Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический аспект развития научно-технической политики в России




Кафедра «Экономическая теория»

 

«ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ» “____” апреля 2017г.

 

Заведующий кафедрой

 

_____________________д.э.н., проф, Р.М. Нуреев

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

 

на тему:

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнил:

Пестов Никита Владимирович, студент группы МВКО2 3

Факультета

Международных валютных и кредитных отношений

«Международные экономические отношения» (очное обучение)

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Слободяник В.В.

Дата поступления работы на кафедру «___» апреля 2017 г.   _____________/  

Курсовая работа защищена «___» апреля 2017 г.

 

Оценка «________________»

 

Подписи членов комиссии: _____________________

 

- Москва – 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5

1.1 Исторический аспект развития научно-технической политики в России. 5

1.2 Нормативно-правовая база научно-технической политики. 11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 16

2.1 Показатели реализации научно-технической политики в России. 16

2.2 Основные направления мобилизации научной политики в России. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для каждого государства особую роль играет его научный потенциал, повышение инновационных продуктов в структуре производства. Поэтому государственные власти заинтересованы в ведении активной научно-технической политики. Она является совокупностью различных целей и задач, которые стоят перед государством в сфере науки и технологий, а также непосредственных методов ее реализации.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время для экономического роста любого государства необходимо качественное инновационное развитие и технологии, которые являются важной составной частью любого товара. От их доли и эффективности во многом зависит экономический успех и конкурентоспособности всей системы производства. Поэтому государство заинтересовано в качественном экономическом развитии и эффективной научно-технической политики. Именно от эффективности научно-технической политики во многом зависит социально-экономическое благополучие страны, ее обороноспособность, экологическая безопасность и многие другие важные сферы. Поэтому государство должно уделять большое значение формированию научно-технической политики и следить за эффективностью ее реализации.

Объект – научно-техническая политика Российской Федерации.

Предмет – особенности отношений, складывающиеся вокруг формирования и реализации научно-технической политики в России.

Цель – рассмотреть научно-техническую политику в России на современном этапе.

Задачи:

1. Рассмотреть историю развития научно-технической политики в России;

2. Исследовать нормативно-правовую базу научно-технической политики;

3. Проанализировать показатели реализации научно-технической политики в России на современном этапе;

4. Выявить основные направления мобилизации научной политики в России в настоящее время.

В введении обосновывается актуальность темы исследования, формируются цель и задачи, определяются объект и предмет.

Первая глава посвящена изучению основ научно-технической политики в Российской Федерации, в первом параграфе исследуется исторический аспект развития научно-технической политики в России, во втором рассматривается нормативно-правовая база научно-технической политики.

Во второй главе исследуются вопросы реализации научно-технической политики на современном этапе. Здесь анализируются показатели реализации научно-технической политики в России, а также основные направления мобилизации научной политики в России в современных условиях.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Исторический аспект развития научно-технической политики в России

 

Изучение исторического отечественного опыта становления государственной научно-технической политики во второй половине XIX − нач. XX вв. представляется весьма актуальным в условиях, когда национальным приоритетом должна стать успешная модернизация России, критически важными являются точность определения приоритетов и обеспечение технологического рывка.

К настоящему времени изучены лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы. Так, предметом научного анализа исследователей по истории государства и права, правоведов стали проблемы защиты интеллектуальной собственности, нормативно-правовой базы государственной научно-технической политики. В ряде работ рассмотрены проблемы участия государства и научных обществ в организации научно-промышленных выставок. Однако целый ряд существенных аспектов исследуемой нами проблемы нуждается в переосмыслении и дальнейшем изучении[1].

