Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика рефератов и /или курсовых работ




1. Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.

2. Сущность учебной деятельности.

3. Основные особенности учебной деятельности.

4. Структура учебной деятельности.

5. Учебные действия в структуре учебной деятельности.

6. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.

7. Основные возрастные особенности формирования УД.

8. Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

9. Основные аспекты диагностики учебной деятельности.

Тема 6. Мотивы учения

1.1. Мотивация как психологическая категория

6.1.1. Проблема определения мотивов

6.1.2. Основные трактовки мотива

6.1.3. Мотив - мотивация - мотивационная сфера личности

1.2. Учебная мотивация

6.2.1. Сущность учебных мотивов

6.2.2. Источники учебной мотивации

6.2.3. Классификация учебных мотивов

6.2.4. Характеристики и функции учебной мотивации

6.2.5. Интерес в мотивационной сфере

6.2.6. Отношение к учению в мотивационной сфере

1.3. Мотивация достижения успеха

6.3.1. Проблема мотивации достижения успеха

6.3.2. Теория мотивации достижения Аткинсона

6.3.3.Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии

6.3.4. Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи

6.3.5.Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе

6.3.6. Феномен "обученной беспомощности"

6.4. Формирование и изучение учебной мотивации

6.4.1. Формирование учебной мотивации

Изучение учебной мотивации

· На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

o Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

· Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.

o Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

o Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

· На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.

o Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.

o Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.

· Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне.

o В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который видный американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман назвал комплексом "обученной беспомощности".

· Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман).

o Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.

o Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).


Основные термины и понятия:

долг, желание, идеал, интерес, мотив, мотив учебный, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотивационная сфера личности, мотивы познавательные, мотивы социальные, мотивы учебные, намерение, побуждение, потребности, потребности познавательные, притязание, стремление, установка, цель.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте характеристику мотивации как психологической категории.

2. В чем суть проблемы определения мотивов?

3. Назовите основные трактовки мотива.

4. Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?

5. Как соотносятся следующие понятия: "мотив", "мотивация" и "мотивационная сфера личности"?

6. Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.

7. Назовите основные источники учебной мотивации.

8. Какие группы учебных мотивов выделяет М.В. Матюхина?

9. Приведите классификацию учебных мотивов по А.К. Марковой.

10. Назовите характеристики и функции учебной мотивации.

11. В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся?

12. Какие типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся выделяет А.К. Маркова?

13. Сравните содержательные и динамические качества мотивов.

14. Какими факторами определяется учебная мотивация?

15. Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.

16. Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.

17. Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов.

18. В чем суть проблемы мотивации достижения успеха?

19. Как трактуется мотивация достижения в теории мотивации Аткинсона?

20. Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии?

21. Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

22. Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

23. В чем суть феномена "обученной беспомощности"?

24. Назовите основные этапы формирования учебной мотивации по Л.М. Фридману.

25. Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения.

26. Какие этапы становления могут проходить мотивы всех видов и уровней по А.К. Марковой?

27. В чем трудности изучения учебной мотивации?

28. Какие методы, по А.К. Марковой, являются наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...