Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 13-14. Гуманитарная экспертиза образования. Школьная психологическая служба




А. Вопросы для теоретической подготовки

1. Общая характеристика гуманитарной экспертизы образования.

2. Средства и условия проведения гуманитарной экспертизы обра­зования.

3. Требования к экспертам.

4. Школьная психологическая служба.

5. Основные направления психологической помощи в сфере обра­зования.

Б. Практические задания

Задание 1. Ознакомление студентов с некоторыми аспектами де­формации профессионально-педагогической деятельности.

Ход работы:

1) Методика «Стресс усердия» (В книге Рогова Е.И Учитель как объект психологического исследования. - М, 1998, стр. 188-192.

2) Анкеты «Барьеры педагогической деятельности» (там же, стр. 217-220).

3) Тест «Восприятие индивидом группы» (там же, стр. 399-404). Рефлексивный анализ полученных результатов.

Комментарии преподавателя.

Рекомендуемая литература

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М., 2000.

2. Братченко С.Л. Введение в гуманистическую экспертизу образования (пси­хологические аспекты). - М., 1999.

3. Жугикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1988.

4. Любимова Т.Г. Уроки жизни. Занятия по развитию социального интел­лекта у школьников. - Чебоксары, 2000.

5. Мид М. Культура и мир детства - М., 1988.

6. Овчарова В.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

7. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.

8. Рогов Е. И Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998.

9. Талызина Н Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

10. Эрик Эриксон Детство и общество. - СПб., 2000.

11. Ясвин В.А Экспертиза школьной образовательной среды. / Директор школы - №2. - М., 2000.

12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектирова­нию. - М., 2001.

6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «Педагогическая психология»

 

6.1. Примерные вопросы к зачету

Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Предмет и структура педагогической психологии.

3. Проблемы и основные задачи педагогической психологии.

4. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

5. Исторические аспекты педагогической психологии.

Методы педагогической.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований.

Классификация методов психолого-педагогических исследований.

10. Основные методы педагогической психологии.

11. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований.

12. Суть формирующего эксперимента.

13. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента.

14. Сущность научения.

15. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.

16. Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение".

17. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

18. Теории научения. Проблемы теории научения.

19. Типы и виды и уровни научения.

20. Разновидности ассоциативного научения

21. Разновидности интеллектуального научения

22. Сущность учения. Междисциплинарный подход к учению.

23. Учение как разновидность деятельности. Основные теории учения в отечественной психологии.

24. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.

25. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

26. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский). Понятие "ЗБР".

27. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни.

28. Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития.

29. Обучаемость как способность к обучению. Понимание и показатели обучаемости.

30. Концепция учебной деятельности. Трактовки понятия "учебная деятельность".

31. Сущность, особенности и структура учебной деятельности.

32. Определение структуры и характеристика компонентов учебной деятельности. Учебные действия.

33. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности.

34. Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

35. Диагностика учебной деятельности.

36. Мотивация как психологическая категория.

37. Проблема определения мотивов, основные трактовки мотива.

38. Мотив - мотивация - мотивационная сфера личности.

39. Учебная мотивация. Сущность учебных мотивов.

40. Источники учебной мотивации. Классификация учебных мотивов.

41. Характеристики и функции учебной мотивации. Интерес в мотивационной сфере.

42. Отношение к учению в мотивационной сфере. Мотивация достижения успеха.

43. Проблема мотивации достижения успеха. Теория мотивации достижения Аткинсона.

44. Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии.

45. Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

46. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

47. Феномен "обученной беспомощности".

48. Формирование и изучение учебной мотивации.

 

Варианты вопросов к письменному зачету по педагогической психологии

Вариант 1

1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.

2. Учебная деятельность, ее структура. Мотивы учения.

3. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм.

Вариант 2

1. Основные положения педагогической психологии.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина).

3. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы.

Вариант 3

1. Фактор и его влияние на развитие психики.

2. Потребности. Классификация, уровни и формы познавательной потребности.

3. Мотивы учебной деятельности. Мотивация.

Вариант 4

1. Основные линии психического развития.

2. Проблема обучения. Соотношение обучения и развития.

3. Типы неправильного семейного воспитания и их роль в формировании личности.

Вариант 5

1. Проблема обучения. Соотношение обучения и развития.

2. Учебная деятельность и ее структура.

3. Психология личности учителя.

 

6.3. Примерные вопросы к экзамену

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Методы педагогической психологии.

3. Проблемы педагогической психологии.

4. Понятийная система педагогической психологии.

5. Взаимосвязь общей, возрастной и педагогической психологии.

6. Взаимосвязь педагогики и педагогической психологии.

7. Методологические основы педагогической психологии.

8. Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения.

9. Современные зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта.

10. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и психического развития.

11. Социализация, воспитание, психическое развитие: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

12. Возрастные особенности усвоения социального опыта.

13. Основные линии психического развития в учебной деятельности.

14. "Пласты" развития школьника и их показатели.

15. Система деятельностей, в которых человек приобретает опыт.

16. Виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения.

17. Структура и развитие учебной деятельности.

18. Взаимосвязь различных психологических теорий научения с теоретическими моделями обучения.

19. Принципы организации учебного процесса.

20. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

21. Типы учения (по П.Я. Гальперину).

22. Виды, характеристики и параметры знаний.

23. Уровни усвоения знаний.

24. Формирование знаний, умений и навыков.

25. Психологические критерии контроля и оценки знаний.

26. Психологический анализ урока.

27. Психологические основы традиционного обучения.

28. Психологические основы проблемного обучения.

29. Психологические основы программированного обучения.

30. Психологическая сущность инновационного обучения.

31. Личностно-ориентированное обучение.

32. Психологические основы развивающего обучения.

33. Психологические основы системы развивающего обучения Эльконина—Давыдова.

34. Психологические основы методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

35. Психологические основы системы развивающего обучения, основывающейся на теории поэтапного формирования умственных действий.

36. Развитие познавательных процессов и способностей в учебном процессе.

37. Структура процесса учения.

38. Учение как деятельность.

39. Концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов).

40. Мотивы учения: виды, уровни, качества.

41. Познавательные учебные мотивы.

42. Социальные познавательные мотивы.

43. Психологические основы обучения в младшем школьном возрасте.

44. Психологические основы обучения в младшем подростковом возрасте.

45. Психологические основы обучения в старшем школьном возрасте.

46. Психология воспитания.

47. Психология самовоспитания.

48. Формирование Я-концепции у подростков.

49. Условия (факторы) социализации личности.

50. Психологические особенности педагогической деятельности.

51. Педагогические способности.

52. Стили педагогической деятельности.

53. Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...