Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы обеспечения качества проекта.




Одна из ключевых функций УП (наряду с такими, как управление стоимостью и временем) — управление качеством проекта.

Качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Соответственно менеджмент каче­ства — совокупность непрерывно развивающихся принципов, подхо­дов и методов управления, позволяющих компаниям успешно конку­рировать на мировых рынках в длительном периоде.

Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация» (сорт, класс). Под последним понимается категория или разряд, присвоен­ный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество — это всегда проблема, низ­кий сорт — не обязательно.

Принято различать четыре ключевых аспекта качества.

1. Качество, обусловленное соответствием рыночным потребно­стям и ожиданиям. Этот аспект качества достигается благодаря эф­фективному определению и своевременной актуализации потребнос­тей и ожиданий потребителя на основе анализа рынка.

2. Качество разработки и планирования проекта. Данный аспект качества достигается благодаря тщательной разработке самого проек­та и его продукции.

3. Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плано­вой документацией. Этот аспект качества обеспечивается благодаря соответствию реализованных характеристик проекта плановым.

4. Качество материально-технического обеспечения проекта.

К настоящему моменту многие из мировых достижений менедж­мента качества кодифицированы в форме международных стандартов серии 150 9000:2000. Отдельного обсуждения заслуживают восемь принципов всеобщего менеджмента качества, заложенных в этих стандартах. Рассмотрим указанные принципы подробнее.

1. Акцент на потребителя. Компания, стремящаяся к достижению успеха на основе менеджмента качества, на первый план должна поста­вить работу с потребителями, выявление их требований к поставляемым продукции и услугам, обеспечить удовлетворенность и лояльность по­требителей, стремиться превышать ожидания заказчика.

2. Процессный подход. Вся деятельность компании интерпретиру­ется как совокупность бизнес-процессов, каждый из которых имеет свой вход, выход, использует определенные ресурсы и находится под управлением. Интерпретация деятельности компании как совокупности бизнес-процессов дает ее руководству целый ряд значительных выгод.Во-первых, процессный подход позволяет эффективно управлять вниманием руководителей и сотрудников компании. По большому счету в менеджменте как области человеческой деятельности суще­ствует всего один вопрос: на что нужно обращать внимание, чтобы до­биться успеха в бизнесе? Применение процессного подхода на прак­тике позволяет руководителям компаний решать задачу концентрации внимания всех сотрудников на наиболее важных факторах успеха на конкурентном рынке. Во-вторых, процессный подход создает возможности для эффек­тивных коммуникаций в компании, разрушая межфункциональные барьеры, неизбежно возникающие в любой организации в связи с раз­делением труда между ее подразделениями и участниками. В-третьих, применение процессного подхода позволяет занимать­ся совершенствованием деятельности компании на постоянной, непре­рывной, целенаправленной основе.

3. Системный взгляд на бизнес означает, что деятельность компании следует рассматривать как систему взаимосвязанных бизнес - процессов. Это делает необходимым учитывать взаимное влияние бизнес-процессов друг на друга. Изменения в одном бизнес-процессе могут порождать последствия для других.

4. Принятие решений на основе фактов. Решения в компании должны приниматься не на основе случайных интуитивных «озаре­ний» руководства, менеджеров или сотрудников компаний, а на ос­нове фактов. Следовательно, в компании должна быть организована деятельность по систематическому сбору, анализу и интерпретации данных. Для решения этой задачи на практике специалистами разра­ботано большое количество специальных методов, в частности статис­тических (см. ниже).

5. Непрерывное совершенствование. Это один из наиболее важ­ных принципов менеджмента качества. Конечная цель его — созда­ние реальных конкурентных преимуществ, которые с высокой вероят­ностью приведут к росту финансовых показателей деятельности.

6. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. В работу по совершенствованию деятельности на основе менеджмента качества должны вовлекаться не только сотрудники и подразделения самой компании, но и поставщики. В идеале качество должно начинаться «с добычи руды». Лучшие японские компании отслеживают пробле­мы качества до третьих-четвертых поставщиков. Понятно почему: если на вход в бизнес-процессы поступают материалы и комплектую­щие с большими разбросами характеристик, то что бы ни делали со­трудники данной компании, обеспечить высокое качество выходов своих бизнес-процессов при низких затратах им вряд ли удастся.

7. Лидерство высшего руководства. Важнейший аспект менедж­мента качества — гуманитарный. Он воплощен в двух принципах. Первый — ведущая роль высшего руководства в деле совершенство­вания качества. Решение проблем качества невозможно отдать на от­куп кому-то из подчиненных. Менеджмент качества — один из наи­более важных вопросов в повестке дня любого руководителя. Без глубокой вовлеченности высшего руководства в проблематику каче­ства говорить о каких-то улучшениях деятельности бессмысленно.

8. Вовлечение сотрудников. Качество — прерогатива компании в целом. Оно не может быть создано в результате каких-то действий на каком-то уровне управления. В работу по совершенствованию ка­чества должны быть вовлечены все сотрудники компании.

Иными словами, современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

• качество — неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

• качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

• ответственность за качество должна быть адресной;

• для реального повышения качества нужны новые технологии;

• повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

• контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

• политика в области качества должна быть частью общей поли­тики предприятия.

ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) - стандарт для обеспечения качества результатов проектов;

ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.

Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;

ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

Стандарт ISO10006 имеет название "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами ". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

ориентация деятельности Компании на клиента;

ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;

представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;

сфокусированность на качестве продуктов и услуг как необходимое условие соответствия целям проекта;

процессное представление всех видов деятельности;

системный подход к управлению проекта в целом.

Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами, управление персоналом, управление информацией, управление рисками, управление материально-техническим снабжением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...