Инвестиционная деятельность предприятия, анализ и оценка надежности (рисков) и эффективности инвестиционных проектов.
Инвестиционная деятельность предприятия Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой вложение инвестиций, т. е. инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Субъектами инвестиционной политики являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, различные предпринимательские организации — банковские, страховые и посреднические. Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор, осуществляющий вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в форме инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать: физические и юридические лица; создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; государственные органы; органы местного самоуправления; иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Следующий субъект инвестиционной деятельности — заказчики. Заказчиками могут быть инвесторы, а также физические и юридические лица, уполномоченные на то инвесторами, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объекты вложения инвестиций различаются в зависимости от масштаба, сферы вложения, характера и содержания инвестиционного цикла, доли участия государства, эффекта использования. Объектами инвестиционной политики в Российской Федерации являются: 1) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства Российской Федерации; 2) ценные бумаги; л 3) целевые денежные вклады; 4) научно-техническая продукция; 5) другие объекты собственности; 6) имущественные права; 7) права на интеллектуальную собственность. Субъекты инвестиционной политики действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация финансовых вложений. В состав инвестиционной сферы включаются: 1) сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций,в основные средства производственного и непроизводственного назначения. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования и других субъектов инвестиционной деятельности; 2) инновационная сфера, в которой реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал; 3) сфера обращения финансового капитала: денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах. Методы оценки инвестиционных проектов Методы оценки инвестиционных проектов делятся на два больших класса: простые методы и методы дисконтирования. Простые (статистические) методы позволяют достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. В качестве показателей, рассчитываемых простыми методами, используются: удельные капитальные вложения на создание единицы производственной мощности или на единицу выпуска продукции; простая норма прибыли проекта (в процентах) — отношение чистой прибыли к общему объему инвестиций или к инвестируемому акционерному капиталу; простой срок окупаемости или период возврата инвестиций, рассчитываемый как отношение общего объема инвестиций к сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, является эффективным (при данной норме дисконта), то может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если ЧДД отрицателен, то проект считается неэффективным, т. е. убыточным для инвестора. Для оценки эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Рассчитывается чистый дисконтированный доход по формуле
где R(t) – результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета, руб.; S(t) – затраты на t-ом шаге расчета, руб.; Т – горизонт расчета, лет; Е – норма дисконта, доли единицы. Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется проводить с использованием различных показателей, к которым относятся: 1) чистый дискоцтированный доход (ЧДД), или интегральный доход; 2) индекс доходности (ИД); 3) внутренняя норма доходности (ВИД); 4) срок окупаемости. Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или чистая приведенная стоимость (NPV), представляет собой оценку сегодняшней стоимости потока будущего дохода. Он определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле: где – результаты, достигаемые на - ом шаге расчета; – затраты, осуществляемые на том же шаге; – горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта). – эффект, достигаемый на - м шаге.
Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава исключают капитальные вложения и обозначают через – капиталовложения на - м шаге; – сумму дисконтированных капиталовложений, т.е. а через - затраты на t - м шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда и выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (). Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений: С достаточной степенью точности индекс рентабельности можно определить как отношение дисконтированных прибылей и амортизационных отчислений к капитальным вложениям. Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов, и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД больше 1, и наоборот. Правило. Если ИД больше 1, проект эффективен, если ИД меньше 1 — неэффективен. Внутренняя норма доходности (ВИД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Иными словами, Евн (ВНД) является решением уравнения: Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиции в данный инвестиционный проект оправданны и может рассматриваться вопрос о его принятии. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны. Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов (вариантов проекта) по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, предпочтение следует отдать ЧДД. Срок окупаемости проекта — время, за которое поступления от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Измеряется он в годах или месяцах. Определение бизнес-плана и его значение
Планирование — это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Наряду с определением цели составители бизнес-плана должны отразить другие задачи: 1)социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг; оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в стране; создание новых духовных и культурных ценностей; 2)повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, 3)иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Более близок к бизнес-плану такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана — это то, что технико-экономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1) бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации; 2) стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью; 3) в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|