Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация активов в зависимости от практики контроля и нормирования





Оборотные активы компании
Оборотные производственные фонды Сфера производства 1. Производственные запасы Нормируемые оборотные средства
2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления
3. Расходы будущих периодов
Фонды обращения Сфера обращения 4. Готовая продукция на складе и отгруженная, находящаяся в оформлении
5. Товары отгруженные, но неоплаченные покупателями Ненормируемые оборотные средства
6. Денежные средства в кассе и на счетах в банках
7. Дебиторская задолженность
8. Средства в прочих расчетах

Особый интерес в классификации оборотных активов представляет признак степени ликвидности оборотных активов.

1. Абсолютно ликвидные активы.К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства.

2. Высоколиквидные активы — это группа активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца) без ощутимых потерь своей рыночной стоимости: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность.

3. Среднеликвидные активы.К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции.

4. Слаболиквидные активы.К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство.

5. Неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.



Классификация оборотных активов по степени их ликвидности характеризует качество средств компании, находящихся в обороте. Задача такой классификации — выявление тех текущих активов, возможность реализации которых представляется маловероятной.

Далее разберем алгоритм политики управления оборотными активами компании.

Политика управления оборотными активами как составная часть общей финансовой политики компании состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования.

Процесс разработки политики управления оборотными активами компании может быть представлен следующим алгоритмом:

1) анализ оборотных активов компании в предшествующем периоде;

2) выбор подходов к формированию оборотных активов компании;

3) определение оптимального объема оборотных активов;

4) определение оптимального соотношения между постоянной и переменной частями оборотных активов;

5) обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов;

6) выбор мер по повышению рентабельности оборотных активов;

7) минимизация потерь оборотных активов;

8) определение источников финансирования отдельных видов оборотных активов и оптимизация их структуры.

Анализ оборотных активов компании в предшествующем периоде позволяет определить общий уровень эффективности управления оборотными активами в компании и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде. Анализ проводится в несколько этапов.

I этап. Определение динамики общего объема оборотных активов компании: изучение темпов изменения средней суммы оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов, а также динамики удельного веса оборотных активов в общей сумме активов компании.

II этап. Определение динамики состава оборотных активов компании в разрезе основных их видов:

§ запасов сырья, материалов и полуфабрикатов;

§ запасов готовой продукции, дебиторской задолженности;

§ остатков денежных активов.

Это позволяет сравнить темпы изменения каждого вида оборотных активов и темпы изменения объема производства и реализации продукции. В результате анализа состава оборотных активов компании по отдельным их видам осуществляется оценка их ликвидности.

III этап. Изучение оборачиваемости отдельных видов оборотных активов и общей их суммы на основе коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. Сущность и расчет этих показателей состоит в следующем.

Коэффициент оборачиваемости отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными активами компании за рассматриваемый период (либо свидетельствует об объеме реализованной продукции, приходящейся на каждый рубль оборотных средств). Коэффициент оборачиваемости оборотных активов определяется отношением выручки от реализации продукции к среднему остатку оборотных активов в рассматриваемом периоде.

Помимо коэффициента оборачиваемости оборотных активов целесообразно рассчитывать коэффициенты оборачиваемости по каждому элементу этих активов:

§ коэффициент оборачиваемости готовой продукции равен отношению выручки от реализации продукции к стоимости готовой продукции;

§ коэффициент оборачиваемости материальных запасов равен отношению выручки от реализации продукции к среднему остатку материальных запасов в рассматриваемом периоде;

§ коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен отношению выручки от реализации продукции к среднему остатку дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде;

§ коэффициент оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений равен отношению выручки от реализации продукции к среднему остатку денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в рассматриваемом периоде.

Продолжительность одного оборота определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и кончая поступлением денег на счета компании от реализации продукции. Период оборота оборотных активов характеризуется расчетом ряда показателей по элементам этих активов.

1. Продолжительность одного оборота оборотных активов :

Продолжительность одного оборота оборотных активов = (Средний остаток оборотных активов в рассматриваемом периоде × Число дней в рассматриваемом периоде) / Выручка от реализации продукции.

2. Продолжительность одного оборота запасов:

Продолжительность одного оборота запасов = (Средний остаток запасов в рассматриваемом периоде × Число дней в рассматриваемом периоде) / Выручка от реализации продукции.

3. Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности:

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности = (Средний остаток дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде × Число дней в рассматриваемом периоде) / Выручка от реализации продукции.

4. Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности :

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности = (Средний остаток кредиторской задолженности в рассматриваемом периоде × Число дней в рассматриваемом периоде) / Выручка от реализации продукции.

5. Период оборачиваемости оборотных активов (финансовый цикл или цикл денежного оборота) :

Период оборачиваемости оборотных активов (финансовый цикл или цикл денежного оборота) = Продолжительность производственного цикла компании (период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов + Период оборота среднего объема незавершенного производства + Период оборота среднего запаса готовой продукции) + Средний период оборота дебиторской задолженности - Средний период оборота кредиторской задолженности.

В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов компании, исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

Операционный цикл — период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Производственный цикл — период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента их поступления в организацию и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям. Финансовый цикл — период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученное сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.

IV этап. Определение рентабельности оборотных активов и оценка факторов ее определяющих. Показатель рентабельности является одним из основных стоимостных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат, вложенных в процесс производства и реализации продукции, работ и услуг (т.е. величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотных активов). В состав показателей рентабельности оборотных активов включаются следующие показатели:

1) рентабельность оборотных активов;

2) рентабельность чистого оборотного капитала;

3) рентабельность реализованной продукции;

4) рентабельность краткосрочных финансовых вложений.

1. Рентабельность оборотных активов:

Рентабельность оборотных активов = (Прибыль от реализации продукции / Средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде) × 100%.

2. Рентабельность чистого оборотного капитала :

Рентабельность чистого оборотного капитала = (Прибыль от реализации продукции / Средняя стоимость чистого оборотного капитала за рассматриваемый период) × 100%.

3. Рентабельность реализованной продукции :

Рентабельность реализованной продукции = (Прибыль от реализации продукции / Полная себестоимость реализации продукции) × 100%.

4. Рентабельность краткосрочных финансовых вложений :

Рентабельность краткосрочных финансовых вложений = Прибыль от краткосрочного инвестирования свободных денежных активов в рассматриваемом периоде / Средний остаток денежных активов в форме краткосрочных финансовых вложений в рассматриваемом периоде.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

§ уровень организации производства и управления;

§ структура капитала и его источников;

§ степень использования производственных ресурсов;

§ объем, качество и структура продукции;

§ затраты на производство и себестоимость изделий;

§ прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

V этап. Оценка состава основных источников финансирования оборотных активов в результате изучения динамики их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы. Определение уровня финансового риска в зависимости от сложившейся структуры источников финансирования оборотных активов.

Выбор подходов к формированию оборотных активов компании. Возможны три подхода к формированию оборотных активов компании:

1) консервативный;

2) умеренный;

3) агрессивный.

Каждый из этих подходов отражает различные соотношения уровня эффективности их использования и риск. Они определяют величину оборотных активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.

1. Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов, обеспечивающей операционную деятельность. Он предусматривает создание значительных резервов оборотных активов на случай непредвиденных возможных осложнений в обеспечении компании сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. В результате консервативный подход к формированию оборотных активов минимизирует операционные и финансовые риски. Но он отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — их оборачиваемости и уровне рентабельности.

2. Умеренный подход к формированию оборотных активов состоит в обеспечении полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создании нормальных страховых резервов на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности компании. В результате умеренный подход к формированию оборотных активов обеспечивает среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.

3. Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия отражают различные соотношения уровня эффективности их использования и риска и определяют сумму и уровень этих активов по отношению к объему операционной деятельности.

Вложения в текущие активы наиболее высоки при проведении консервативной финансовой политики и минимальны при агрессивной политике. Есть мнение, что консервативная краткосрочная финансовая политика, несмотря на то, что является более дорогостоящей, обеспечивает больший финансовый результат. Например, продажи будут стимулироваться кредитной политикой предприятия, обеспечивающей удобное для заказчиков финансирование. Большой объем готовой продукции на складах обеспечивает быструю поставку товара покупателям и может увеличить продажи. Подобным образом большие вложения в производственные запасы могут в результате способствовать меньшим простоям производства из-за недостатка запасов.