Начало становления ГНТП (государственной научно-технической политики) России правомерно связывать с периодом петровской модернизации, носившей во многом заимствующий, догоняющий, мобилизационный, избирательный, фрагментарный, с огромными издержками для населения характер. Со времен Петра важнейшими отличиями государственной научно-технической политики Российской империи явились активное государственное регулирование, инициатива преобразований «сверху» в условиях ограниченности средств, выбор приоритетных и поддерживаемых государством направлений в сфере науки и техники, исходя из «великодержавных» интересов. Величайшая заслуга Петра – создание системы государственного попечительства промышленности. М.В. Ломоносов продолжил формирование системы отечественного национального образования с выраженной патриотической и культурно-исторической направленностью, приданием ей универсального и фундаментального характера. Он обеспечил не только соединение западного и российского дискурсов развития просвещения и образования, но и интеграцию образования, науки и промышленности.

Исследование показало, что во второй половине XIX – нач. XX вв. к формированию концептуальных основ государственной научно-технической политики, выбору приоритетных направлений социально-экономического развития России весьма активно привлекалось научное сообщество. Практика участия ученых в государственных делах сложилась в 70–90-е гг. XIX в.

Из университетских профессоров вышли влиятельные министры финансов – Н.Х. Бунге и А.И. Вышнеградский. С 1894 г. усилиями С.Ю. Витте ведомствам было предоставлено особое право принимать на службу специалистов, «не имевших необходимых чинов и даже прав на государственную службу».

Великим ученым Д.И. Менделеевым были определены основные направления государственной поддержки научно-технической сферы, в частности, предложен проект реорганизации Академии наук. Ученым были обозначены и важнейшие направления реорганизации системы образования:

- фундаментализация, государственная поддержка, но не огосударствление;

- создание технических университетов, разделение инженерных вузов на технические вузы и инженерные школы. Он выступал за создание такой системы образования, которая сочетала бы духовное и естественнонаучное начала. Полагая, что патриотизм, любовь к Отечеству является одним из главных отличий между развитой общественной системой и «полуживотным» существованием, Менделеев активно участвовал в разработке промышленной и таможенной политики[2].

Огромную роль в научном и экономическом развитии страны сыграл В.И. Вернадский. Он рассуждал об ответственности ученых за применение научных открытий, рассматривал науку в качестве средства развития человечества, ставил задачу распространения научного знания на все мировое сообщество.

Отстаивая автономию и самоуправление высшей школы, В.И. Вернадский сформулировал важнейшие ее задачи: приучать подрастающее поколение «научно мыслить и научно работать», быть «носительницей просвещения в обществе и народе», «распространять новые знания, новые приемы и мышления».

В разработке основ ГНТП на рубеже ХIХ-ХХ вв. принимали также участие Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, С.Ф. Ольденбург, К.А. Тимирязев и другие.

Однако успех осуществления очередного этапа российской модернизации зависел не только от разработок, формулируемых учеными, высшей бюрократией, но и от умения воплощать теорию в практику повседневной жизни с учетом интересов различных слоев российского общества.

Одним из важнейших направлений ГНТП исследуемого периода являлось создание условий для экономического роста и преодоление таких проблем, как дефицит квалифицированных кадров. Открывшееся в Москве в 1830 г. Ремесленное училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана), именуясь таким образом, пошло не западным, а российским путем, отказавшись от сугубо практического образования[3].

Дефицит инженеров, требование все большей дифференциации специализаций обусловило значительное внимание государства и научного сообщества к становлению системы высшего технического образования, которая сформировалась во второй половине ХIХ в. Были открыты Горный Институт, Технологический Институт в Санкт-Петербурге, Рижский политехнический институт, Технологический институт в Харькове, Императорское московское техническое училище, Томский технологический институт, Императорское московское инженерное училище, Варшавский технологический институт. Высшие технические учебные заведения были созданы раньше средних и низших технических училищ, их основной задачей была подготовка опытных инженеров – руководителей для технических и промышленных предприятий, обучение лиц, нужных для замещения правительственных технических должностей. Осуществлялась государственная поддержка и в сфере развития среднего технического образования.

Средние технические заведения давали общее и среднее специальное образование, срок обучения составлял от 6 до 8 лет, часть из них предоставляла возможность затем поступать в высшие специальные (технические) учебные заведения.

