичные взносы. К внешним источникам инвестиций относятся: 1) ассигнования из федерального региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе; 2)иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий (организаций) различных форм собственности и частных лиц; 3)различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация. Ее доля превышает 70 %. Оним из средств повышения инвестиционной активности предприятий является ускоренная амортизация основных фондов. Проблема нехватки инвестиций является особенно актуальной в ряде других проблем предприятий машиностроения. Именно нехватка инвестиций не позволяет ликвидировать отставание отечественных производителей от иностранных конкурентов. Решением данной проблемы может служить привлечение иностранных инвестиций. Самый богатый опыт по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную отрасль имеет Китай. Очевидно, что в России пока не созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|