Виктимология адциктивного поведения
Виктимология адциктивного поведения алкоголиков охотно говорят о своих трудностях — тяжелом детстве и отрочестве, неудавшемся браке, проблемах на работе и т. п. Это нередко вызывает сочувствие, даже желание конкретно помочь (дать денег, что-нибудь купить, найти жилье). Добродетельность консультанта порой приносит хороший непосредственный эффект, однако обычно ненадолго. Консультант должен быть любезен с клиентом, однако не мягкосердечен, поскольку легко может стать жертвой манипуляций, ведь алкоголики отличаются умением вызывать сочувствие, привлекать на свою сторону и таким образом удерживать консультанта на безопасном расстоянии. Когда причины алкоголизма видят в жизненных трудностях, часто игнорируют существенный фактор — внутренние конфликты, страх перед самим собой. Услужливость и благотворительность без понимания внутреннего состояния клиента ему вредят — увеличивают чувство вины, тревожность и тем самым побуждают к новым эпизодам алкоголизации. Прежде всего, консультанту следует помнить, что некоторым алкоголикам вообще нельзя помочь. Важно также мнение консультанта об алкоголике. Многие алкоголики чувствительны к критике, они принимают защитную позу и становятся скрытными. Алкоголик в такой же мере достоин уважения, как любой другой человек. В беседе надо помочь ему понять самого себя. Большинство алкоголиков имеют низкий уровень самооценки, вплоть до самоуничижения. Безмерное пьянство, по крайней мере отчасти, отражает ненависть к себе и стремление к саморазрушению. Консультанту необходимо обратить внимание на сексуальную сферу алкоголика. Больным алкоголизмом присущи страхи по поводу потенции и вообще полноценности своей половой жизни. Поскольку алкоголик много времени проводит в однополом обществе, у него могут возникать страхи из-за мастурбации или гомосексуальных побуждений.
Раскрыть содержание своего внутреннего мира для алкоголика не легко. Столкнувшись с тем фактом, что его страхи, тайны сексуальной жизни доступны постороннему человеку, клиент может почувствовать себя обнаженным, как будто на него нападают, и начинает агрессивно реагировать на консультанта, а затем предаваться пьянству еще интенсивнее. Как это ни парадоксально, но сходным образом алкоголик воспринимает поверхностный подход консультанта, попытку избежать обсуждения острых вопросов и отказ от проникнове- Глава 5 ния в его внутренний мир. Консультант, по существу, оказывается в безвыходном положении — что бы он ни делал, все заканчивается одним результатом — возвращением клиента к алкоголю. Это ранит профессиональное самолюбие и является одной из главных причин, почему многие консультанты и психотерапевты отказываются помогать алкоголикам. При работе с алкоголиками консультант должен учитывать две важные вещи (Bird, 1973). Во-первых, следует отказаться от профессиональной напыщенности, т. е. не думать о своей силе и власти над клиентами и не ожидать от них бесконечной благодарности, перестать кичиться своими успехами. Иначе говоря, не надо «надувать» пузырь своего тщеславия — «Вот какой я! ». Во-вторых, следует яснее осознать склонность алкоголиков поддерживать и еще больше раздувать «пузырь» консультанта, чтобы потом «взорвать» его. Если консультант знает об этом, попытки клиента подорвать его самолюбие станут значительно менее болезненными, а кроме того, он спокойнее будет реагировать на заискивания клиента, усматривая в них лишь сопротивление консультированию, а следовательно, продолжение саморазрушения.
Консультант должен учитывать деструктивность алкоголика по отношению к самому себе. Сопротивляясь консультанту, алкоголик избегает понимания себя. Поскольку саморазрушительная тенденция составляет чуть ли не суть проблемы алкоголизма, надо всячески выставлять ее перед клиентом. Не осознав стремления к саморазрушению, клиент не поймет причины своего пристрастия к алкоголю. Очень важно, как говорить об этом. Алкоголик и сам знает, что он разрушает семью и жизнь близких. Но следует подчеркивать намеренный, хотя и неосознанный характер стремления, отчасти выражающегося в сопротивлении усилиям консультанта. Консультант должен не только объяснить смысл теперешних действий клиента, но и предсказать его поведение после прекращения консультирования. Предвидение, основанное на реалиях жизни клиента, дает ему определенную точку отсчета — когда многое из того, о чем говорил консультант, начнет сбываться, клиент сможет спокойнее, без излишней озлобленности и вины посмотреть на свое прошлое. Подобная тактика консультанта гораздо эффективнее, чем морализирование. Работая с алкоголиком, консультант должен учитывать некоторые принципы: Виктимология аддиктивного поведения • консультирование может происходить, только когда клиент не пьет. Пьющему клиенту помочь невозможно; • контакт с клиентом-алкоголиком амбивалентен, поскольку зависимость от консультанта смешана с враждебным и манипулятивным отношением к нему. Консультанту приходится усиливать зависимость клиента от себя, заменяя ею зависимость от алкоголя, которую алкоголик склонен отрицать. Он думает, что может контролировать как свое пьянство, так и жизнь вообще, хотя в действительности все наоборот; • консультант обязан разобраться в своих реакциях контрпереноса по отношению к клиенту. При работе с алкоголиками нередко возникает чувство безнадежности, поскольку кажется, что вложенные усилия бесполезны. Консультант должен четко понимать, что он не в силах остановить пьянство. Он может помочь алкоголику стремиться к трезвости, но не способен заставить его бросить пить. Клиент только собственными усилиями может полностью освободиться от пьянства. Поэтому консультант должен установить допустимые пределы проступков клиента и условия, при соблюдении которых возможно консультирование. Если условия не будут приняты, консультирование необходимо прекратить, но все же оставить клиенту возможность вернуться.
В зависимости от частоты и продолжительности запоев, психофизиологического состояния человека в момент обращения за помощью и системы его верований, подбирается тактика работы с ним. Существует две тактики изменения мышления. Первая — это однократная работа, за один сеанс. Этот метод придуман А. Р. Довженко и называется кодированием, он получил широкое распространение в России. Данная методика неоднократно модифицировалась. Суть работы — за один сеанс изменить мышление человека и дать ему возможность отказаться от алкоголя на какой-либо промежуток времени. Рассмотрим, что при этом происходит с психологической точки зрения (Гребнев, 1998). 1. Врач берет на себя ответственность за выздоровление. 2. Врач выступает в роли родителя, запрещающего употребление алкоголя под страхом смерти или болезней. 3. Клиент выступает в роли подчиняющегося, чаще всего ребенка, отказывающегося от алкоголя под страхом смерти или болезней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|