Более агрессивная краткосрочная финансовая политика, возможно, уменьшит будущие продажи до уровня более низкого, нежели тот, который мог быть достигнут при помощи консервативной политики. Возможно также, что бремя более высоких цен можно переложить на клиентов путем консервативной политики в отношении оборотного капитала. Определенная доля покупателей согласна платить более высокую цену за услуги по быстрой доставке и более либеральные условия кредита, подразумевающиеся при консервативной финансовой политике.

Однако с учетом факторов, влияющих на объем текущих активов, и выбранной политики их формирования, задачей финансовой политики является оптимизация инвестиций в оборотные активы.

Оптимизация объема оборотных активов зависит от поиска компромисса между издержками, которые увеличиваются и падают в зависимости от объема инвестирования в оборотные активы.

При увеличении вложений в оборотные активы предприятие несет вынужденные издержки , а именно: издержки, связанные с хранением, отвлечением средств в низкорентабельные оборотные активы, увеличением риска потерь, например:

§ денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь, колебаниям курса валют;

§ краткосрочные финансовые вложения — риску потерь части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка;

§ дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата;

§ запасы товарно-материальных ценностей — риску потерь от естественной убыли и т.п.

Вынужденные издержки — издержки, которые растут с увеличением объема инвестирования в оборотные активы.

Однако, с другой стороны, при нехватке оборотных средств предприятие несет издержки, связанные с экономией на масштабе, например, возникшие в результате нарушения графика производства, уменьшения продаж, ухудшения репутации, или с дополнительными расходами по привлечению денежных активов.

Определение оптимального объема оборотных активов зависит от избранного подхода к их формированию. Оптимизация объема оборотных активов должна обеспечивать заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов включает три этапа.

I этап. Определение мер по сокращению продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий — производственного и финансового циклов) компании. Сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции. На данном этапе используются результаты анализа оборотных активов в предшествующем периоде.

II этап. Оптимизация объема и уровня отдельных видов оборотных активов на основе избранного подхода к формированию оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и выявленных резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий). Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.

III этап. Определение общего объема оборотных активов компании на предстоящий период производится по следующей формуле:

ОА = ЗСМ + ЗГП + ДЗ + ДА + П,

где ОА — общий объем оборотных активов компании на конец рассматриваемого предстоящего периода;

ЗСМ — общий объем запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;

ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с учетом пересчитанного объема незавершенного производства);

ДЗ — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;

ДА — сумма денежных активов на конец предстоящего периода;

П — сумма прочих видов оборотных активов на конец предстоящего периода.

Определение оптимального соотношения между постоянной и переменной частями оборотных активов необходимо по следующим причинам. Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных особенностей осуществления операционной деятельности и сезонных особенностей спроса на продукцию компании. В процессе управления оборотными активами определяется их сезонная (или иначе циклическая) составляющая. Они представляют разницу между максимальной и минимальной потребностью в оборотных активах на протяжении года.

Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов включает четыре этапа.

I этап. По результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов (отдельных видов оборотных активов) в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней «сезонной волны».

II этап. По результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.

III этап. Определяется величина постоянной части оборотных активов.

IV этап. На заключительном этапе рассчитывается максимальная и средняя суммы переменной части оборотных активов в предстоящем периоде. Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования.

Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов предусматривает определение доли оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота. Общий уровень срочной ликвидности оборотных активов должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности компании по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам.

Выбор мер по повышению рентабельности оборотных активов. Как уже было сказано выше, рентабельность оборотных активов — это величина прибыли, получаемая на каждый рубль оборотных активов. Данный показатель отражает финансовую эффективность работы компании.

Отдельные виды оборотных активов способны приносить компании прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Поэтому особого внимания заслуживает формирование эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений в результате своевременного использования временно свободного остатка денежных активов.

Минимизация потерь оборотных активов. Все виды оборотных активов в той или иной степени подвержены риску потерь, например:

§ денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь;

§ краткосрочные финансовые вложения — риску потери части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка, а также риску потерь от инфляции;

§ дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата, а также инфляционному риску;

§ запасы товарно-материальных ценностей — потерям от естественной убыли.

Поэтому в процессе использования оборотных активов необходимо предусмотреть выбор соответствующих мер по минимизации риска потерь каждого вида оборотных активов.

