Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктимология адциктивного поведения




Глава 5

4. Все это базируется на основном инстинкте — инстинкте самосохранения и создает новое базовое предположение: алкоголь — смерть.

5. В результате формируется новое отношение к алкоголю, но ограниченное каким-либо сроком.

Вторая тактика — это проведение нескольких сеансов, во время которых формируется безразличное отношение к алкоголю под влиянием другой точки зрения. Прежде всего, психотерапевт сам должен верить в выбранную методику, т. е., на языке психотерапии, быть конгруэнтным. Только глубокая степень убежденности в том, что алкоголь — это яд, позволяет изменить мышление другого человека.

Целью психотерапии алкоголиков на первом этапе выздоровления должен быть не инсайт, а воздержание. И понимание того, что нельзя вмешиваться в личностные структуры клиента — это, может быть, самая трудная часть терапевтического процесса, которая познается лишь с опытом. Попытка изменить направленность защит сопряжена с риском некорректного применения. В результате возможно повышение уровня тревожности или невыраженного гнева, что может привести к возобновлению пьянства или прерыванию лечения.

У выздоровления существует пять уровней. Первый — это физический. И воздержание здесь является фундаментом. Соблюдение необходимой трезвости и чистоты от наркотиков, воздействующих на настроение, — это необходимое условие, но его не достаточно. Если мы имеем дело только с первым уровнем выздоровления, то сталкиваемся с синдромом «сухого пьяницы». Многим алкоголикам известен эффект «сухого похмелья» — состояние физического недомогания на фоне воздержания. Симптомы ломки у наркоманов часто присутствуют в период трезвости и могут быть опасным моментом, провоцирующим срыв. У алкоголиков наблюдается такой же феномен. Но более страшная картина наблюдается при таком явлении, как «сухой пьяница». Это алкоголик, живущий в трезвости, но без изменения личности. Он невыносим в быту и в общении. Постоянная раздражительность, вспышки гнева, обидчивость, депрессивное настроение и другие психологические нарушения становятся ярче при отсутствии алкоголя. Многие жены зависимых говорят о том, что начинают скучать по прежнему алкоголику, который, хотя и пил, но был более


Виктимология адциктивного поведения

уживчивее. С подобным эффектом чаще всего сталкиваются те, кто выбирает наиболее легкий путь лечения — короткий и дешевый.

Второй уровень выздоровления — ментальный, умственный. Должно наступить умственное прояснение, понимание концепции заболевания, его характеристик. К сожалению, часто приходится иметь дело с клиентами, которые уже не в состоянии осилить этот уровень. Их мыслительные способности снижены алкоголизмом настолько, что они не могут оценить свое состояние. Интеллектуальный порог находится на уровне умственной отсталости, так как алкоголизм приводит к органическим поражениям головного мозга. Или алкоголику слишком много лет и он уже не в здравом уме. Что делать в таких случаях? Это вопрос, на который надо отвечать в каждом конкретном случае по-разному. Иногда единственный способ — это страх, который может удержать от выпивки, поскольку он основывается на инстинкте самосохранения. Иногда — изоляция.

Моральный уровень, пожалуй, самый непростой Это способность взять на себя ответственность за собственную жизнь, за способность жить в правильных взаимоотношениях с миром. Человек выходит из роли жертвы. Он не виноват в том, что заболел, но несет ответственность за свое выздоровление. Это включает и способность доверять самому себе в достаточной мере для того, чтобы принять последствия своих решений.

Эмоциональный уровень — это серьезная работа с чувствами. Стремление избегать резких эмоциональных взлетов и падений, найти новые источники счастья: новых людей, места, вещи и т. д.

И, конечно, духовный уровень, который поможет открыть смысл и цель своей жизни, развить в себе смирение. «Мы не человеческие существа, пытающиеся обрести духовность. Мы духовные существа, пытающиеся жить в человеческой форме».

Итак, основные пункты работы с алкоголиком — это воздержание, предотвращение рецидивов, работа с нарушениями в характере и взаимоотношениях (психическими расстройствами). Терапевтическая позиция имеет свои особенности. Одним из важных факторов является установление и удержа-


Глава 5

ние границ. Необходимо избегать «сговоров» с клиентом. Сделать это бывает трудно, так как химическая зависимость построена на системе сговора. Необходимо помочь клиенту отыграть внутренние конфликты в противоположность аддик-ции.

