Практическая работа 7. Расчет и оценка уровня загрязнения почв свинцом вдоль автомобильных дорог. Теоретические положения
Практическая работа 7 Расчет и оценка уровня загрязнения почв свинцом вдоль автомобильных дорог Цель работы: научиться рассчитывать параметры загрязнения почвы вдоль автомобильной дороги 3– ей категории и после её реконструкции по нормативам 1– ой категории. Теоретические положения Важной отраслью в системе единого народнохозяйственного комплекса является транспорт. Он выполняет роль материальной основы разделения труда в обществе и осуществляет многообразные связи между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями, между отдельными экономическими районами. Единая транспортная система представляет собой совокупность следующих основных составляющих: – перевозочные средства, куда входят подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы, транспортные трактора, локомотивы, вагоны, суда, самолёты, вертолеты, дирижабли), трубопроводы, контейнеры, поддоны, тара; – пути сообщения, включающие автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы, специально приспособленные для движения подвижного состава, перемещения грузов и пассажиров; – механические устройства и механизмы: погрузочно– разгрузочные механизмы, конвейеры, бункера, пакетоформирующие машины и др.; – сооружения: гаражи, стоянки, депо, станции технического обслуживания, ремонтные мастерские и заводы, доки, склады, погрузочно– разгрузочные пункты, терминалы, грузовые и пассажирские станции, вокзалы, аэропорты, пристани, компрессорные, насосные и автозаправочные станции. В зависимости от типа перевозочных средств и путей сообщения выделяют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный. Оценивая роль и место в транспортной системе каждого из них, можно сказать, что в современных условиях без автотранспортного обслуживания не может обходиться практически ни одна отрасль народного хозяйства, включая весь персонал.
Автомобильным транспортом перевозится более 80% народнохозяйственных грузов и 90% пассажиров. Основная сфера применения автомобильного транспорта – перевозки грузов на небольшие расстояния. Широкие границы применения автотранспорта определяются его достоинствами и преимуществами перед другими видами транспорта: – возможностью непосредственной доставки грузов, пассажиров, т. е. «от двери к двери» (без перегрузок, пересадок); – разнообразием типов подвижного состава по назначению, грузоподъемности, пассажировместимости, что позволяет перевозить грузы и пассажиров без накопления их на грузо– и пассажирообразующих пунктах; – приспособленностью к перевозке грузов различных размеров и массы; – оперативностью организации перевозок; – малыми первоначальными капитальными вложениями; – сравнительной дешевизной перевозки по суше благодаря использованию сети автомобильных дорог; – высокой скоростью доставки; – большой мобильностью, возможностью оперативно реагировать на изменение грузо– и пассажиропотоков. К недостаткам автомобильного транспорта и сопутствующих ему процессов относятся: – высокая себестоимость автоперевозок, что объясняется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, невысокой производительностью подвижного состава (расходы на автоперевозки составляют до 10% себестоимости промышленной продукции, до 22% стоимости продукции сельскохозяйственного производства, до 30% стоимости строительных работ);
– потребность в значительном количестве трудовых ресурсов (на единицу транспортной работы на автотранспорте требуется трудовых затрат почти в 28 раз больше, чем на морском транспорте, в 12 – чем на речном, в 8 раз больше, чем на железнодорожном); – высокая материалоемкость процессов производства и эксплуатации автомобилей; – высокая энергоемкость при эксплуатации (на единицу транспортной работы автотранспорт расходует топлива почти в 14 раз больше, чем железнодорожный, морской или речной); – рост потребления моторных топлив; – высокий уровень опасности и вредности для жизни человека и окружающей среды: травматизм в результате дорожно– транспортных происшествий, шумовое и химическое загрязнение; – миграция рабочей силы. Земной шар покрывают более 11, 5 млн. км магистральных дорог с твердым покрытием, подразделяясь на скоростные автострады, основные дороги, объездные и загородные дороги. К числу благ и выгод, реализуемых в результате прокладки автомобильных дорог, относят: – пригодность дорог для использования в любую погоду без ограничений; – облегчение доступа к рынкам сбыта местной продукции; – возможность доступа в новые центры производства, обеспечивающие занятость; – более благоприятные условия для получения медицинской помощи и пользования другими видами социальных услуг; – укрепление местной экономики. К негативным воздействиям строительных и ремонтно– профилактических работ, а также эксплуатации автомобильных дорог причисляют: – уничтожение растительного покрова при расчистке участков от кустов и пней, профилировании и сооружении дорожного полотна; – нарушении схем естественного дренажа; – изменение высоты уровня грунтовых вод; – оползни, эрозия, заиление рек и озер; – загрязнение воздуха и почвы установками для приготовления асфальта; – помехи на путях движения диких и домашних животных, препятствия для местных жителей; – нарушение эстетики ландшафта или уничтожение памятников культуры; – визуальное загрязнение ландшафта придорожными рекламными щитами; – увеличение доступа людей к участкам девственной природы прочим районам, ещё не затронутым хозяйственной деятельностью; – накопление мусора и прочих отходов в придорожной полосе; – загрязнение воды и почвы в результате разлива топлива или масел либо накопления загрязняющих веществ на дорожном покрытии. Конкретные данные о средних эксплуатационных нормах расхода топлива для автомобилей различных типов приведены в таблице 7. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|