Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юрисдикционные органы. Судебная система РФ.




Юрисдикционные органы. Судебная система РФ.

 

Если нарушитель добровольно не удовлетворяет притязание потерпевшего, оно может быть реализовано в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры (юрисдикционные органы).

По общему правилу, защита гражданских субъективных прав и охраняемых законом интересов производится судом, однако в отдель­ных случаях она допускается также и в административном порядке, т. е. когда юридический спор рассматривает не суд, а внесудебный (административный) орган. Например, при отказе лица освободить самоуправно занятое им жилое помещение, относящееся к государ­ственному или муниципальному жилищному фонду, оно подлежит выселению не через суд, а по постановлению прокурора. Споры, связанные с патентованием изобретений и других объектов промышлен­ной собственности, рассматриваются в органах Патентного ведомст­ва. Вместе с тем Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46) каждому гарантирует­ся судебная защита его прав и свобод. Это означает, что даже если в соответствии с законом субъективное право подлежит защите в ад­министративном порядке, это не исключает возможности судебной защиты: заинтересованное лицо вправе вместо обращения в админи­стративный орган обратиться непосредственно в суд либо после рас­смотрения дела административным органом, в случае несогласия с его решением, обжаловать последнее в судебном порядке. Однако еще раз подчеркнем, что по общему правилу административные ор­ганы не рассматривают дел о защите субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Это - компетенция судебных органов, составляющих самостоятельную систему - одну из ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Судебная система России состоит из:

•Конституционного Суда Российской Федерации;

•системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации;

 • мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции

субъектов Российской Федерации;

 •системы федеральных арбитражных судов во главе с Выс­шим Арбитражным Судом Российской Федерации;

 • конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Стороны правоотношения могут также по взаимному согла­сию передать спор на разрешение третейского суда - постоянно действующего или создаваемого специально для рассмотрения конкретного спора. При этом третейские судьи (арбитры) выби­раются самими спорящими сторонами. Хотя третейский суд и не является государственным органом, его решения имеют обяза­тельную силу и обеспечиваются мерами государственного при­нуждения, как и решения государственных судов.

Подведомственность и подсудность споров.

Подведомственность - это предметная компетенция юрисдикционных органов, т. е.  круг дел, которые они уполномочены рас­сматривать и разрешать. В отличие от подведомственности, подсудность - это ком­петенция судов того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов или судов общей юрис­дикции) или конкретного суда этой системы.

Проиллюстрируем соотношение подведомственности и под­судности на примере. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбит­ражными судами (а не другими органами, например судами об­щей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться одной из спорящих сторон за защи­той своего права: в Высший Арбитражный Суд РФ или, например, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика, зарегист­рированного в другом субъекте Федерации? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.

Правила подведомственности и подсудности рассматривае­мых судами дел следующие.

Мировые судьи осуществляют правосудие от имени Россий­ской Федерации в пределах судебных участков, создаваемых на территории каждого субъекта РФ. В области гражданско-правовых отношений им, в частности, подведомственны следующие дела (за исключением дел, подведомственных арбитражным судам):

• дела по имущественным спорам при цене иска, не превыша­ющей 500 минимальных размеров оплаты труда;

• дела об определении порядка пользования земельными уча­стками, строениями и другим недвижимым имуществом;

• некоторые другие.

Если в том или ином субъекте РФ мировые судьи еще не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, подведомственны федеральным районным судам общей юрисдикции (такие дела рассматриваются судьями район­ных судов единолично). Решения мирового судьи могут быть об­жалованы в районный федеральный суд.

Федеральным судам общей юрисдикции подведомственны все остальные гражданско-правовые споры, за исключением спо­ров, относящихся к компетенции арбитражных судов. Что касает­ся подсудности, то, как правило, по первой инстанции дело рас­сматривается судами нижнего звена судебной системы - район­ными федеральными судами. Федеральные суды среднего звена (суды краев, областей и т. п. ), а также Верховный Суд РФ главным образом проверяют законность и обоснованность решений, приня­тых нижестоящими судами, и могут их отменять или изменять.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономиче­ским и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим

между:

• юридическими лицами (организациями);

• гражданами, имеющими статус индивидуального предпри­нимателя;

• юридическими лицами, с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями - с другой.