Определение источников финансирования отдельных видов оборотных активов и оптимизация структуры источников их финансирования. Источники финансирования оборотных активов подразделяются на собственные, заемные и привлеченные.

К собственным источникам финансирования оборотных активов относятся:

§ уставный капитал;

§ добавочный капитал;

§ резервный капитал;

§ резервные фонды;

§ нераспределенная прибыль;

§ фонд социальной сферы;

§ целевое финансирование и поступления из бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.

Помимо собственных источников для формирования оборотных активов компании используют источники, приравненные к собственным, — так называемые устойчивые пассивы.К устойчивым пассивам относят ресурсы, длительное время находящиеся в обороте компании, увеличивая его оборотные средства:

§ минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды;

§ минимальная задолженность по резерву предстоящих платежей;

§ платежи заказчиков по частичной готовности продукции (если применяется эта форма расчетов);

§ минимальная задолженность по авансам потребителей (если это предусмотрено договорами);

§ минимальная задолженность покупателей по залогам за тару;

§ остатки средств фонда социальной сферы.

К заемным источникам финансирования оборотных активов относятся:

§ краткосрочные кредиты и займы;

§ коммерческие кредиты;

§ инвестиционный налоговый кредит;

§ инвестиционный взнос работников.

Кроме того, источником заемных средств служит выпуск в обращение долговых ценных бумаг (облигаций, векселей).

К привлеченным источникам финансирования оборотных активов относятся:

§ кредиторская задолженность, обусловленная принятой системой расчетов, а также нарушением платежной дисциплины;

§ доходы будущих периодов;

§ резервы предстоящих расходов;

§ задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов.

Дополнительным способом финансирования оборотных активов также является метод, основанный на комбинации предоплат и консигнационных сделок. Данный подход базируется на том, что предоплата, являясь фактором минимизации риска для компании-продавца, дает возможность временного высвобождения денежных средств, с помощью которых можно пополнять оборотный капитал. С другой стороны, условия консигнации предусматривают отсрочку платежа за уже поставленную продукцию. Компания, находящаяся между производителем и конечным потребителем товаров, формирует портфель заказов, в определенной его части на условиях предварительной оплаты. В зависимости от характера поставляемого товара, размера заказа, условий доставки, дальнейшего технического сопровождения товара (если это необходимо) корректируется размер предоплаты и сроки поставки товаров. В то же время закупка товаров производится у компании-производителя на условиях консигнации. Сроки и суммы предоставляемой консигнации также могут варьироваться в зависимости от характера и размера заказа. Таким образом, у компании, находящейся между производителем и потребителем, образуется определенный размер временно свободных средств. Причем размер этих средств и сроки пользования ими обусловлены договорными обязательствами, а следовательно легко прогнозируемы.

В целях создания благоприятных условий для применения данного метода финансирования компании целесообразно расширить спектр предоставляемых сопутствующих услуг, скидок и гарантий своим контрагентам.

На практике компании используют разные подходы к финансированию оборотных активов. В их основу положено предположение, что для обеспечения ликвидности внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов должны возмещаться за счет долгосрочных пассивов. Различие между подходами определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия переменной части оборотных активов.

Существуют консервативный, агрессивный и умеренный подходы.

Варианты инвестирования средств в оборотные активы зависят от выбранного типа финансовой политики, а именно: от того, какие источники финансирования выбирают для покрытия варьирующей части оборотных активов.

Цели и характер использования отдельных видов оборотного капитала имеют существенные отличительные особенности. Поэтому в организациях с большим объемом используемого оборотного капитала разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными его составными частями: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами. В разрезе этих групп оборотного капитала конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотным капиталом организации.

Можно сделать вывод, что основным различием трех подходов к финансированию оборотных активов является величина краткосрочной задолженности, используемой при проведении каждого из них. Агрессивный подход предполагает наибольшее использование этого источника, тогда как консервативный — наименьшее (умеренный подход находится посередине).

Политика управления оборотными активами опирается на финансовые нормативы, разрабатываемые компанией. Основными из таких нормативов являются:

§ норматив собственных оборотных активов компании;

§ система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

§ система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

§ нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и др.

В крупных компаниях политика управления оборотными активами дифференцируется по отдельным их видам:

1) управление запасами;

2) управление дебиторской задолженностью;

3) управление денежными активами.

Рассмотрим краткое содержание каждого из направлений.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.