Нормативно-правовая база научно-технической политики
Самым главным фактором для достижения экономического роста государства в настоящих условиях является его научно-технический прогресс. Поэтому данное направление должно обеспечиваться со стороны государства. Государственную научно-техническую политику формируют меры государства по поддержке НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), сама политика представляет собой особую совокупность принципов и методов, которые направлены на формирование и развитие научно-технического потенциала государства и реализацию ключевых стратегических целей всего общества с помощью создания необходимых экономических, правовых и организационных условий, которые будут способствовать как росту научных знаний, так и возможности их применения на практике в форме реализаций конкретных нововведений и товаров, изготовленных на их основе. Важнейшими целями данной политики являются рациональное размещение, развитие и эффективное применение научно-технического потенциала, рост вкладов науки и техники в систему развития экономики страны, реализация ключевых социальных целей и задач, способствование прогрессивным структурным преобразованиям в области материального производства, рост производственной эффективности, а также конкурентоспособности товаров, укрепление обороноспособности страны, повышение качества, увеличение эффективности защиты информационных ресурсов страны, осуществления интеграции науки и образования. Ключевыми инструментами для реализации данной политики выступают прямые и косвенные меры по стимулированию инновационных процессов, эффективность которых определяет степень активности употребления современных достижений науки со стороны предпринимательского сектора[6].
В Российской Федерации государственную научно-техническую политику регулируют большое количество нормативно-правовых актов. Главным документом выступает Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике»[7]. Этим нормативным актом регулируются отношения, возникающие между различными субъектами научно-технической и научной деятельности, государственными органами власти и непосредственными потребителями ее продукции. Помимо данного закона существенная роль в регулировании научно-технической политики государства принадлежит Указу Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий»[8]. Данным указом определяются приоритетные направления, включающие в себя основные направления исследований, способных привести к произведению абсолютно новых технологий и производств, которые будут способствовать развитию государства и его экономической системы. Ключевыми направлениями являются: - развитие наносистем и материалов; - повышение качества информационно-телекоммуникационных систем; - развитие обороноспособности страны и вооружений; - научные разработки в области рационального природопользования; - повышение эффективности транспортных и космических систем; - работа над энергоэффективностью, энергосбережением и ядерной энергетикой. Данные направления реализовываются в рамках различных федеральных проектов и программ в сфере развития высокотехнологичных отраслей экономики. Они финансируются за счет средств как федерального бюджета, так и внебюджетных источников. На среднесрочной перспективе, документом, который определяет направления развития технологий и науки в Российской Федерации, является Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»[9], в качестве ключевой цели, которой определяется формирование эффективно функционирующей сферы разработок и исследований и направления по обеспечению для неё ведущей роли во всех процессах технологической модернизации экономики России.
Задачами программы являются: - формирование фундаментальных научных исследований в различных областях; - создание современной и полноценной материально-технической базы для сектора осуществления исследований и разработок; - интеграция сектора исследований и разработок России в глобальное научно-технологическое пространство. Переход к современной модели пространственного развития экономики России необходимо осуществлять с помощью создания новейших центров социально-экономического развития, основанных на всестороннем развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, а также сокращении дифференциации между уровнем и качеством жизни среди населения России, при помощи мер региональной и социальной политики. Для обеспечения такого высокого уровня благосостояния населения страны и укрепление России, одного из лидирующих государств, которые определяют международную политическую обстановку, необходим переход на инновационный путь экономики государства, в целях чего в 2011 году была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В рамках реализации этой стратегии предусматриваются изменения по следующим направлениям социально-экономической политики: в бюджетной политике – обеспечение приоритета инновационных расходов, а также определение параметров, которые необходимо поменять для осуществления развития инноваций; в налоговой политике – оптимизировать уровень налоговой нагрузки на предприятия и факторы, определяющие инновационное развитие; в технической политике – сформировать стимулы к инновациям и осуществлению модернизаций; в конкурентной политике и в сфере противодействия коррупции –сократить возможности для развития несправедливой конкуренции и сформировать благоприятный предпринимательский климат;
в политике в сфере государственных закупок – создать необходимые инструменты и процедуры, дающие возможность для государственных заказчиков закупать инновационные товары, а государству осуществлять стимулирование за счет организации государственных закупок создания инновационных товаров; во внешней и внешнеэкономической политике – обеспечить активное отстаивание интересов российских инновационных компаний со стороны государства на внешних рынках, осуществлять поиск зарубежных партнеров для предприятий России; в региональной политике – установить более высокие приоритеты поддержки регионов, активно инвестирующих в инновационное развитие[10]. Поэтому, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сформирована довольно широкая нормативная база, занимающаяся обеспечением реализации государственной научно-технической политики. Это является свидетельствованием о достаточности нормативной поддержки для научно-технической политики. Однако степень реализации различных государственных проектов недостаточно высока. Разработка научно-технической политики является важным направлением для любого государства, благодаря данному направлению в странах формируются инновационные разработки и появляются преимущества, основанные на развитии их научного потенциала, что может послужить мерой для повышения социально-экономического развития государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|