В случаях, специально предусмотренных законом, арбит­ражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а так­же образований, не имеющих статуса юридического лица, и граж­дан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по общему правилу, арбитражные суды рас­сматривают экономические споры между любыми субъектами, за исключением граждан, не являющихся предпринимателями. Поэто­му если хотя бы одной стороной спора выступает гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дело подле­жит рассмотрению в суде общей юрисдикции или у мирового судьи (кроме случаев, специально оговоренных в законе: например, споры между акционерами и акционерными обществами в любом случае рассматриваются арбитражными судами). Следует также иметь в виду, что споры с участием граждан- индивидуальных предприни­мателей, если они не связаны с осуществлением этими гражданами предпринимательской деятельности, подведомственны не арбит­ражным судам, а судам общей юрисдикции. Например, предприни­матель покупает себе в магазине телевизор, который через некото­рое время выходит из строя. Предприниматель требует от продавца возврата уплаченных денег, а тот отказывается выполнить это тре­бование. Возникший спор, несмотря на то, что его участниками яв­ляются предприниматели, подлежит рассмотрению в районном суд: общей юрисдикции или у мирового судьи в зависимости от цены иска, поскольку он не связан с предпринимательской деятельностью истца (телевизор приобретен не в коммерческих целях, а для удовле­творения личных бытовых нужд покупателя), т. е. истец в данном слу­чае действует не как предприниматель, а как обычный гражданин.

Из сказанного видно, что подавляющая часть всех экономи­ческих споров относится к подведомственности арбитражных судов. Причем это не только гражданско-правовые споры, но также споры, возникающие из административных и иных правоотношений, если они связаны с предпринимательской или иной экономичес­кой деятельностью и их участниками выступают перечисленные выше субъекты либо если эти споры прямо отнесены законом к компетенции арбитражных судов.

В отличие от системы судов общей юрисдикции, нижним звеном системы арбитражных судов являются федеральные ар­битражные суды республик в составе РФ, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Именно они рассматривают по первой инстанции ос­новную массу подведомственных арбитражным судам дел. Феде­ральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ, как правило, занимаются проверкой обоснованности и законности решений нижестоящих судов. Исключение составля­ют дела по экономическим спорам между Российской Федераци­ей и ее субъектами, между субъектами РФ, а также дела об оспа­ривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов ис­полнительной власти и некоторых других актов высших государ­ственных органов. Такие дела рассматриваются по первой ин­станции Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общее правило территориальной подсудности дел как ар­битражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд (соответственно, в арбитражный суд субъек­та РФ или в районный суд общей юрисдикции) по месту нахожде­ния или месту жительства ответчика. Из этого правила существу­ет ряд исключений, когда территориальная подсудность опреде­ляется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторо­нами в договоре (договорная подсудность) или императивно зако­ном {исключительная подсудность). Исключительная подсуд­ность установлена, например, для споров о правах на недвижимое имущество: эти споры рассматриваются судом по месту нахождения такого имущества.

Что касается Конституционного Суда РФ и конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ, то они непосредственно не рассматривают дел по экономическим спорам. Вместе с тем по­становления Конституционного Суда РФ имеют для сферы пред­принимательства важнейшее значение. В числе других дел, отне­сенных к его компетенции, Конституционный Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конститу­ционных прав и свобод граждан нормами закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Если Консти­туционный Суд придет к выводу, что положения закона не соот­ветствуют Конституции РФ, то нормы, признанные таким образом неконституционными, утрачивают силу и более не могут применять­ся, а вынесенные на их основе (в том числе арбитражными судами) судебные акты подлежат пересмотру в отношении заявителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...