В настоящее время считается, что наилучших результатов в помощи алкоголикам достигло распространенное во всем мире движение «Анонимные алкоголики» (АА), опирающееся на программу «12 шагов», о которой уже говорилось. Программа АА затрагивает самую сердцевину проблем алкоголика — страх перед собой (Bird, 1973).

5. 9. 4. Консультирование

при компьютерной зависимости

Можно определенно сказать, что на настоящий момент еще не разработаны подходы и методы консультирования для случаев компьютерной зависимости. Тут рекомендуется применять подходы, использующиеся для коррекции различных типов компульсивного поведения, таких, например, как игровая зависимость или переедание (Potera, 1998). Традиционно консультанты, специализирующиеся на терапии зависимостей, комбинируют методы индивидуальной, групповой и семейной терапии, уделяя особое внимание проблемам абстиненции. Эти проблемы часто являются мишенью терапевтической работы с клиентами, страдающими алкоголизмом, наркоманией или игровой зависимостью. В то же время в случае, скажем, компульсивного переедания клиента обучают умеренности, а не полному воздержанию. Тут необходимо научить устанавливать ограничения, находить баланс и разумно распределять свое время без полного отказа от любимого вида активности (Potera, 1998). Например, как при патологическом переедании можно установить такие ограничения, как полный отказ от определенных продуктов-триггеров (сладкое, жирное, чипсы). Подобным образом при интернет-зависимости можно рекомендовать клиенту полностью исключить посещение чатов.

При компьютерной зависимости можно применять различные техники поведенческой и интерперсональной психотерапии для снижения интенсивности использования Интер-


Виктимология адциктивного поведения

нета. Также консультирование может затрагивать более глубокие проблемы клиента, которые часто сосуществуют рядом с интернет-зависимостью (например, социальные фобии, расстройства настроения, недовольство браком, профессиональное выгорание).

Некоторые психотерапевты считают, что основным видом помощи при данном виде зависимости должно быть групповое консультирование (Clark et al., 1992; Fisher, Harrison 1997). Поддержка, конфронтация и инсайт, получаемые при помощи других участников группы с похожими проблемами, облегчает процесс восстановления.

Миллионы зависимых людей успешно восстановились в результате участия в программах «12 шагов» (таких, как «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Анонимные обжоры»). Считается, что интернет-зависимые могут достигать таких же успехов в группах, ориентированных именно на эти проблемы. Несколько таких групп в настоящее время работает в США. Группы поддержки работают также в Интернете (Suler, 1996; Young, 1997b) (www. rider. edu/users /suler /psycyber/supportgp. html). Однако безусловно, тут существует определенное противоречие, поскольку интернет-зависимость собственно и заключается в том, что люди постоянно находятся в чатах или на других интерактивных сайтах. И может оказаться, что предлагаемые сетевые группы поддержки могут усилить потребность аддикта в использовании Интернета, вместо того чтобы его избавить от компульсивного поведения.

Для диагностики интернет-зависимости используется опросник Кимберли Янг (Старшенбаум, 2005).

1. Вы используете Интернет, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения.

2. Вы не можете контролировать использование Интернета.

3. Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения.

4. Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.

5. После излишней траты денег на оплату соединения вы на следующий день начинаете все сначала.

6. Вы обманываете членов семьи и друзей, скрывая, сколько времени вы проводите в Интернете и степень вашей увлеченности им.


Глава 5

7. Вы чувствуете беспокойство или раздражение, когда вас отрывают от Интернета.

8. Вы думаете об Интернете, когда находитесь вне Сети.

9. Находясь вне Сети, вы испытываете подавленность или беспокойство.

10. Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за Интернета.

Если клиент честно ответил «да» более чем на 4 вопроса и его увлечение длится более года, ему необходима психологическая помощь.

Более подробный тест на интернет-зависимости приводит С. А. Кулаков (1996).

Ответы даются по 5-балльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в Сети?

3. Как часто вы предпочитаете развлечения Интернета близости с вашим партнером?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети?

5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в Сети?

6. Как часто от времени, проведенного в Сети, страдает ваше образование и работа?

7. Как часто вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования вами Интернета?