Трудно переоценить в этой связи роль ряда российских ученых и государственных деятелей, прежде всего, министра финансов С.Ю. Витте, инициировавших создание сети политехнических вузов для подготовки инженеров узкоспециального профиля по образцу немецких высших технических школ (политехникумов). В разработке этого проекта принимали участие также Д.И. Менделеев, А.Н. Крылов, А.С. Попов, Д.К. Чернов, Н. Попов и другие.

Особенностями российского инженерного образования того периода явилось его тесное взаимодействие с наукой, высокий уровень профессиональной подготовки. Это направление государственной научно-технической политики оказалось одним из самых эффективных, обеспечивших, в немалой степени, бурный экономический рост и технический прогресс России в исследуемый и последующие периоды. Факторами успехов отечественной высшей технической школы, признанных в то время и в мировом сообществе, являлись государственная поддержка в процессе ее становления, научно обоснованная и последовательно реализуемая программа ее развития. В разработке программы, методических рекомендаций и учебной литературы самое активное участие принимали члены Русского технического общества.

Организация в 1866 г. Русского технического общества (РТО), которое внесло огромный вклад и в промышленное, и в научно-техническое развитие страны, в формирование средней и высшей технической школы, в вовлечение всего общества в модернизационный процесс, явилось поистине рубежным событием в эволюции ГНТП всего исследуемого периода. РТО было первой и ведущей крупной научно-технической общественной организацией, созданной в России. Торжественное открытие РТО состоялось 20 ноября 1866 года. К 1917 г. оно насчитывало в своих рядах около 3000 человек, а вместе с периферийными отделениями – свыше 10 тыс[4].

Целью его создания, как было заявлено в §1 Устава от 22 апреля 1866 г., явилось «содействие развитию техники и технической промышленности в России» и «распространение знаний о ней». В 1874 г. за особые заслуги Общество получило звание «Императорского» (ИРТО). РТО проводило исследовательскую, научно-техническую работу в специально созданных отделах общества, оказывало консультационную помощь промышленникам и инженерам, занималось проведением съездов, организацией публичных чтений и лекций с целью популяризации технических знаний, изданием технических журналов, справочников и словарей, поддержкой технического образования: открытием училищ, школ, классов и мастерских для детей и взрослых. РТО имело свой технический музей, публичную техническую библиотеку, лабораторию для проведения исследований и испытаний, а также собственный воздушный шар. РТО оказывало помощь в научных изысканиях, изобретениях, премировало лучшие научные и технические работы, создавало сеть технических библиотек, организовывало выставки, выступало в качестве посредника между техниками и заказчиками, ходатайствовало перед правительством о развитии технического дела. РТО стало местом для дискуссий относительно важнейших приоритетов НТП, экономической политики в целом, форм поддержки изобретателей и охраны их прав. Одним из важнейших направлений ГНТП в исследуемый период явилась также поддержка со стороны власти участия российских ученых и предпринимателей во всемирных выставках и организация политехнических выставок, сыгравших значительную роль в популяризации научно-технических знаний, в стимулировании внедрения в производство новейших достижений. Государство достаточно много средств вкладывало в организацию подобных выставок, фактически не получая от них доходов.

Таким образом, исследование показало, что во второй половине XIX в. шел процесс становления ГНТП Российской империи, намечались приоритетные направления, механизмы их осуществления. В качестве важнейших направлений нами определены формирование системы высшего технического образования и научно-технических учреждений. Особенностями этого процесса явились: активное участие научного сообщества в разработке ГНТП; объединение усилий государства, научного сообщества и предпринимателей для развития отечественного инженерного образования, отличавшегося высоким уровнем, фундаментальностью и ориентацией на практическую деятельность одновременно. Результатом конструктивного диалога ведущих ученых и власти явилось также создание сети научных обществ и научных школ мирового уровня, активная пропаганда научно-технических знаний[5].

Была разработана стратегия экономического развития страны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...