Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика рефератов и /или курсовых работ




1. Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.

2. Проблема соотношения обучения и развития.

3. Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?

4. Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.

5. Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против.

6. Типы мышления в учебном процессе.

7. Различия эмпирического и теоретического знания.

8. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: за и против.

9. Основные принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

10. Проблемы и трудности внедрения систем развивающего обучения в практику.

 

Раздел III. Психология воспитания

Тема 10. Ученик как субъект воспитания

10.1. Понятийно-терминологический аппарат проблемы воспитания

10.1.1. Трактовки понятия "воспитание"

10.1.2. Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации

10.1.3. Определение понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность"

10.2. Сущность воспитания

10.2.1. Цели воспитания

10.2.2. Виды воспитания

10.2.3. Междисциплинарный подход к воспитанию

10.2.4. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости

10.2.5. Уровни воспитанности и воспитуемости

10.3. Взаимосвязь обучения и воспитания

10.3.1. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания

10.3.2. Многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания

10.3.3. Типы взаимосвязи обучения и воспитания

10.4. Нравственное воспитание

10.4.1. Формирование нравственной основы учащихся

10.4.2. Роль эмаптии в нравственном воспитании учащихся

10.4.3. Концепция нравственного развития Кольберга

 

· Психология воспитания - наиболее сложный и малоразработанный раздел педагогической психологии, изучающий внутренние (психологические) механизмы становления и развития личности в целом, а также отдельные ее свойства.

· Категория воспитания - одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления.

o Воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

o Воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

o Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

· Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта.

o Становление - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, при этом ребенок также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

o Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

· Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это понятие в ряду "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность", предложенном Б.Г. Ананьевым.

o Индивид - это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств.

o Субъект деятельности - это человек как типичный носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.

o Личность - это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума.

o Индивидуальность - это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей.

· Дискуссионна проблема целей воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.

o С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание.

o Сегодня нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.

o Воспитуемость - это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

· Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

· Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, так и непроизвольной.

o Важной способностью для формирования нравственного развития детей является э мпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

o Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Кольбергом разработана концепция нравственного развития.

Основные термины и понятия:

воспитание, воспитанность, воспитуемость, индивид, индивидуальность, личность, нравственность, развитие, социализация, становление, субъект, эмпатия.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите основные трактовки понятия "воспитание".

2. Чем различаются трактовки понятия "воспитание" - в широком социальном и узком смысле?

3. В чем проявляется взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации?

4. Чем отличается формирование от становления личности?

5. Кто изучал следующий ряд понятий: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность"?

6. Чем отличается понятие "индивид" от понятия "индивидуальность"?

7. Как трактуется понятие "личность" в отечественной психологии?

8. В чем особенности проблемы целей воспитания?

9. Как трактуется цель воспитания в различных педагогических концепциях?

10. Приведите основные классификации видов воспитания.

11. Какие аспекты воспитания изучает философия?

12. Какие аспекты воспитания изучает педагогика, а какие - психология?

13. Чем отличаются критерии от показателей?

14. Назовите основные критерии воспитанности и воспитуемости.

15. Охарактеризуйте основные уровни воспитанности и воспитуемости по А.К. Марковой.

16. В чем особенности взаимосвязи обучения и воспитания?

17. В чем проявляется многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания?

18. Назовите типы взаимосвязи обучения и воспитания.

19. Что такое "воспитывающее обучение"?

20. В чем особенности формирования нравственной основы учащихся?

21. Что такое эмпатия?

22. Охарактеризуйте роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.

23. Раскройте суть концепции нравственного развития Кольберга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...