Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы финансового менеджмента




Для того, чтобы сформировать цельное представление о финансовом менеджменте, необходимо уяснить некоторые общетеоретические положения.

Финансы — это система отношений в сфере образования, распределения и использования финансовых средств.

Финансы предприятия охватывают экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия его с другими экономическими субъектами, а также среди внутрипроизводственных звеньев.

Финансовый механизм — это совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов. Финансовый механизм обслуживает процессы обмена и распределения финансовых ресурсов между кредиторами и дебиторами на финансовых рынках при помощи финансовых инструментов через финансовые учреждения.

Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств у участников финансовых сделок. Финансовые ресурсы являются товаром, предметом купли-продажи на финансовых рынках, где все субъекты подразделяются на кредиторов и дебиторов, инвесторов и заемщиков, а в качестве альтернативной стоимости выступает годовая процентная ставка i.

Альтернативная стоимость — упущенная, недополученная прибыль в результате инвестирования в определенный проект по сравнению с простейшей альтернативой помещения капитала в банк под процент i.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Это процесс управления финансовыми отношениями предприятия с другими экономическими субъектами и внутрипроизводственными отношениями.

Финансовый менеджмент — это принятие управленческих решений в трех сферах деятельности предприятия — производственной, инвестиционной и финансовой на основе информации, полученной от маркетинга, управленческого учета и бухгалтерского учета. Менеджмент — это управление, поэтому финансовый менеджмент — это управление:

1) в производственной сфере деятельности:

§ управление прибылью (управление выручкой — объем, ассортимент, структура продукции;

§ управление запасами (контроль оборачиваемости);

2) в инвестиционной сфере деятельности:

§ управление активами (внеоборотными и оборотными);

§ управление инвестиционными проектами;

3) в финансовой сфере деятельности:

§ управление денежными средствами и финансовыми вложениями;

§ управление источниками финансирования (пассивами);

§ управление денежными потоками.

Субъектами финансового менеджмента являются менеджеры, инвесторы-собственники, инвесторы-кредиторы. Всех их интересуют разные целевые показатели деятельности финансовых отношений.

1. Менеджеры:

1) анализ производственной деятельности:

§ рентабельность производственной деятельности;

§ анализ операционных затрат;

§ операционный рычаг;

2) доходность:

§ рентабельность активов;

§ рентабельность чистых активов;

§ эффективность инвестиций (норма доходности, IRR);

§ стоимость бизнеса;

3) управление ресурсами:

§ оборачиваемость активов;

§ оборачиваемость производственных запасов;

§ оборачиваемость дебиторской задолженности;

§ оборачиваемость денежных средств;

§ длительность финансового цикла;

§ структура дебиторской и кредиторской задолженности;

§ эффективность использования ресурсов (материалоемкость, производительность труда, фондоотдача).

2. Инвесторы-собственники:

1) прибыльность:

§ рентабельность собственного капитала;

§ дивиденды;

2) рыночная стоимость предприятия:

§ прибыль на акцию;

§ соотношение рыночной и балансовой цены акций;

§ мультипликатор доходов (цена акции / прибыль на акцию);

3) распределение прибыли:

§ дивиденды на акцию;

§ текущая доходность (дивиденды / цена акции);

§ коэффициент выплаты дивидендов (дивиденды / прибыль).

3. Инвесторы-кредиторы:

1) платежеспособность:

§ коэффициенты ликвидности;

§ состояние счетов;

§ анализ кредиторской задолженности;

2) кредитоспособность:

§ коэффициент покрытия долгов;

§ анализ денежных потоков;

§ кредитная история;

3) финансовая устойчивость:

§ золотое правило финансирования;

§ соотношение собственных и заемных средств;

§ уровень финансового рычага.

Особое значение в понимании основ финансового менеджмента отводится пониманию математических основ.

Привлечение и вложение капитала всегда связано с относительной величиной, которая ассоциируется с выгодностью деятельности, — это либо альтернативная стоимость использования собственного капитала, либо плата за привлеченный (заемный) капитал, или иначе процент, процентная ставка i. С процентной ставкой связаны такие фундаментальные положения теории финансов, как наращение и дисконтирование.

Знание математических основ финансового менеджмента применяется при решении следующих проблем: операции по вкладам, расчеты по кредиту, оценка альтернативных вариантов вложения капитала, управление денежными средствами предприятия, целесообразность привлечения заемного капитала, определение стоимости предприятия: «производить или покупать?», «покупать или арендовать?», «покупать за наличные или в кредит?».

Финансовый менеджмент решает следующие вопросы:

§ как сопоставить денежные суммы, получаемые (выплачиваемые) в разное время;

§ сколько нужно инвестировать сегодня, чтобы получить определенную сумму в будущем;

§ покупать участок или арендовать;

§ сколько сегодня стоит право получать в течение нескольких лет равные суммы;

§ сколько следует ежемесячно откладывать, чтобы обеспечить определенный пенсионный доход.

Для решения этих проблем применяются следующие математические инструменты.

1. Коэффициент наращивания:

,

где i — заданная процентная ставка в десятичном виде (10% = 0,1).

Этот коэффициент отражает реальную стоимость на момент t текущего поступления.

2. Коэффициент дисконтирования:

.

Этот коэффициент показывает, во сколько раз при заданной процентной ставке i каждая денежная единица, получаемая в период t, менее ценна, чем денежная единица на исходный момент (t = 0) — это текущая стоимость будущих поступлений.

В финансовом планировании умножением на коэффициент дисконтирования или на коэффициент наращения составляющие плановых расчетов разных периодов приводятся в сопоставимый вид по фактору времени.

Другой важной категорией финансового менеджмента является аннуитет — серия равновеликих платежей (рента).

1. Коэффициент наращивания аннуитета:

.

Этот коэффициент отражает реальную стоимость на момент t регулярных текущих поступлений равновеликих сумм.

2. Коэффициент дисконтирования аннуитета:

.

Этот коэффициент показывает текущую стоимость при заданной процентной ставке i равновеликих платежей в течение t периодов.

3. Реальная процентная ставка — ставка, очищенная от инфляции. Она рассчитывается, исходя из номинальной ставки i и темпов инфляции p по следующей формуле:

.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте известное Вам определение финансового менеджмента.

2. Назовите целевые показатели финансовых отношений менеджеров.

3. Назовите целевые показатели финансовых отношений инвесторов-собственников.

4. Назовите целевые показатели финансовых отношений инвесторов-кредиторов.

5. Для чего используются следующие математические инструменты в финансовом менеджменте: коэффициент наращивания, коэффициент дисконтирования, аннуитет?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...