9. Как часто вы сопротивляетесь и секретничаете, когда вас спрашивают о том, что вы делали в Сети?

10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в Сеть?

12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, если что-то беспокоит вас, когда вы находитесь в Сети?


Виктимология аддиктивного поведения

14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в Сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в Сети, или воображаете, что вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут... », когда находитесь в Сети?

17. Как часто вы пытаетесь урезать свое время пребывания в Сети и терпите неудачу?

18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в Сети?

19. Как часто вы выбираете провести больше времени в Сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет снова?

Сумма 50—79 баллов говорит о серьезном влиянии Сети на его жизнь. Если сумма 80 баллов и выше, необходима помощь психолога.

Разработан также тест для родителей на интернет-зависимость их ребенка (Старшенбаум, 2005).

Ответы даются по 5-балльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования Сетью?

2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в Сети?

3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в Сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто ваш ребенок формирует новые отношения со своими друзьями по Сети?

5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребенком в Сети?

6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проводимого им в Сети?

7. Как часто ваш ребенок проверяет свою электронную почту, прежде чем делать что-либо еще?

8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в Сети общению с окружающими?

9. Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто вы заставали своего ребенка пробравшимся в Сеть против вашей воли?


Глава 5

11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?

13. Как часто ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили во время пребывания в Сети?

14. Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас еще не было Интернета?

15. Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в Сеть, когда он находится вне Сети?

16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в Сети?

17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в Сети?

18. Как часто ваш ребенок злится или становится агрессивным, когда вы накладываете ограничения на время, которое он проводит в Сети?

19. Как часто ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в Сети?

20. Как часто ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне Сети, а по возвращении в Сеть все это исчезает?

При сумме 50—79 баллов родителям необходимо учитывать влияние Интернета на жизнь своего ребенка и всей семьи. Если сумма равна 80 баллам и выше, необходима помощь психолога или психотерапевта.

5. 9. 5. Консультирование при игровой зависимости

Для распознавания игровой зависимости при консультировании используется активное слушание. Следует прояснить следующие обстоятельства, касающиеся пристрастия:

• Как часто клиент играет?

• Зарабатывает ли он деньги, чтобы потратить их на игру?

• Как долго он играет, теряет ли ощущение пространства и времени, проигрывает ли больше, чем наметил?

• Проявляется ли тревожное беспокойство, если нет возможности реализовать азарт?


Виктимология адциктивного поведения

• Как велико желание отыграться за проигрыш?

• Думает ли об игре дома, на работе и т. д.?

• Наносит ли игра ущерб его занятиям, благополучию семьи?

• Продолжает ли клиент играть, несмотря на долги?

i

При консультировании следует уделять внимание следующим моментам. Во-первых, очень важно оценить степень суицидального риска и обсудить эмоции клиента. Они характеризуются почти полной неосознанностью и никак не связываются с игровой зависимостью или саморазрушительным стилем жизни. Вместе с тем страх и отчаяние присутствуют постоянно, поэтому психическая боль может всплыть на поверхность внезапно и сделать суицидальные действия импульсивными. Во-вторых, следует со всей серьезностью относиться к проявлениям игровой зависимости как форме саморазрушающего поведения и помочь осознать это клиенту. В-третьих, стимулируя его работу над эмоциональными переживаниями в настоящем, важно обеспечивать его навыками описания (вербализации) своего состояния, обусловленного игровой зависимостью. В-четвертых, следует принимать во внимание мощность психологических защит (отрицания, вытеснения, регрессии), которые, безусловно, проявятся в процессе работы. В-пятых, следует подчеркивать, что возможные позитивные результаты работы — это только начало длительного пути совладания с игровой зависимостью, что потребует от клиента дальнейших усилий и настойчивости. Наиболее эффективной формой помощи при игровой зависимости являются «Анонимные игроки», которые действуют на основе принципов групп АА. Сюда относится программа «Жесткая любовь» («Tough Love») для компульсивных игроков и членов их семей, разработанная в США более четверти века назад Филлис и Дэвидом Йорком и получившая международное признание.

В качестве профилактических мер клиент может использовать рекомендации Калифорнийского совета по проблеме игровой зависимости.

1. Решите заранее, сколько времени и денег вы выделяете на азартную игру.

2. Играйте, осознавая, что вы скорее проиграете, чем выиграете, поэтому играйте на такую сумму, которую вы можете позволить себе потерять.

