Виктимология насилия. Упражнение «Покаяние». Упражнение «Борьба со стыдливостью». Упражнение «Борьба со стыдливостью»
Виктимология насилия Женщины чаще испытывают чувство вины, чем мужчины.. Некоторые рефлексирующие женщины готовы винить себя даже тогда, когда от них на деле ничего не зависит. Мужчины реже занимаются самобичеванием, но чаще поддаются на обвинения со стороны. Бороться с чувством вины и стыда полезно, а иногда даже необходимо. В этом помогают приведенные ниже упражнения. Упражнение «Покаяние» Инструкция: «Если вас мучают угрызения совести, раскаяние по поводу конкретного поступка, последствия которого исправить уже невозможно, облегчение может принести искреннее покаяние. Представьте себе всех тех, кому вы вольно или невольно причинили боль, и мысленно попросите у них прощения. Далее стоит подумать о каждом из них по отдельности и спросить себя, какую компенсацию вы могли бы этим людям предоставить, что хорошего сделать. А затем — мысленно пообещать себе, что никогда больше так поступать не станете. Надо себе внушить, что право на ошибку имеет каждый. И страшна не ошибка сама по себе, а нежелание ее исправлять. Но ведь вы уже решили приложить все усилия, чтобы хоть чем-то возместить причиненный ущерб? » Упражнение «Борьба со стыдливостью» Инструкция: «Выпишите и проанализируйте, чего именно вы стыдитесь, в присутствии кого, стыдитесь ли вы больше, чем другие. Выпишите ваши ожидания и претензии к самому себе; посмотрите, насколько они реальны и важны для вас; не исключено, что они надуманы и их пора пересмотреть. Подумайте о том, насколько мнение окружающих для вас важно. Стыдились бы они, находясь в вашем положении? Задайте себе вопрос: «Почему я должен соответствовать ожиданиям других, если они мне в тягость? » Возможно, вы сильно зависите от мнения окружающих. Но если вы не хотите прожить всю жизнь, ориентируясь только на мнения, желания и оценки окружения, с этой зависимостью придется расстаться. Посмотрите, как живут другие. Вы уже не ребенок и не обязаны приводить поведение в соответствие с желаниями и мнением окружающих. Жизнь — не детский сад, и вы можете играть по своим правилам. Недаром Стендаль говорил: «Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех».
Иногда помогает честное признание себе и окружающим, Глава 4 что вы чего-то стыдитесь. Тот факт, что вы стыдитесь, возможно, не так уж значим для других: не исключено, что вы переоцениваете свою роль в жизни окружающих, воспринимая их как своих родителей. Попробуйте подать ваши недостатки по-другому, с чувством собственного достоинства: я таков, и воспринимайте меня именно таким потому, что у меня есть и еще кое-что, чего у вас нет. Или: я горжусь тем, что я не такой, как вы, и не стремлюсь стать таким, как вы; я — не хуже вас, я просто другой. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы испытывали стыд в детстве и переиграйте эти ситуации. Если вас стыдится ребенок, станьте ему родителем и поговорите с ним, объясните ему причины появления этого чувства. Расскажите о себе какую-нибудь неприятную вещь другому человеку — уверенно, конкретно, четко. Это снимает переживания прошлого стьща, что уже проверено. На тренингах участников иногда заставляют... просить милостыню. В нашей культуре это стыдно. Но в некоторых случаях мы должны просить что-то у людей и не стьщиться этого. Весь вопрос — как это делать? С одной стороны, достаточно уверенно, а с другой — вежливо, интеллигентно. Каждому из нас необходимо умение настоять и выпросить: нужна железная рука в бархатной перчатке, хорошо оформленное давление». БЛОК 10. ПРАВО НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БИЛЛЕМ О ПРАВАХ
Используйте свои права! Вы на это имеете право! Эмоционально все желают сразу реализовывать свои права. И вы воодушевлены, как ребенок. Взрослое, зрелое решение принимается не сразу. Требуется время, обдумывание всех плюсов и минусов. Когда вы будете готовы, то начните с заключения контракта с самим собой. Техника «Контракт с самой собой» Я, Ф. И. О______________________________ подписываю Билль женских прав и реализую в своей жизни права с момента подписания. Я осознаю меру своей ответ- Виктимология насилия ственности за те изменение, которые будут происходить в моей жизни и в жизни моих близких. Срок действия контракта......... (количество дней, месяцев или лет). Дата Подпись 4. 6. 6. Групповая терапия с детьми Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии — помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания. Детям — жертвам сексуального злоупотребления очень трудно по собственной инициативе обсуждать происшедшее с ними. Поэтому групповая терапия с жертвами насилия, в частности сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы (Мэнделл, Дамон, 1998).
Обычно групповая структурированная терапия происходит по принципу от простого к сложному. Переход к проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда Глава 4 участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия может продолжаться достаточно долго, например до полугода. Группа обычно встречается раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1, 5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшими, до 7—8 человек. Для отбора детей для участия в групповой терапии необходимо собрать о них как можно больше информации, касающейся: • личностных особенностей; • особенностей раннего развития; • динамики внутрисемейных отношений. Необходимо оценить: • уровень эмоционально-волевой регуляции ребенка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать внимание, придерживаться групповых правил; • уровень интеллектуального развития ребенка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания; • психическое состояние ребенка на данный момент: если ребенок находится в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, участие в групповой терапии не даст положительных результатов; • уровень сопротивления ребенка групповой работе. Если ребенок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию. В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе: снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группе по поводу случившегося с другим ребенком. Необходимо провести работу и со взрослыми: проинформировать их о целях и задачах групповой работы, обговорить вопрос конфиденциальности и заключить контракт, в котором родитель дает согласие на участие ребенка в групповой работе.
Детям, пережившим насилие, особенно младшим, показаны однополые терапевтические группы. Виктимология насилия Для работы с детьми, пережившими насилие, особенно сексуальное, имеет значение пол ведущего, поэтому с девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками — мужчине. Группы должны быть закрытыми. Последние 20—30 минут каждого занятия детям предлагают свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть от эмоционально сложной групповой работы. Другие приоритетные задачи групповой терапии можно сформулировать следующим образом: • изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе; • проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний; • возможность новой интерпретации пережитого; • осознание и развитие эмоциональной сферы; • погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия; • развитие базовых социально-психологических навыков; • восстановление позитивного отношения к окружающей действительности; • расширение представлений о мире; • развитие позитивной перспективы будущего; • создание системы поддержки в настоящее время и на будущее; • возвращение ребенка к нормальной жизни. Можно выделить несколько этапов групповой терапии с детьми (Платонова, Платонов, 2004). Этап 1. Формирование доверительных отношений На данном этапе работы необходимо решить следующие задачи: создать условия, обеспечивающие позитивные отношения между детьми; определить групповые нормы и правила, принять соглашение о соблюдении установленных ограничений; предоставить участникам возможность выражать собственные эмоции, связанные с переживанием стыда; обучить участников группы умению выражать собственные чувства вербально; подготовить детей к работе с неприятными и противоречивыми чувствами, связанными с ситуацией насилия (гневом, страхом, печалью, стыдом, виной, чувством отверженности и беспомощности). На первом этапе могут быть использованы следующие практические задания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|