Методологические основы финансового менеджмента
Для того, чтобы сформировать цельное представление о финансовом менеджменте, необходимо уяснить некоторые общетеоретические положения. Финансы — это система отношений в сфере образования, распределения и использования финансовых средств. Финансы предприятия охватывают экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия его с другими экономическими субъектами, а также среди внутрипроизводственных звеньев. Финансовый механизм — это совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов. Финансовый механизм обслуживает процессы обмена и распределения финансовых ресурсов между кредиторами и дебиторами на финансовых рынках при помощи финансовых инструментов через финансовые учреждения. Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств у участников финансовых сделок. Финансовые ресурсы являются товаром, предметом купли-продажи на финансовых рынках, где все субъекты подразделяются на кредиторов и дебиторов, инвесторов и заемщиков, а в качестве альтернативной стоимости выступает годовая процентная ставка i. Альтернативная стоимость — упущенная, недополученная прибыль в результате инвестирования в определенный проект по сравнению с простейшей альтернативой помещения капитала в банк под процент i. Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Это процесс управления финансовыми отношениями предприятия с другими экономическими субъектами и внутрипроизводственными отношениями.
Финансовый менеджмент — это принятие управленческих решений в трех сферах деятельности предприятия — производственной, инвестиционной и финансовой на основе информации, полученной от маркетинга, управленческого учета и бухгалтерского учета. Менеджмент — это управление, поэтому финансовый менеджмент — это управление: 1) в производственной сфере деятельности: § управление прибылью (управление выручкой — объем, ассортимент, структура продукции; § управление запасами (контроль оборачиваемости); 2) в инвестиционной сфере деятельности: § управление активами (внеоборотными и оборотными); § управление инвестиционными проектами; 3) в финансовой сфере деятельности: § управление денежными средствами и финансовыми вложениями; § управление источниками финансирования (пассивами); § управление денежными потоками. Субъектами финансового менеджмента являются менеджеры, инвесторы-собственники, инвесторы-кредиторы. Всех их интересуют разные целевые показатели деятельности финансовых отношений. 1. Менеджеры: 1) анализ производственной деятельности: § рентабельность производственной деятельности; § анализ операционных затрат; § операционный рычаг; 2) доходность: § рентабельность активов; § рентабельность чистых активов; § эффективность инвестиций (норма доходности, IRR); § стоимость бизнеса; 3) управление ресурсами: § оборачиваемость активов; § оборачиваемость производственных запасов; § оборачиваемость дебиторской задолженности; § оборачиваемость денежных средств; § длительность финансового цикла; § структура дебиторской и кредиторской задолженности; § эффективность использования ресурсов (материалоемкость, производительность труда, фондоотдача). 2. Инвесторы-собственники: 1) прибыльность: § рентабельность собственного капитала; § дивиденды; 2) рыночная стоимость предприятия:
§ прибыль на акцию; § соотношение рыночной и балансовой цены акций; § мультипликатор доходов (цена акции / прибыль на акцию); 3) распределение прибыли: § дивиденды на акцию; § текущая доходность (дивиденды / цена акции); § коэффициент выплаты дивидендов (дивиденды / прибыль). 3. Инвесторы-кредиторы: 1) платежеспособность: § коэффициенты ликвидности; § состояние счетов; § анализ кредиторской задолженности; 2) кредитоспособность: § коэффициент покрытия долгов; § анализ денежных потоков; § кредитная история; 3) финансовая устойчивость: § золотое правило финансирования; § соотношение собственных и заемных средств; § уровень финансового рычага. Особое значение в понимании основ финансового менеджмента отводится пониманию математических основ. Привлечение и вложение капитала всегда связано с относительной величиной, которая ассоциируется с выгодностью деятельности, — это либо альтернативная стоимость использования собственного капитала, либо плата за привлеченный (заемный) капитал, или иначе процент, процентная ставка i. С процентной ставкой связаны такие фундаментальные положения теории финансов, как наращение и дисконтирование. Знание математических основ финансового менеджмента применяется при решении следующих проблем: операции по вкладам, расчеты по кредиту, оценка альтернативных вариантов вложения капитала, управление денежными средствами предприятия, целесообразность привлечения заемного капитала, определение стоимости предприятия: «производить или покупать?», «покупать или арендовать?», «покупать за наличные или в кредит?». Финансовый менеджмент решает следующие вопросы: § как сопоставить денежные суммы, получаемые (выплачиваемые) в разное время; § сколько нужно инвестировать сегодня, чтобы получить определенную сумму в будущем; § покупать участок или арендовать; § сколько сегодня стоит право получать в течение нескольких лет равные суммы; § сколько следует ежемесячно откладывать, чтобы обеспечить определенный пенсионный доход. Для решения этих проблем применяются следующие математические инструменты. 1. Коэффициент наращивания: , где i — заданная процентная ставка в десятичном виде (10% = 0,1).
Этот коэффициент отражает реальную стоимость на момент t текущего поступления. 2. Коэффициент дисконтирования: . Этот коэффициент показывает, во сколько раз при заданной процентной ставке i каждая денежная единица, получаемая в период t, менее ценна, чем денежная единица на исходный момент (t = 0) — это текущая стоимость будущих поступлений. В финансовом планировании умножением на коэффициент дисконтирования или на коэффициент наращения составляющие плановых расчетов разных периодов приводятся в сопоставимый вид по фактору времени. Другой важной категорией финансового менеджмента является аннуитет — серия равновеликих платежей (рента). 1. Коэффициент наращивания аннуитета: . Этот коэффициент отражает реальную стоимость на момент t регулярных текущих поступлений равновеликих сумм. 2. Коэффициент дисконтирования аннуитета: . Этот коэффициент показывает текущую стоимость при заданной процентной ставке i равновеликих платежей в течение t периодов. 3. Реальная процентная ставка — ставка, очищенная от инфляции. Она рассчитывается, исходя из номинальной ставки i и темпов инфляции p по следующей формуле: . Вопросы для самопроверки 1. Дайте известное Вам определение финансового менеджмента. 2. Назовите целевые показатели финансовых отношений менеджеров. 3. Назовите целевые показатели финансовых отношений инвесторов-собственников. 4. Назовите целевые показатели финансовых отношений инвесторов-кредиторов. 5. Для чего используются следующие математические инструменты в финансовом менеджменте: коэффициент наращивания, коэффициент дисконтирования, аннуитет?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|