3. Принимайте обдуманные решения по поводу вашей игры — учитывайте случайности.


Глава 5

4. Расценивайте азартную игру как развлечение, а не как источник дохода.

5. Если вам достался хороший выигрыш — радуйтесь! Но напомните себе, что, вероятно, это больше никогда не повторится.

6. Не играйте в азартные игры, когда вы устали, когда вам скучно, вы взволнованы или сердиты.

7. Регулярно записывайте, сколько времени и денег вы потратили на азартную игру.

8. Воспринимайте вашу семью и друзей серьезно. Если они обеспокоены вашей игрой, они, возможно, видят что-то, чего вы не замечаете.

9. Играйте только на собственные деньги. Не одалживайте.

10. Осознайте, что в большинстве видов азартных игр вы не имеете влияния на ход игры, — результат случаен.

11. Во время игры прерывайтесь: пройдитесь, поешьте, выйдите на улицу, чтобы голова прояснилась.

12. Сохраняйте ясность мышления во время игры — ограничивайте потребление алкоголя.

13. Уравновешивайте азартную игру другими видами отдыха.

14. Идите играть вместе с тем, у кого нет проблем с азартными играми.

15. Не усугубляйте положение — не пытайтесь отыграть проигрыши.

16. Когда идете играть, не берите с собой кредитные и банковские карточки.

17. Установите себе лимит времени на игру.

18. Принимайте собственные решения по поводу азартных игр — не играйте потому, что другие так хотят.

19. Не используйте азартную игру как способ избежать негативных чувств или ситуаций.

20. Если вы озабочены своим пристрастием к азартной игре, поговорите с тем, кому вы доверяете.

Для изоляции игроголика от привычного окружения целесообразна госпитализация на 2—3 месяца, во время которой для купирования сопутствующего депрессивного синдрома обычно применяется литий, а также начинается психодинамическая терапия. Используется также имажинативная (лат. imago — образ) десенситизация, когда больной представляет,


Виктимология адциктивного поведения

как он воздерживается от игры в различных провоцирующих ситуациях. Пациенту также дают парадоксальное предписание играть в соответствии со строгим режимом, разработанным терапевтом. Эффективна групповая психотерапия, направленная на работу с образами и эмоциями, а также с проблемами общения, поскольку аддикты обычно испытывают значительные затруднения в этих сферах.

Лечение начинается с 2—3-недельного курса индивидуальной поддерживающей терапии, направленной на преодоление фазы разочарования. Затем с пациентом и его семьей заключают контракт, согласно которому он обязуется сделать все возможное для избежания срыва. Проводится групповая терапия, фокусированная на коррекции манипулятивного поведения и выработке мотивации к участию в сообществе «Анонимных игроков», с помощью которого пациент решает свои финансовые и семейные проблемы.

В работе с патологическими игроками учитывают следующие терапевтические мишени: 1) навязчивые мысли об игре, влечение к атмосфере игры. При неудовлетворении этих влечений возникает чувство дискомфорта, внутреннего напряжения; 2) игра может быть попыткой превратить депрессию в радость, оживить себя в ситуации риска, разрядиться, найти повод для плохого настроения (не везет в игре); 3) сверхценная идея быстрого и легкого обогащения; 4) реализация фактора веры, надежды на выигрыш; 5) авторитетная группа, разделяющая взгляды на риск, надежду и мифы о выигрыше; 6) перенос значимой жизнедеятельности в атмосферу игры, неопределенного исхода, риска, с появлением чувства насыщенности и значимости бытия (Онг, 2002).

А. Щербаков с соавторами (2003) описывают четыре этапа психодрамы игровой зависимости: 1. Создание личного мифа о собственном болезненном состоянии, с обозначением Провокатора и Судьбы. 2. Работа с генограммой: интрапсихиче-ское дистанцирование от семейного наследия. 3. Разыгрывание истории о собственном Большом марафоне. 4. Проработка раннего детского опыта и сегодняшних проблем.

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) разработали поэтапную программу терапии при этом состоянии. Диагностический этап включает постановку диагноза, определение стадии игровой зависимости, выяснение индивидуальных особенностей фаз игрового цикла. Психообразовательный этап посвящен осознанию невозможности вернуть свое первоначальное


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...