Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и техника управления инновационными проектами. Технологии управления инновационными проектами.




Инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интел­лектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствова­ние процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относиться к сфе­рам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества

Инновационная деятельность (ИД) — вид деятельности, связанный с внедрением научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенство­ванные продукты, внедренные на рынке, технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам (рис. 12.12).

Различают следующие виды инноваций:

· технологические;

· создание нового рынка;

· освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;

· реорганизация системы управления.

Основными формами трансфера технологий (ТТ) являются:

· передача патентов на изобретения;

· патентное лицензирование;

· торговля беспатентными изобретениями;

· передача технической документации;

· передача ноу-хау;

· передача технологических сведений, сопутствующих приобре­тению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

· информационный обмен в персональных контактах на семина­рах, симпозиумах, выставках и т.п.; инжиниринг;

· научные исследования и разработки при обмене учеными и спе­циалистами;

· проведение различными фирмами совместных исследований и разработок;

· организация совместного производства; ^ организация совместных предприятий.

Инвестор воспринимает инновации через призму инвестиционного проекта, который является организационно-финансовым планом про­движения инноваций (табл. 1).

Структура инновационного проекта

 

Стадия ИД Фаза инвестиционного проекта
    Наименование Содержание
Научные исследования и разработки. Прединвестиционная фаза Исследование возможностей Исследование обеспечения Технико-экономическое обо­снование (ТЭО) Подготовка оценочного за­ключения
Приобретение неове-ществленной техноло­гии (патенты, лицензии, раскрытие ноу-хау, тор­говых марок, конструк Инвестиционная фаза (фаза внед­рения проекта) Установление правовой, фи­нансовой и организационной основ для осуществления про­екта Проведение переговоров, тендеры и заключение контр­актов Приобретение и передача тех­нологий, включая основные проектные работы
ций, моделей и услуг технологического со­держания) Инструментальная подготовка и организа­ция производства Приобретение овещест­вленной технологии (машин, оборудования) Маркетинг новых про­дуктов: — предварительное исследование рынка; — адаптация продукта Рекламная кампания Создание сетей распро­странения продукции Подготовка персонала, пуск производства     Приобретение земли, строи­тельство и установка обору­дования     Предпроизводственный мар­кетинг, в том числе обеспече­ние поставок и формирование администрации фирмы Набор и обучение персонала Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия
    Маркетинг новых про­дуктов — предвари­тельное исследование рынка Эксплуатацион­ная фаза Устранение сбоев производ­ства   Повышение производитель­ности и качества труда Расширение производства Модернизация производства Стратегические исследования рынка

Существуют два метода продвижения инноваций — «вертикаль­ный» и «горизонтальный».

При вертикальном методе весь инновационный цикл сосредото­чивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению. Од­нако применимость этого метода весьма ограниченна: либо сама орга­низация должна быть мощным концерном, объединяющим все ви­ды отделов, производств и служб (например, концерн «Вольво», не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весь­ма специфической продукции, не содержащей разнородных состав­ных частей, например новые химические или фармакологические ма­териалы.

Горизонтальный метод — метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции рас­пределены между участниками.

В России возможности ТТ основываются на наличии и видах субъектов технологической инновационной деятельности (ТИД) с учетом наследия инфраструктуры советского периода (табл. 12.9).

Различают трансфер некоммерческий и коммерческий.

Объекты некоммерческого трансфера — свободная научно-тех­ническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги, про­спекты и т.п.

Объекты коммерческого трансфера — промышленная собствен­ность (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные об­разцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, зна­ков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии.

Финансируют инновационные проекты собственными или заем­ными средствами на условиях роялти (ежегодных отчислений), услуг банков рисковых капиталов, на так называемых биржах технологий, через совместные предприятия.

Основными формами трансфера технологий являются передача лицензий, ноу-хау, инжиниринг, промышленная кооперация, совмест­ные предприятия, техническая помощь (в том числе со стороны меж­дународных организаций типа ЮНИДО, ЕБРР).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ТИД

Виды организаций

· Организации РАН

· Университеты

· Крупные оборонные НИИ и КБ

· Малые пред­приятий науч­но-технической сферы

· (МП НТС)

· ИТЦ на базе конверсиооных предприятий

· Крупные промышленные предприятия

· Обучающие формы

· Консалтинговые фирмы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...