Тематика рефератов и /или курсовых работ
1. Проблема способности в психологии. 2. Талант и гениальность как уровни способностей. 3. Основные направления изучения способностей в психологии. 4. Ведущие свойства педагогических способностей. 5. Базовые педагогические способности. 6. Перцептивные способности педагога. 7. Педагогическое воображение как основа прогностических способностей. 8. Структура педагогических способностей. 9. Функциональные компоненты педагогической системы. 10. Общие педагогические способности. 11. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя. 12. Аутопсихологическая компетентность. 13. Рефлексивно-перцептивные умения учителя. 14. Основные механизмы познания педагогом личности учащегося. 15. Проблема рефлексии в психолого-педагогической литературе. 16. Базовые организаторские умения педагога. 17. Стили педагогической деятельности. 18. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 19. Педагогическая акмеология. Тема 14. Психология педагогического общения 14.1. Общая характеристика общения 14.1.1. Определения понятия общения 14.1.2. Междисциплинарный подход к общению 14.2. Специфика педагогического общения 14.2.1. Особенности педагогического общения 14.2.2. Направленность педагогического процесса 14.2.3. Модели педагогического общения 14.3. Социально-психологические аспекты педагогического общения 14.3.1. Основные стороны педагогического общения 14.3.2. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе 14.3.3. Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе 14.3.4. Барьеры педагогического общения 14.4. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения 14.4.1. Качества личности педагога, важные для общения
14.4.2. Коммуникативные умения, навыки и их характер 14.4.3. Стиль педагогического общения 14.4.4. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся
· Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. o Общение является предметом изучения многих наук. Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению. o Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную. o В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный компонент общения); обмен информацией (коммуникативный компонент); осуществление совместной деятельности (интерактивный компонент). · Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амотивная. · Механизмами межличностного восприятия являются: проецирование; децентрация; идентификация; эмпатия; стереотипизация. o А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические; этнонациональные; социально-статусные; социально-ролевые; экспрессивно-эстетические; вербально-поведенческие.
o Существует ряд факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы: эффект "ореола", безотчетное структурирование личности учащегося, эффект "проецирования", эффект "первичности"; эффект "последней информации" и др. o Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические. · Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана. o Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. o Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия. · Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п.
Основные термины и понятия: дидактогения, идентификация, коммуникативные способности, коммуникативный барьер, общение, педагогическое общение, стереотип, эмпатия, эффект "ореола", эффект "проецирования", эффект "первичности". Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определение понятия общения. 2. Как трактуется общение в разных науках? 3. В чем проявляются отличия изучения общения в педагогике и психологии? 4. Что такое "педагогическое общение"? 5. Как трактует общение А.А. Леонтьев? 6. Назовите и дайте характеристику основных функций педагогического общения.
7. В чем проявляется направленность педагогического процесса? 8. Что характерно, по Е.А. Климову, для представителей профессии "человек - человек"? 9. Назовите основные модели педагогического общения. 10. Чем отличается учебно-дисциплинарная модель общения от личностно-ориентированной? 11. Что характерно для авторитарного типа коммуникации? 12. Какие стороны общения обычно выделяются в социальной психологии? 13. В чем особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе? 14. Чем отличается перцептивная сторона педагогического общения от интерактивной? 15. Назовите основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе и дайте их характеристику. 16. Чем отличается децентрация от идентификации? 17. Какие группы социально-перцептивных стереотипов выделяет А.А. Реан? Как их можно учитывать в учебном процессе? 18. Как проявляются антропологические стереотипы? 19. Чем отличаются социально-статусные стереотипы от социально-ролевых? 20. Назовите основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. 21. В чем суть эффекта "ореола"? 22. Чем отличается эффект "проецирования" от эффекта "первичности"? 23. Что такое коммуникативный барьер? 24. Назовите основные группы барьеров педагогического общения. 25. К какой группе барьеров относятся барьеры неправильной установки сознания? 26. Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения? 27. Назовите основные показатели личностного плана. 28. Что такое коммуникативные способности? 29. Какие группы умения можно выделить на основе трехстороннего анализа общения? 30. Какие умения включают в себя умения межличностной коммуникации? 31. В чем суть перцептивных умений? 32. Охарактеризуйте разные стили педагогического общения. 33. Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся? 34. Что такое дидактогения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|